1990 г 23 октября. Пустые полки

Вячеслав Вячеславов
    Неожиданно ко мне в гости пришел Сергей Хлебников.  Полчаса просидел со мной на кухне, сказал:
— Нет друзей.
Я не понял:
— Но ты же с кем-то дружишь?
— Товарищи есть, но им не до откровенности. Будешь откровенным — прогоришь в деле.
— Ты не боишься, что тебя могут за пятерку убить свои же? Сколько таких случаев.
— Нет, я с такими не вожусь.
— Ну, не за пятерку,  я немного утрирую,  за сто, сто пятьдесят?
— Нет,  не думаю.

Мы обсудили нынешнее положение и согласились, что в будущем нашу страну не ожидает ничего хорошего, особенно из-за этой новой президентской программы, которая не вытаскивает страну из болота. Намерения уехать за границу у него нет, учебники старые, неинтересные, не вызывают желание изучать.

Он нахватался юридических терминов, манипулируя которыми можно создать видимость хорошего знания, поэтому учится легко, ставят пятерки.

— Работу адвокатом очень трудно найти, нужны связи.
— Их же у нас очень мало, — недоумевал я.
— И никому не нужны.
— Значит, ты ещё не определился? Ты же не пристаешь ни к одному из берегов.
— Я плыву по реке,  это тоже жизнь,   и более интересная, чем стоять на берегу.
— Но там опасно, водовороты, можно и утонуть.
— Я их предвижу.  Родители не понимают меня, заставляют идти на работу,  а там такая серая рутина, которая выматывает, и ничем хорошим не кончится, разве что снова 33-й статьей. Я уже работал на заводе и знаю, что это такое.

Он ждал, что я что-то скажу по этому поводу, стану, или на его сторону, или на другую, но я промолчал. Не мое дело вмешиваться в чужую семью и что-то советовать. Гена достаточно зарабатывает, чтобы прокормить сына,  не будь этой возможности, ему невольно пришлось бы устраиваться на работу.

Впрочем, он не говорил прямо, что занимается спекуляцией,  но как бы подразумевалось, что я это знаю,  догадался по обмолвкам, как-то Нина говорила, что он ездил в Москву с большой суммой денег, которые принадлежали товарищам. Мы тактично промолчали, не спрашивали, что за нужда ездить с чужими деньгами?

И сейчас он, оказывается, пришел не ради меня, а чтобы спросить Владу, как поступает товар в магазины УРС, у него много талонов, на которые скупает товары,  а потом перепродает их. Спекуляция превращается в доблесть. Но надо понимать,  кто виноват в таком положении? Почему нельзя пойти в магазин и купить этот же товар и за такую же цену? Да потому, что это невыгодно нашему начальству, которое давно перепутало свой карман с государственным.  Поэтому ни у кого не поднимается язык для осуждения новоявленных бизнесменов.

По телевидению успешно идеологизируют зрителя. На прошлой неделе повторно шла "Рабыня Изаура", сейчас  "Сержант милиции" и "Американская трагедия". Всё хорошо, прекрасная маркиза.

25 октября на сессии России Волкогонов сказал, что нынешняя ситуация напоминает ему предреволюционную в 17-ом, когда из-за отсутствия сильного центра начались кровавые времена, то же самое ждет нас и сегодня, если мы не примем меры. Нужен новый лидер, способный создать такой центр, но это  не Горбачев. Прочитайте его речи, и вы не увидите там ни одной свежей и оригинальной мысли. Ни в одном государстве съезд не стоит над парламентом, поэтому и нам надо отказаться от такой практики.

По телевидению критику Горбачева вырезали, слышал в этот же день по «голосам», поэтому и ждал по телевизору, но не дождался. Зал никак не отреагировал на слова знаменитого историка. Правильно сказал Мананников:

"Нищий и бесправный парламент  работает бесперебойно".
Похоже, они тоже это сознают и не хотят дразнить гусей.

В этот же день перед парламентом России выступил Колокольников, зачитав обращение к Ельцину и парламенту от коллектива ВАЗа о переподчинении завода — России и самим рабочим, пообещав удвоить выпуск автомобилей. Непонятно, каким образом? Где он возьмет прокат и комплектующие детали? Голословное утверждение.

Вспомнил единственную встречу с ним в Союзе рабочих, когда он с нескрываемой завистью говорил, что начинал вместе с Каданниковым простыми инженерами на заводе, и непонятно как удалось К.  так высоко взлететь?

А если бы наоборот? Тогда бы Каданников строил бы козни Колокольникову и отчаянно завидовал.  Поэтому к нему у меня нет доверия.  Он пытается воспользоваться ситуацией, утопив Каданникова, стать на него и подняться.  Трудно  поверить, что он может быть директором лучше Каданникова, который мне тоже не  нравится,  хотя бы потому, что  на заводе ничего  не меняется. Может быть, моя ступенька низка? Но в любом случае,  значительные  перемены всем видны и всегда ощущаются рабочими.

Горбачев  указом повысил  процентные ставки в сберкассах. До него не доходит,  что инфляция идет  быстрее,  чем прибыли, даже такие,  в сберкассах. Эта мера выгодна лишь советским миллионерам,  которые никуда не могут вложить свои деньги,  и они бесполезным грузом лежат в банке под мизерный процент.

27 октября в восемь утра проснулся от шума крыльев синицы, которая трепыхалась у чуть приотворенной форточки, и не могла выбраться на волю.  Пролетела по комнате, и я подумал,  что нужно встать и открыть дверь. Но вдруг стало тихо.  Встав, удивился, что через такую щель в один сантиметр смогла выбраться синица, потом понял, в углу окна щель составила квадратный сантиметр, куда и смогла протиснуться сообразительная синица. Невольно подумалось, по народной примете такой прилет синицы является каким-то знаком судьбы, и даже предвестником смерти.

Радио сообщает, что наши советские миллионеры стоят в очереди на Мерседесы, которые стоят восемьсот тысяч рублей, а к тому времени, когда подойдет очередь, цена поднимется до миллиона. И в это же время нам говорят: затягивайте потуже пояса, не покупайте лишнего.

Приняли в первом чтении закон о спекуляции — это когда во все голоса трубят о переходе к рынку.  Правая рука не знает, что делает левая? Раздвоение личности? По-моему,  полная неспособность управлять государством.  Рыжков, отвечая на вопросы членов съезда независимых профсоюзов, сказал, что наш народ не готов к переходу на рыночные отношения. То есть  этот  процесс нужно, как можно дальше отдалить. 

Неужели он не понимает,  что на следующий срок Горбачева не выберут, следовательно,  и он слетит со своего поста, а время будет безвозвратно потеряно, и его будут склонять по всем падежам, проклиная за некомпетентность.

29 октября. В магазинах разбирают соль. Женщины рассказывают друг другу страшилки, мол,   кончается соль, накопленная ещё при царе: а своей не запасли. И этому верят,  потому что вера во все потеряна,  и знают,  что от нашей власти ничего хорошего ждать не приходится, коль даже соли нет.

В Грузии прошли многопартийные выборы 34 партий, но реально претендовали на власть четыре блока. Голосовало чуть более 50%, Абхазия и чеченцы не голосовали, бойкотировали. Оппозиция набрала 80%, коммунисты – 20%.

Горбачев из Испании приехал во Францию, в интервью он сказал:
"В Союзе не хаос, а родовые муки. Советский народ сохранил преданность социализму".

В 1978 году по просьбе Тодора Живкова КГБ убило в Лондоне  болгарского писателя диссидента отравленным острием зонта. Георгий Марков успел перед смертью сказать, что в метро какой-то мужчина уколол его зонтом. Нашли обломки стеклянной ампулы с отравой.

Нынешний первый зам. пред. КГБ Филипп Денисович Бобков многие годы возглавлял Пятое управление КГБ, то есть   был "идеологическим контрразведчиком". Он занимался репрессиями против диссидентов.

Чтобы до конца развалить компартию, лучше, чем Полозков,  не найти.  Это именно тот человек,  который нужен.  Да и вся нынешняя тактика властей действует   точно в заданном направление, как можно надежней дискредитировать коммунистов,  и это им удается. Выдали талоны: на спички — три коробка, 400 граммов крупы, 600 граммов муки, 300 гр. животного масла.  В число дефицита попали макароны, яйца, соль.

31 октября. Самая большая очередь в сто человек за яйцами. В "Руси", то пусто, то густо, в основном торгуют по талонам и паспортам. Купил за пять копеек шнурки для туфлей, в обувном отделе только тапочки и кирзовые сапоги.
"Мы рождены, чтоб Кафку сделать былью".

Центральное радио спохватилось, что по эфиру редко звучат песни республик, сейчас  наверстывает упущенное, звучат молдавские, узбекские мелодии. Парламент России начнет с первого ноября отсчет своей программы, следовательно, игнорируя союзную.

1 ноября в 16 часов на девятый этаж к нам пришел вор, паренек лет 16, постоял, посмотрел на нашу дверь, но не рискнул, спустился вниз по лестнице. Лада сказала мне об этом, и я спустился к шестому этажу, где он стоял возле мусоропровода, зачем-то уткнувшись лицом в стену — он слышал, как я спускаюсь. Я остановился возле него, намереваясь спросить, что он здесь делает, но он опередил меня.

— Здравствуйте.   И до свидания. – Сказал он и быстро побежал вниз.
— Ты что, воровать сюда приходил? Я тебя запомнил, — прокричал я.

Расстроился от своей беззащитности, а если бы мы все были на работе? А они, вон, постоянно ходят, проверяют, уже со вторым вором столкнулся лицом к лицу, но  не схватишь, не докажешь, что он вор, ничего  не украл,  а потом уже будет  поздно.

Горбачев ничего не делает, чтобы стабилизировать обстановку,  или же он не понимает, как это можно сделать?  А всего и нужно — раздать землю и предприятия.

Кудряшов по поводу напечатания книги Н.  насмешливо сказал:

— Для этого надо с ними выпивать.

И я подумал, не такой ли ценой вышла его книжка,  которую я взял в библиотеке?

Попробовал читать, но всё так серо, даже сюжет не захватывает. Если бы я пресмыкался перед Валей, лебезил, то она бы снизошла, чтобы замолвить словечко перед нужными людьми, а я даже простой благодарности не проявлял, наоборот, даже позволил себе обидеться. 

Хотя,  если бы вышла моя книжка, она была бы не намного лучше выпущенных в этом году. Но так хочется, ведь это цель моей жизни, оставить хоть маленький след.

Впервые в этом году после войны, СССР стал импортировать нефть.

2 ноября. Вечером пришла мать:

— Я на минуту. Мне было откровение, что ты и твоя семья стоите над пропастью.
Я засмеялся:
— Всем бы так стоять над пропастью, как я стою.

Она тоже засмеялась.  В прошлый раз она уговаривала пойти в молельный дом на Мичурина, "там нет таких, как ты".  Как  ей хочется поставить меня на колени,  напугать. Она понимает,  если склонит меня к вере, то, значит,  снова вернет себе власть, и будет командовать как встарь, а я буду покорно прислуживать. Ей всё кажется, что она умнее других, и нежелание подчиняться ей,  воспринимает как упрямство.

Рассказала, что хочет вызвать московскую комиссию, которая бы установила, откуда у неё дар предсказания, от черта или от сатаны? Мол, нынешние верующие говорят, что от сатаны,  но как это  может быть, коль она верует в Бога? Действительно, человек может сам себя свести с ума, что она и сделала.

Обычно больные подагрой или туберкулезом талантливы. Но я не хотел бы такой талант, поэтому у меня его и нет.

6 ноября вечером пришел Гена и сказал, что приехал Костя, и сегодня вместе с женой будет у них, чтобы мы пришли.

Едва узнал Костю, не видел лет 12, располнел, большая залысина,  но взгляд мягче. Его жену не узнал, словно ни разу не видел. Выпили по две рюмки, когда пришел Сергей, придурковато похихикивая,  я было подумал, что он накурился наркотиков,  но, видимо, у него это от смущения, такая своеобразная манера поведения.  Немного посидел с нами и ушел куда-то с ночевкой.

На следующий день, они с утра пришли к нам, и часа три посидели, распив две с половиной бутылки водки и вина. В основном пили Костя и Гена, я часто пропускал.

Парад был коротким,  а показ демонстрации ещё короче.
Голоса передали, что возле ГУМа 38-летний ленинградец стрелял в воздух из обреза.   Зачем ему это понадобилось? В Минске двое бросались перед танками, не давая проехать к площади, омоновцы их забрали. Настроение не праздничное, и почти никто никого не поздравляет.

В "Огоньке" прочитал интересную статью про хиромантов, ради любопытства решил посмотреть чужие руки, до этого как-то не было такой цели и возможности.  У Гены линии руки схожи с моими, у Кости немного отличаются, но у Люси на ладони сплошной хаос переплетённых линий, сам Черт ногу сломит. Судя по расположению линий, она и жить уже не должна. У нее беспокойный характер,  много требует с Кости, считая, что он должен кормить своих детей и осуждает, что он стремится к карьере. 

Я глупо спросил Костю:

— Почему тебя не выдвинули депутатом? — в подтексте этого вопроса лежало: многих начальников выдвигают в депутаты.

Костя немного подумал.

— А почему тебя не выдвинут в Союз писателей?
— Выдвинут, — успокоил я его.
— Тогда и меня выберут.

Костя немногословен. На расспросы отвечает, мол, с начальством на ножах, конфликтует, не удобен для них. Он зам. нач. производства, но выше не хочет, вероятно, чувствует уровень своей компетентности.

Гена каждый раз садится на своего любимого конька — НЛО, и прочая чертовщина. Скучно слушать об одном и том же, и теми же словами.

11 ноября. Турция начала экспортировать эл. энергию в Аджарию. Мог ли я, живя в Сарпи, подумать о таком бесславном конце СССР, когда вся противоположная сторона была во тьме, а наша светилась многочисленными фонарями — явное доказательство преимущества социалистической системы?

Тревожные события в Чечено-Ингушской республике. Бывший летчик генерал Дудаев против бывшего летчика Руцкого. Указом президента объявили там ЧП, с которым Дудаев не согласился, наоборот, весь Кавказ стал присылать добровольцев на защиту Чечни. Верховный Совет России правильно решил не подтверждать ЧП и начал выводить войска.

Войну нельзя развязывать. Пусть Россия развалится на части, может быть, таким образом, мы сможем встать на ноги? А потом начнем объединяться.  Всё больше и чаще говорят, что Российское правительство заменило собой Центр, ничего не изменилось. Это плохо,  если так.

Афганские моджахеды приехали в Москву на переговоры, требуя прекращения поддержки Наджибуле, ставленника КГБ.

В прошлом году Силаев тайно подписал документы о безвозмездной помощи продуктами Афгану. Вот так. Правители ездят по странам с протянутой рукой, а другой разбрасывают. Прав Карпович, сказав:

"Вонючие партократы. Лимита. Только за последние три года они нанесли непоправимый ущерб государству, заставив, по конверсии, мощнейшие заводы выпускать кастрюли и кружки. В то время, когда они могли приносить стране миллионы долларов".

Всюду страшнейшее разворовывание государства, в котором осталось всего 240 тонн золотого запаса. Остальное вывезено коммунистами.  И они ещё голову поднимают, кричат о попрании прав, конечно, своих. Когда они попирали чужие права, то они молчали, это их устраивало.
Потеплело +6. Поменял халаты и ботинки.

Ника вовсю показывает характер. Требуя, кричит возмущенно, начинает орать, плакать без слёз, потом бросается на пол, кричит и смотрит, как действует ее крик.  Все дети по-своему делают это открытие. Про меня мать тоже рассказывала, как я, в таком же возрасте, устраивая истерики, кидаясь на пол, а она, мол, не понимала, что с ребенком делается, не больной ли? Потом ей посоветовали при такой истерике побить. Побила. Истерики прекратились. Но кто может сказать, не повлиял ли такой подход на весь будущий характер, когда у такого маленького уже отняли свободу самовыражения, показав, что другие намного сильнее и они не хотят и не собираются с тобой считаться. Мы на Нику не обращаем внимания, и она поняла, то, что проходит у неё с мамой, у дедушки с бабушкой не пройдёт, сама успокоилась.

Читаю мемуары Эренбурга. Уже не тот интерес. Мы все люди своего времени.  Редкие писатели могут вырваться из него, быть впереди, не устареть через век, через два.

Позвонил Букатову. Поинтересовался рукописью, он обещал напечатать осенью, а я, не выдержал, расхвастался, понадеявшись. Я слишком доверчив.  И в то же время думаю, что сглазил, как обычно бывает, если бы промолчал, то никаких затруднений не было бы, повесть начали бы печатать, ничто бы не помешало.

Но в том-то и дело, что я не мог не проболтаться, то есть  как-то изменить судьбу, и она поехала по наезженной колее. Урок на будущее — не трепать языком. Я слишком не выдержан. Но с годами становлюсь мудрее, чаще сдерживаюсь, молчу,  но не делает ли это меня пресным, неинтересным? Мне не нравятся молчуны, скучно с ними.

Букатов, как никто другой напоминает кагебиста, проявляет такую же вежливость, больше ничего не сказал, кроме того, что рукопись пока лежит. Я не стал надоедать,  и ещё что-то спрашивать, тут же извинился и положил трубку, пусть не думает, что собираюсь канючить. Если не судьба, то нечего торопить время. Становлюсь фаталистом. Чему суждено быть, то состоится, как ни упирайся.

Заболела голова во время смены. Обратился в медпункт, как иногда бывало, но мне отказали — нет лекарств. Понял, что наши власти зашли далеко, как можно при очень большом желании. В заначке ящика в раздевалке отыскал одну таблетка цитрамона, к концу смены полегчало.

Радио сообщает, что Госбанк оказался банкротом, не оказалось золота, даже тех 240 тонн, о которых постоянно писали всё время советской власти. Неужели не будут судить тех, кто довел страну до такого состояния?

"3айцы читают экономический журнал.
— Теперь я понял, — говорит один другому, — что причиной коррупции у волков было отсутствие гражданской смелости у нас,  зайцев".

Никонов сказал, что Пряничников, который работал у нас на кардане,  при смерти — рак. Он моего возраста, медлителен, чуть прихрамывает. Создавалось впечатление, что он несколько высокомерен, хотя причины для этого не было. Этакая снисходительность, сам по себе, не общителен. Два года был соседом по огороду, потом взял дачный участок и перевёлся в Ш-9 контролером.

К Пихтовникову приехал старший сын, который сошелся с женщиной, у нее сын 7 лет. Уже полгода не работает, проедают деньги, которые собрали на машину, думали, что здесь купят за 20 тысяч. Мальчик с кем-то поджег кусок резины в подъезде. При выяснении оказалось, что он часто без спроса берет пачки сигарет, которые Пихтовников собирает для своего сына, который служит. Пихтовников взял металлический прут:

— Вот сейчас как переебу, будешь знать, как брать чужое. Чтобы не подходил к нашей комнате. Ещё раз замечу, вот этим прутом отделаю.

Мне рассказывает:
— Недавно был день рождения старшего, и поссорились. Младший хотел драться, все наскакивал, я тоже тянулся, а старший загораживал его. Младший кричал: Мы тебя выселим отсюда. А я им, валите, чтобы духу вашего не было.

Жадность проявляет необычайную. В БТК провели жеребьевку товаров. Разложили разные товары по боксу и разрешили входить по одному, начиная с тех, у кого больше рабочего стажа. Я вошел в середине списка. Минут пять выбирал. Всё такое ненужное, что смело можно выйти, ничего не взяв. Но взял расписанные часы, такие же взяла и Вика. Часы купили из бракованной партии, возможно, за взятку, поэтому они скоро остановились, и я купил себе новые.

Пихтовникову показалось, что подарок — набор постельного белья — очень дешев. Мол, 20 лет проработал, мало, дайте ещё. Не дали,  и он в гневе швырнул на стол, тогда и этого не надо. Хотя получил "Оку" за три тысячи, видеомагнитофон, холодильник, куртку, и всё лишь потому, что он ветеран. А я только и взял, что пылесос, и меня тут же вычеркнули на несколько лет из списка, пока остальные не получат, и всё потому что я никогда не выступаю, не прошу, не требую.

Снова неукомплектованные автомобили стоят на улице вдоль вставок. На запорошенных снегом стеклах пальцем написано "Слава КПСС", через несколько авто ещё надпись "Моё". Кто-то дурачится.

13 ноября. Впервые после долгов перерыва летал во сне, сначала на самолете. Нравится летать, с удовольствием смотрю вниз, где ночь, свет от иллюминаторов падает вниз и скользит бликами по земле. Самолет приближается к горе и летит вверх, чуть ли не вплотную над дорогой.  А вниз лечу сам, без самолета, лежа на спине, вперед босыми ногами, усилием воли удерживая себя на высоте. От меня зависит, как долго смогу пролететь. Жаль, высота всё больше уменьшается.

За неделю до этого сон во сне. Снится: показываю Вике, что мне снится, как бы в виде картины: красочная картина пейзажа Батуми, от моря до границы с Турцией.

Вике удалось купить демисезонное пальто за 146 рублей.

16 ноября Горбачев, отчитывался перед ВС, ничего конструктивного, бледная речь. Снова стали транслировать речи по радио и телевидению. Лишь два-три человека вместе с Собчаком сказали то, что нужно сказать.

17 Ноября с десяти утра прямая трансляция сессии. Многие выступавшие льют воду. Афанасьев выступил правильно, признал работу правительства   неудовлетворительной и потребовал отставку.  Но слишком много подпевал. 
Закончил второй раз печатать повесть "Ноев Ковчег", сегодня отдам. Неужели напечатают? Не верится.

19 ноября. Странное впечатление производит диктор Кириллов в модном красивом свитере, сытый, ухоженный, рассуждающий и осуждающий нищенские карточки, которые вводятся по всему Союзу. Ему ли понять, как живется народу? Взбунтовавшие депутаты выпустили пар, колобок Лукьянов в очередной раз уцелел благодаря ораторскому искусству заговаривать зубы.

А время идет, это на руку мафии, партаппарату, всем, кроме народа.  Это все поняли,  но изменить ничего не могут, потому что они не депутаты, а депутаты разные, не все хотят, а иные поняли, что бесполезно стену пробивать своей головой.

В местной печати сообщения, что на свалку вывезены несколько тысяч банок мясных консервов. Те, кто видел и знал, несколько раз приходили и набивали свои сумки вполне хорошими, не бомбажными консервами. Если даже и поверить владельцам, то ведь можно было просто вручную перебрать, и хорошие пустить в продажу, а не выбрасывать и закапывать в ямы.

И в эти же дни другой случай — прогуливающийся на берегу Волги, увидел плавающие палки сервелата и жирующих, отяжелевших ворон, которые были недовольны вмешательством людей, которые принялись отбирать вкусную колбасу. То и дело по телевидению сообщения о припрятанных товарах. Люди возмущаются и не понимают, для чего всё это делается, кому это нужно? Теневикам? Они и без того богаты. Рыночные отношения им на руку. Или  же всё это кто-то распускает дурные слухи?

В Субботу по "Маяку" сообщение о лишении депутатского статуса Роя Медведева за неблаговидную деятельность в семидесятые годы против диссидентского движения. Вот так да! Кто бы подумал? То-то я удивлялся его угодническим речам, и не мог понять, как это он, бывший диссидент, натерпевшийся от властей, так униженно лижет зад? Но и другая странность — прошло несколько дней, но в печати об этом ни слова. Почему? Сенсационный материал. Подаст ли Жорес брату руку, или он все это знал?

В прошлый раз Слава, пишущий красивые стихи, выразил желание прочитать мою повесть, и я наивно предложил поехать со мной и взять свободный экземпляр. У него своя машина, правда, очень старая, ветровое стекло сильно треснуто. Он вошел со мной в квартиру, взял повесть и пообещал через неделю вернуть, но даже не пришел, и я сразу подумал, что он из КГБ, куда и отнес мою рукопись. Выходит, я своими руками отдал.  Неприятно об этом думать.

24 ноября встреча с лит. центром о Чехове. Не пошел, не очень приятно на голодный желудок слушать и говорить на отвлеченные темы. У меня более серьёзные проблемы — сломался почтовый замок, а запасной тоже заедает. Поехал в «Тысячу мелочей», но там шаром покати, пошел в "Русь".

К огромному удивлению, увидел нужные замки, взял пять штук. Продавец вывалил их на бумагу и даже не подумал завернуть. Я почему-то растерялся, не мог сообразить, внимательно просмотреть, одного ключа не хватало. Это не столь существенно. Я грубо свернул всё в бумагу и вышел в другие отделы магазина, где ничего не изменилось, то есть не было товаров и покупателей,  пусто.

Недавно на сессии писатель Кугультинов рассказал о встрече и разговоре с американцем, которому сказал:

— Вы знали, что у нас творятся репрессии? Почему же не вмешались? Вы обязана были вмешаться. Нельзя стоять в стороне и смотреть, как проводится геноцид, уничтожают народы.

Следуя этой логике можно и Гитлера оправдать, мол, был движим отеческой заботой о русских, советских, хотел спасти людей. Ум есть у этого «инженера человеческих душ»?

Основной и беспроигрышный довод сталинистов:

— А у нас в деревне ни одного не посадили. Начальников в городе сажали. Их — за дело.

И возразить нечего, ты там не был и не имеешь право говорить, утверждать обратное. Таких убеждать бесполезно, уверены в своих заблуждениях и не хотят уверяться в ином.

25 ноября приехала кузина Валя Кудрявцева. Не видел лет 11, стала ниже ростом, погрузнела, не помолодела. Охотно и много говорит,  заразилась от мужа? С кем поведешься. Ума не прибавилось. Работает дояркой, где нет молодых, если они уйдут на пенсию, то и работать будет некому. Много больных коров, дающих мало молока, и по-прежнему занимаются выводиловкой, деля молоко от ста коров на пятьдесят, то есть,  повышая удои и делая липовых ударников труда. Землю, даже за бесплатно, никто не захочет брать,  некому обрабатывать. Церковь в Благовещенке стоит под зерном, потихоньку разваливаясь. Помню, даже я тогда понимал, что церковь красивая.

Продолжение следует: http://proza.ru/2012/08/08/1667