Что в имени твоём, интеллигеция?

Владимир Трипольский
"Народ собирает свои силы в коллективном борении, интеллигенции — в опыте личности." /Пётр Петрович Сувчинский, один из основателей евразийства "Сила слабых"/


Интеллигенция вообще очень размытое понятие. Если изначально латины обозначали им любой вид мыслительной работы, то есть фунцию. То в социальном значении оно стало употребляться в Европе после того, как этот слой людей "критически мыслящих, высоко рефлективных (способных обращать внимание на самого себя, на продукты своей деятельности и их переосмысление), способных систематизировать знания и опыт" стал возрастать в объёме.

Производится от латинского intel–lego, lexi (арх. legi Lcr, Sl), lectum, ere

1) ощущать, воспринимать, подмечать, замечать;

2) познавать, узнавать; подразумевать; понимать;

3) мыслить;

4) знать толк, разбираться.

Как непосредственно intellegentia, включает в себя ряд психологических понятий.

1) понимание, рассудок, познавательная сила, способность восприятия, здравый смысл;

2) понятие, представление, идея;

3) восприятие, чувственное познание;

4) умение, искусство.

Как видно из выше изложенного, изначальный смысл понятия — функциональный. Речь идёт о деятельности сознания.

Термин этот начинает в широком смысле использовать масонство. стремление масонов к влиянию на правящие элиты и интеллектуальное сообщество Франции, Англии, Европы во второй половине 18 в., похоже становится целевым. Окрепнув, масонство проникает в Россию и во второй половине 19 в. пускает здесь прочные корни. А что интеллигенция?

«Кареты, все исполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию» (из дневника В.А. Жуковский)

То есть, российская интеллигенция изначально имела европейские культурные корни. Функционально оставаясь мыслящей элитой нации, она изначально принимала вид отпочковавшейся от европейской ветки. В. Даль в своём словаре (1881г.) характеризует её как "«разумная, образованная, умственно развитая часть жителей". Как и в Европе, российская интеллигенция выделялась из различных социальных групп: политиков, юристов, литераторов, естественников, художникоя, врачей, учителей. Они "генерируют, воспроизводят и развивают культурные ценности, способствуя просвещению и прогрессу общества." (Латова Н.В.)

Но, если на западе интеллигент - это интеллектуал, то в России интеллигенция присваивает себе мессианскую роль с морально-этическим уклоном. Российские интеллигенты идут в народ. И хотя многие только недавно вышли из этого самого народа, он не понимает их. Считает за бар и относится подозрительно. Интеллигенты рады революционным настроениям, многие из них сочувствуют и принимают активное участие в революционном движении. И, несмотря на явные заслуги российской интелигенции перед революцией, В. И. Ленин нелестно называет её "говном".

В революцию 1917 г. и после интеллигенция подвергается жесточайшим репрессиям. В СССР есть два класса: гегемон рабочий класс, зашуганное и униженное крестьянство, и некая прокладка-"страта" интеллигенция. Типа олвейса с крылышками. До сих пор так и нет вразумительного определения этого думающего за всех "феномена". Нет разумных критериев оценки. Её делят на "высшую" (научную, техническую, культурную), "массовую" (специалисты - врачи и инженеры, учителя и агрономы, журналисты и технологи), и даже "полуинтеллигенцию" (техники, фельдшеры, медсёстры).

Так что это: социальная группа? группы образованных людей из различных слоёв? насколько она просвещена или образована?
Теперь к интеллигентскому разряду (если можно так выразиться) относятся многие, начиная с неполно средне образованных и кончая интеллектуалами высшего класса.

"Хотя и этот лоск у нас довольно третьего качества, в духе русского языка и верно по смыслу будет: сей образованный слой, всё, что самозванно или опрометчиво зовётся сейчас "интеллигенцией", называть образованщиной."
(Из статьи А. Солженицына "Образованщина")

Российская интеллигенция, как пересаженная от европейского организма на русско-евразийскую почву, элитно заточенная изначально, требовала особого внимания и ухода. Но, подобно раковой опухоли, она спровоцировала тяжелейший кризис российского организма - революции, гражданскую войну и репрессии. Насколько верно это утверждение? Возникнув как просвещённый и образованный слой российского общества, интеллигенция очень рано превратилась в оппозицию российской власти. Питающаяся безбожными идеями-отбросами европейского организма, она противопоставила себя легитимным российским властителям, людям по большей части глубоко верующим, православным. Тем самым исполняя европейский геополитический заказ на ослабление и свержение власти в России насильственным путём.

Только у настоящего образованца язык повернётся назвать последних русских царей "сатрапами". А сколько грязной лжи вылито на императора Николая Второго и его семью?!

Отринув Бога из сердца своего, российский интеллигент воспринял другую "молитву" образованца - "свобода, равенство, братство". Отрицая Отца и Сына, и Святаго Духа, он с пеной у рта рассуждал о высоких материях науки, о "духовности". Толи не понимая, толи сознательно прихватизируя понятие "Духа". Но разве может быть атеист, человек противопоставлящий себя Богу, тем самым усилием собственной воли закрывший своё духовное зрение, быть одновременно в "Духе"?!

И если "совесть - глас Божий в человеке", то как может атеист или человек, разглагольствующий о "чём-то высшем, Разуме что ли" иметь этот Глас Истины в себе? Российская интеллгенция, призванная дать "слепой" народной вере в Бога зрячесть научного подтверждения и обоснования, сама оказалась слепа и глуха к Вере. Вместо того, чтобы подхватить факел национальной русской идеи и поднять её значение на русско-вразийском пространстве на новую высоту, интеллигенция избирает тупиковый путь безбожников. Этот трагизм российской просвещённой элиты продолжается до сих пор, в веке 21-ом. И внутренний диссонанс делает интеллигенцию вздорной, истеричной бабёнкой. Зачастую неадекватной, мятущейся от того. Она не желает контакта с властью, по привычке исполняя европейский заказ столетней давности. Одновременно вызывая неприятие у народа.

"Интеллигенция - Общественный слой работников умственного труда, образованных людей". (Ушаков. Словарь русского языка)

В этом современном понимании интеллигенту отводится роль простого работника. Подведена определённая черта под полутора вековой борьбой за место под солнцем. Претендуя на ум и честь, а потом и совесть нации, вечно сомневающаяся российская интеллигенция оказалась в последних рядах борцов за национальное возрождение. Учителя и врачи уже не вызывают того беспрекословного уважения в народе, существовавшего несколько десятилетий назад. Мифическая бессеребренность уступила место если не алчности, то жажде наживы. Совершая научные открытия, технико-технологические прорывы, обогащая мировые литературу и искусство, образовывая и просвещая свой народ, куда идёшь российская интеллигенция?
К какому колоколу тянется твоя рука, герценовскому или православному?
Что тебе в отрицании русско-евразийского начала своей родной стихии и преклонении перед европейским культурным лоском?
Оставаясь неотъемлемой частью своего народа, не желаешь ли повторить раковый рецидив революции ради новых "высших" целей?
Что тебе важнее - мифическое спасение мира и человечества или благо своего народа?
Имея острое научно-познавательное зрение, когда прозреешь духовно?

Бердяев Н.А. "Евразийство": "...русская интеллигенция была национально-русским явлением, отражавшим и русские грехи и болезни и русское искание правды.
... Но нужно помнить, что стиль православия меняется, - интеллигенция возвращается в церковь и возвратившийся блудный сын будет в ней играть преобладающую роль."

Сувчинский П.П. "Сила слабых": "Русская интеллигенция издавна привыкла воспринимать европейскую культуру не в сознании равенства, а в убеждении ее превосходства, обязательности, исключительности и правоты. Эта робость и подчиненность безусловно коренится в самом существе русской природы: если уж признать себя неравным, допустить над собой чье-либо превосходство — то необходимо и подчиниться, смириться, малодушно отречься от своего. Это своего рода послушничество, даже самопредательство. В отношении чужих народов стихийная Россия была великодержавной, т. е. владычной, либо разлагаясь, безвольно покоряясь, сдаваясь в работе, — все-таки судорожно сжимала, равно затаивала свои заветы в глубинах народной души…

Всечеловеческие идеи отображаются у различных народов в формах разнообразных культур. Развивая в себе гений всечеловеческого идейного вместительства, русская интеллигенция тем самым совмещала, вбирала в свое сознание, до полного сродства с ними, все разновидности чужих европейских культур, в ущерб самораскрытию и утверждению собственной. Вследствие этого русская интеллигенция оказалась интернационально просвещена, но обезличена.

Специфическая "интеллигенция", конечно, не исчерпывает России как великого целого. В проявлениях владычной великодержавности, в творческом деле культуры Россия хранит, как драгоценное достояние, примеры своеобразной, исключительной и подлинной национальной воли." (добавлю, и культуры! В.Т.)

Интеллигенция, едва народившись в России, стала возмутителем духа народного. Плоть от плоти русская, она забывает своё начало, едва соприкоснувшись с европейским. И становится в одночасье "блудным сыном". Если русский народ жил по "что немцу (европейцу) хорошо, то русскому баловство", то русская интеллигенция раболепствовала перед европейской культурой и образом жизни. И до сих пор в этом состоянии. "..интернационально просвещена, но обезличена".

(ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗ ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ)