Мама, мамуля, мамочка...

Валентина Бурлуцкая
    Давно собиралась написать о своей маме, но постоянно мешают мысли о том, что не смогу донести до читателей, то-каким замечательным человеком она была.
 Да, была... Давно уже нет мамы, а так хочется порой увидеть её, прижать к груди эту невысокую ласковую женщину- мою любимую мамочку! Так не хватает мне её до сих пор, хоть я сама давным- давно бабушка и прабабушка.
   Мама моя родилась в трудные годы становления  советской власти. Вся её жизнь не была лёгкой. На её молодость выпало военное лихолетье, проводив отчима, которого она любила и считала отцом, на войну, они с бабушкой первое время остались в Подмосковье. Мама была в ополчении, возила на газогенераторной машине продовольствие в Москву. И время лихое, и работа тяжёлая, да к тому же и недоедание, недосыпание и каждый день страшные бомбёжки...
 В одной из этих бомбёжек маму контузило и после лечения их с бабушкой, как семью служащего комсостава, отправили в эвакуацию в далёкую Киргизию. Там маму направили на подземные работы в угольную шахту.
   Трудно, тяжело пришлось на подземных работах моей маме, как и всем её сотоварищам. Самое страшное, что пришлось маме пережить в то время - это ожидание смерти от голода, так как у неё украли продовольственные карточки. Она говорила, что сама не знает, как ей удалось выжить в то время...
     В конце тысяча девятьсот сорок второго года они с бабушкой получили похоронку на отца, а через некоторое время по лживому доносу мою бабушку посадили в тюрьму с клеймом- Враг народа. Бабушка попала в лагерь на лесозаготовки. Сколько же ей пришлось пережить боли и унижений за десять лет лагерей! А молодая девушка, её дочь и моя мама осталась совсем одна, без помощи и надежды.
    Но молодость, есть молодость! Мама встретила моего отца. Они полюбили друг друга. Он тоже работал в шахте, но на поверхности. Его, как отличного станочника забрали не на фронт, а отправили в трудармию, как и маму. У отца был друг и земляк-Иван, который работал на подземных работах и получал более весомый продовольственный паёк. Он-то и помог отцу выжить, подкармливая его. Кроме того, они с отцом меняли на базаре табак на сушёные абрикосы, так как они оба не курили. Это тоже помогало им выживать. Отец рассказывал, какими худыми и бледными были они от постоянного недоедания. Да что говорить об этом, всему нашему народу во время войны жилось так же трудно и голодно.
   Перед концом войны мои родители поженились. Но на маму свалилась новая беда- она попала на шахте в завал. Их вытащили из завала только на третий день. Мама после этого не могла ходить почти два месяца, а под сердцем она уже носила меня. Маленький живой комочек очень хотел жить, и несмотря на такие суровые испытания, маме удалось сохранить беременность. Но на этом наши с ней беды ещё не закончились, будучи уже на лёгком труде, мама работала машинистом лебёдки. И не знаю, как уж это случилось- мамина коса попала в лебёдку и её почти скальпировало...Та страшная авария в шахте напоминала маме всю жизнь болями в позвоночнике, ставшими особенно сильными в пожилом возрасте.
   Родилась я в канун нового тысяча девятьсот сорок шестого года, прожив в уходящем году всего три часа.
   С мыслями и надеждами на лучшую мирную жизнь мои родители, после демобилизации, уехали со мной к родителям отца. Там, неподалёку от столицы Киргизии, в совхозе,   жили мои дедушка с бабушкой и две тёти.
   Почти все жители совхоза жили тогда в бараках. В скором времени дедушке выделили земельный участок и вся семья занялась строительством саманного дома. Сначала все взрослые члены семьи делали большие глиняные, с добавлением соломы, кирпичи. Тяжёлая это работа! Но другого пути не было, никаких строительных материалов в то время купить было негде, да и не за что.

   Глину для самана брали в котловане, который потом заполнился водой из арыка.
По рассказам родителей знаю, что  мама кинулась в  котлован- вылавливать из воды  меня, увидев над водой мои то появляющиеся, то исчезающие руки. Вот только спасать  пришлось уже нас обеих, котлован был глубоким, а плавать мама не умела.
    Много было их, таких случаев, когда маме приходилось переживать страх за мою жизнь- уж очень неуёмным ребёнком я росла. Тем более, что росла-то я  в компании мальчишек-своего старшего двоюродного брата Толика и его друзей. Где нас только не носило, и что только со мной не случалось! Но, несмотря на всякие неприятности, в виде падений,  ушибов, порезов я, довольно благополучно, пережила свой детский возраст.

   У нас был большущий двор, простиравшийся вдоль нескольких бараков, стоявших по соседству. У каждой семьи во дворе был небольшой, крытый соломой, навес, под которым были устроены печи, в тёплое время года  хозяйки готовили здесь немудрёную еду. Тут же , на этих импровизированных кухнях, все семьи завтракали, обедали и ужинали.
      Время было голодное, и в кастрюле у каждой хозяйки готовились самые незамысловатые блюда. Мы, дети, бегая по двору, всегда были рады угоститься у кого-нибудь  варёной картошкой, или, если повезёт, жареными на горчичном масле чёрными оладьями.  Какими же вкусными они тогда казались! Нас всегда кто-нибудь, да подкармливал...
Хлеб мы, как и  все, покупали в магазине- это были большие чёрные буханки с корявыми корками, потому, что мука, из которой пекли этот хлеб в совхозной пекарне, была грубого помола с попадающимися остюками. Точно не могу сказать, что это такое — зато хорошо помню, как эти колючие вкрапления в хлебе, особенно на верхней корке,  царапали губы и язык, когда мои зубы вгрызались в эту корку. Я никогда не приносила домой хлеб целым, за что мне всегда попадало от бабушки.
 Строительство дома было трудным, все были заняты в свободное от работы время постройкой дома.
    Раньше на селе люди помогали друг другу в крупных делах, вот и при строительстве дедушкиного дома не однажды устраивалась так называемая  «толока»- это- когда в один из выходных дней, собирается много людей на помощь- например собираются люди штукатурить дом, или крыть камышом крышу. Весело проходили такие дни! Пришедшие люди работают вместе с хозяевами, звучат песни, шутки и смех, несмотря на то, что все заняты тяжёлым физическим трудом...
       А в это время хозяйка с несколькими помощницами готовит обед на всю честную компанию. Вот так и дом деда под камышовой крышей, с помощью односельчан, был построен за два лета..  Он состоял всего из двух комнат, кухни  и сеней с кладовкой. Дедушка с бабушкой и незамужней тётей ушли жить в дом, а родители со мной остались в бараке.
   Именно в этом бараке проходило моё детство до той самой поры, пока  совхоз не построил новые дома на новой  улице, так и названной - Новой, где родители получили дом. Но случилось это не скоро, в ту пору в нашей семье было уже трое детей.

  Отец работал токарем в механических мастерских, а мама- поваром на полевых станах. Помню, у мамы был персональный кучер, с лошадью и телегой с большой бочкой, в которой он возил воду. На этой же телеге возил дядя Коля и продукты, и маму-повара. Кроме того, по утрам он собирал ещё и женщин по посёлку и отвозил их на работу в поле.
     Помню эту телегу, поющих женщин в белых платочках на ней... Как же красиво, на несколько голосов, выводили они русские и украинские песни! Причём пели они не только по утрам, но и по вечерам, после тяжёлого трудового дня в поле. Насколько тяжёл труд полевода я и сама знаю не понаслышке, мы  школьниками, тоже работали весной и летом в поле- пололи свёклу, кенаф, овощные культуры. Да и каждую осень нас всегда отправляли помогать убирать урожай.

      Мама моя была очень весёлым и общительным человеком. Её любили все- и взрослые, и дети. Для взрослых она была Аннушкой и Нюсей, а для моих друзей и всех остальных детей сначала тётей, а потом- бабой Нюсей.
       Папа всегда ласково звал её Аннушкой. Красивой они были парой! Как-то раньше было принято, что каждый праздник, собирались родственники и друзья, накрывался большой стол. Закуски на нём были самые простые- картошка, капуста, солёные огурцы и помидоры, селёдка... Водки пили совсем мало, зато много пели песен. Мои родители часто пели дуэтом, при этом мама тихонько подыгрывала себе на гитаре. Я очень любила слушать эти песни!И у отца и у мамы были хорошие голоса, и сливаясь в один голос, звучали очень красиво.

    В нашем посёлке было много переселенцев с Украины. Попали они в те края совсем не по своей воле...Но об этом я здесь писать не буду.
   В нашей семье тоже были украинские корни, и именно эти напевные и красивые украинские песни чаще всего звучали в нашем доме. Я даже сейчас, кажется, слышу, как мама и отец поют песню :-Цвитэ тэ-э- рэн, цвитэ терэн...

 - Да, песни и обычаи в многонациональной среде нашего посёлка так перемешались и срослись, что было самым обычным делом, к примеру, услышать песню на украинском языке из уст казашки, немки или представительницы одной из народностей Кавказа. Жили все дружно, никакой межнациональной розни не было и в помине!

   У нас был хороший совхоз, с крепким хозяйством. Дела в нём, видимо, шли успешно. Посёлок облагораживался и расстраивался. Было построено много хороших кирпичных домов, большая школа с колоннами, больница, детский сад. У нас в посёлке были чудесные парки, сады,  Так что,  детство моё можно считать вполне счастливым.

   Мама моя, впоследствии, стала работать в новой совхозной столовой -заведующей. Она всегда  любила готовить и мастерски это делала. Мои друзья детства до сих вспоминают о чём-то вкусном, что они ели в детстве, если заходит разговор о моей маме.
   У мамы была ещё одна большая любовь- мама любила цветы.Ни у кого на нашей улицы не было такого обилия и разнообразия цветов. Поначалу родные и знакомые с удивлением выговаривали маме за то, что на нашем, сравнительно небольшом, участке у дома так много места отведено под цветник. Мама неизменно отвечала в таких случаях:
 - Не только то, что можно съесть,полезно человеку! Мои цветы радуют воспоминаниями меня даже в слякотную зиму!

  Она одаривала цветами всех желающих , будь то просто букет для души, или по какому-то случаю. Недавно найденная мной в сети интернета моя подруга детства, Наташа, сказала мне в разговоре, что именно мамин цветник разбудил в её душе любовь к цветоводству на всю жизнь. Так приятно было это слышать!

    В первое время, как только я завела странички в соцальных сетях, незнакомые мне люди писали сообщения, где задавали один и тот же вопрос- а не дочь ли я Анны Гавриловны? На что я с радостью и гордостью в душе за свою маму отвечала им:- Да, я- дочь той самой Анны Гавриловны! Этой невысокой, улыбчивой женщины с толстой русой косой и большим человеческим сердцем. Мне очень приятно, что люди до сих пор помнят мою маму!
      Мама никогда не могла пройти мимо чужой беды, она всегда и во всём старалась помочь людям, и они отвечали ей на это  любовью.

  Отец  рано начал болеть, стал инвалидом. Маме приходилось нелегко в жизни. Мы, с братом, повзрослев, уехали далеко от дома. Мама жила нашими письмами и встречами во время отпусков. Только сестра осталась жить недалеко от родителей и могла навещать их почаще.
  Папа умер рано, в свой шестьдесят второй день рождения, ночью. Мы с братом приехали с Севера, когда нам сообщили о плохом состоянии отца. Мы дежурили у его постели больше месяца, сменяя друг друга, и когда, казалось бы, ему стало легче, он умер... Оказывается - перед самой смертью человеку становится легче. Раньше я этого не знала.

    Мама осталась одна. Мы предлагали ей переехать к нам, но она отказалась  У неё было много друзей и знакомых и ехать куда-то в неизвестность она не захотела. Замуж мама больше не вышла, хоть и были претенденты на её руку и сердце.

    А потом начался в стране хаос,сначала-перестройка, а потом - Советского  Союза не стало вообще, и мама с сестрой и племянниками оказалась за границей.
 
  Страшно вспоминать то время! И у нас, в России эти годы были трудными, а там, на моей малой родине было и того хуже! Пенсии не платили, деньги, которые мы высылали маме, она тоже не получала. А потом вообще перестали на почте принимать переводы в Киргизию. Сердце разрывалось от боли за маму. Мы старались отправить маме деньги с любой оказией. В то время много  людей занялось торговлей, приезжали и к нам торговцы из Киргизии. Не всегда деньги, передаваемые нами, доходили до мамы, было так, что и родственница не отдала маме деньги, переданные для неё... Но пусть это останется на её совести. Бог ей судья!
     Знакомый бухгалтер подсказала мне, можно отправлять маме деньги,как алименты.Тогда она их будет получать обязательно.Я так и сделала, написала на работе заявление, чтобы  из моей зарплаты удерживали алименты и отправляли их маме. Так мы и жили все, преодолевая трудности тех лет.

   А когда  мама начала  болеть, она согласилась переехать к нам, на Север. Мой брат и наш  младший сын поехали за ней и привезли её в Сургут. До этого, мама с папой были у нас на Севере всего один раз, предпочитая наши приезды к ним в отпуска...
     Наши дети, а потом и внучка, обожали свою бабушку всегда. Да и как можно было не любить такого открытого, доброго и ласкового человека?!

     Бывая в отпусках, я даже обижалась, что нам с мамой так мало удавалось побыть наедине- у них в доме постоянно толпились друзья и знакомые родителей, пришедшие разделить с ними радость от приезда любимых гостей...

   А в Сургуте мама оказалась в добровольной изоляции- мы на работе, она целыми днями одна. Как же тосковала мама по своим друзьям-подругам, по своему родному дому! Она часто говорила :
- Эх, мне бы хоть на пороге своего дома постоять, или за калитку подержаться!
-Но жить одной, и в тех условиях в своей родной Киргизии, мама уже, конечно, не могла.
  Тоска и болезнь сделали своё дело, несколько инсультов пережила мама. После первых двух -она  отошла, вновь начала ходить и разговаривать, удалось её выходить. Но после третьего инсульта мама уже не смогла подняться, несмотря на все наши старания  и усилия врачей. А после четвёртого инсульта мамочки моей не стало...
 
   Мама очень любила, когда я по вечером приходила к ней в спальню  и ложилась рядом на диван, обнимая её. Это были минуты высочайшего счастья для нас обеих! Так было всегда, начиная с моего детства и всю последующую жизнь, даже тогда, когда я сама уже стала бабушкой.
      Помню, я как-то написала маме в письме, что так хочу к ней на руки,чтобы она завернула меня в большой белый пуховый платок, как тогда,в моём далёком детстве... И не поняла на тот момент, почему этот отрывок из моего письма заставил плакать маму, ведь я вспомнила об этом случае с любовью к ней?! Мама написала мне о своих слезах в письме.
 А сейчас сама горько плачу  над этими строчками воспоминаний...

    Мама, мамочка, как же мне не хватает тебя! Даже сейчас, мне-твоей старшей дочери, маме, бабушке и прабабушке не хватает мамы, не хватает твоего любящего взгляда, обнимающих за плечи тёплых, ласковых рук!

      Светлая память тебе, моя любимая!




   На фотографии- мои родители и я( на руках у своей крёстной матери)