Дега

Константин Рыжов
Автопортрет. 1854—1855. Музей Орсе, Париж

Эдгар Дега родился в июле 1834 г. в Париже. Он был выходцем  из старинной банкирской семьи, некоторое время учился у последователя Энгра Ламота. В 1856 г. молодой художник неожиданно бросил Школу изящных искусств и отправился в Италию, где  в течении двух лет с невероятным упорством и тщательностью  копировал картины старых мастеров.

Возвратившись в Париж, Дега обратился к исторической теме, однако придал ей необычную для салонной живописи тех лет трактовку. Например, в картине «Спартанские девушки вызывают на состязание юношей» (1860) Дега отбрасывает условную идеализацию античности, стремится увидеть ее такой, какой она была бы  в своей реальной жизненности. Отсюда угловатые движения подростков, изображенных в самом что ни на есть прозаическом повседневном пейзаже.

Во второй половине 60-х гг. он сблизился с импрессионистами и участвовал позже в некоторых из их выставок. Однако Дега был скорее попутчиком, чем одним из них. Он крайне редко работал на пленэре и питал несвойственную для настоящего импрессиониста любовь к линии. Тонкий вкус сочетался в нем с ясностью аналитического ума, готовностью все подвергнуть сомнению для того, чтобы, играя и шутя, снова утверждать низвергнутое. С импрессионистами его сближала влюбленность в «светлые и нежные тона», а так же острый интерес к современной, повседневной жизни.

Для всех картин Дега, начиная с 70-х гг.  типично умение найти неожиданно  свежую точку на изображаемое событие, решительно ломающую традиционные каноны академически  построенных композиций. Вместе с тем Дега был замечательным мастером движения, прекрасно понимал и чувствовал его красоту. Зрителей  неизменно удивляла его способность  запечатлевать мимолетное движение на неподвижном полотне.  Дега любил рисовать балерин, но почти не интересовался показной, праздничной стороной балета, изображая  трезвые будни тружениц кордебалета. Он писал их во время репетиций, завязывающими туфли, делающими разминку – в позах и ракурсах, вовсе не рассчитанных на восхищение зрителя, безжалостно замечал выпирающие ключицы, старательно выворачиваемые ступни и помятые личики бедных сильфид. В этих своих работах Дега открывает красоту асимметрии, случайности. «Танцовщицы – лишь предлог для картины», - говорил Дега.В его искусстве отображен мир, в котором объединены  мимолетное и стабильное, видимость и правда, вымысел и нешуточная трезвость взгляда.

Дега не любил густой, слишком «плотной» фактуры. Поэтому ему так по душе была техника пастели, дававшвя возможность сочетать цвет со штрихом. Здесь он достиг невероятного разнообразия эффектов цвета и фактуры, поэтому  работы Дега, выполненные пастелью, ценятся не меньше, чем написанные маслом картины.

Ценны и интересны опыты Дега со светом. Еще в молодости художник записал в одном из своих рисовальных альбомов: «Интересно показывать не источник света, а эффект света. Сегодня эта область искусства может стать достаточно обширной».  Вместо пленэра Дега исследует  эффекты света в балетном классе, в комнате прачки, в будуаре натурщицы.  Везде его интересует свет как материальный объект. 
Внимательный наблюдатель, он был заворожен тем, как необычно выглядят обычные вещи в ярком свете рампы, и как меняется цвет в ее освещении, становясь то ярким, то бледным, а оттенки требуют дополнительного внутреннего свечения. Газовые фонари и вечернее небо для Дега, как и для Бодлера, представлялись необычайно красивыми, поскольку искусственное освещение высвечивало одновременно  и дивные и кошмарные аспекты людей и предметов. Свет рампы, направленный на певицу, не только освещал сцену, он создавал образ.

Хорошо известны десять картин и пастелей Дега, которым он дал название «Сюита обнаженных женщин – купающихся, моющихся, обсыхающих, вытирающихся, причесывающихся или дающих себя причесать». Моются они в тазу, вытираются самым прозаическим образом, причесываются в ночной рубашке (http://proza.ru/2012/08/08/1609). Дега говорил о своих героинях: «До сих пор нагота изображалась в таких позах, которые предполагали присутствие свидетелей. Мои же женщины – честные человеческие существа, они не думают ни  о чем другом, а занимаются своим делом… Это как будто подсмотрено в замочную скважину». В картинах Дега можно увидеть своеобразное развенчание мифа о женской красоте. Женщины сидят спиной, на корточках, в  «невыгодных»  ракурсах. Вместо  богинь или стыдливых нимф художник изображал неизвестную, но несомненно современную женщину. Дега никогда не стремился сделать модель привлекательной, приукрасить ее. Он писал ее такой, как она есть. Тем самым  он смело реформировал и вывел к новым рубежам жанр «ню» -  самый консервативный и потому ставший самым банальным.

С конца 80-х гг. в творчестве Дега начинают доминировать декоративные мотивы. Знаменитые «Голубые танцовщицы» (1899) (http://proza.ru/2012/08/08/1616) - один из примеров его поисков, где достигнуто равенство формы и цвета. Здесь создается несколько ирреальное, но глубоко  поэтическое впечатление.

После 1912 г. из-за быстрой потери зрения Дега больше не мог работать. Поэтому последние его годы были драматичны: он проводил большую часть времени, бесцельно бродя по улицам Парижа. Знаменитый, но совершенно равнодушный к своей славе, он умер в сентябре 1917 г.

Модернизм и постмодернизм  http://proza.ru/2010/11/27/375