Загадка тополиного моря

Эвелина Ахматова
В этом далёком мире солнце восхищает ослепительно яркими лучами на фоне безоблачного летнего неба. А шелест блестящих зеленых листьев тополя напоминает шум волшебного моря.
Эта комната из далекого прошлого, из моего детства. Я мысленно хожу по ней и вижу себя маленькой, смешной и торопящейся повзрослеть. Здесь все осталось
именно так, как в тот день, когда наша семья уезжала навсегда из этого дома, из этого города, и как оказалось навсегда из этой страны, которой сегодня
нет...
А детство мое и детство моих ровесников протекало, именно в несуществующей ныне стране.
Много лет спустя я была проездом в городе детства, и видела наш пятиэтажный дом. Подойдя к подъезду дома, я наслаждалась шумом того самого волшебного
тополиного моря, которое там, вверху, на пятом этаже, в далекой стране, в стране моего детства казалось шумело громче, сильнее и тревожнее... Его гипнотический
шелест рассказывал мне о моем будущем. Но, я только догадывалась тогда о том, что значат его шуршащие слова...

Иногда воспоминания детства подкрадываются в самых неожиданных моментах и бередят сердце своими потрясающими живостью картинами. Ведь, говорят, что самые
необыкновенно яркие впечатления родом из детства.
Вот, она наша уютная детская комната, залитая сочным солнечным светом, в которой мы жили с моей младшей сестренкой, где даже мебель осталась такой же трогательно
родной, а стены с цветной штукатуркой счастливым фоном безоблачной детской жизни.
У окна разлегся старый письменный стол с коричневым дерматиновым покрытием. В ящиках стола я хранила свои детские "богатства": акварельные и гуашевые краски,
пластилин, цветную бумагу, клей, фантики от конфет, цветные и черно- белые картинки из разных журналов, фломастеры, карандаши, бумагу, шариковые ручки
с цветными пастами, тетради и всякую всячину, которая могла порадовать любого ребенка, особенно увлекающегося придумыванием сказочных историй, рисованием
и вообще творчеством.

С правой стороны от окна на стене в круглом иллюминаторе в окружении воздушных акварельных облаков по живым синим волнам плывет парусное судно навстречу
свежему ветру. Это моя первая настенная работа, которую разрешила мне сделать мама. Этот парусник плывет в сегодняшнее время. Но, откуда мне было знать,
что впереди еще до заветного берега столько непредсказуемых бурных штормов и столкновений с коралловыми рифами, странных миражей, сбивающих с верного курса
и опасных подводных течений...

Новым местом жительства стал уютный портовый город на севере. Здесь было настоящее море, настоящие корабли и настоящий соленый морской ветер.

Возвращаясь в свою солнечную комнату из детства, я призрачной тенью опускаюсь на мягкий стул, стоящий у окна за письменным столом и замечаю, что здесь
ничего не изменилось. Ощущения блаженства захлестывают меня полностью, и погружаясь в сладкую дрёму детских воспоминаний, ловлю себя на том, что почти
улыбаюсь. Но, почему почти?
Мой взгляд скользнул по подоконнику и я заметила стоящий на нём керамический горшок с комнатным цветком. Сердце защемило какой-то непонятной ноющей тоской.
Этот цветок мама называла "семейным счастьем"". Она нашла его название в специальном справочнике по описанию и фотографии, расположенной рядом с текстом,
которые полностью совпали с оригиналом, цветущим на нашем окне.
Цветок относился к семейству цукулентов. За всю свою растительную жизнь растение могло ни разу не порадовать своих хозяев цветением. Помню легенду, в которой
утверждалось, что у "семейного счастья" цветы появляются только в том доме, где царит атмосфера взаимопонимания между
супругами и всеми членами семьи.
Однажды мама заговорщически произнесла таинственным шёпотом: "Смотрите, у нашего "семейного счастья" скоро появятся цветы". Мы внимательно стали рассматривать
растение, и заметили очень невзрачные маленькие бутоны. С этого дня все мы следили за развитием цветочных событий, чтобы не пропустить счастливый момент
расцветания "семейного счастья". И... они появились. Потрясению нашему не было границ...
Цветы выглядели пятнистыми пятиконечными звездами, которые источали запах тухлого мяса. Конечно, вид у них был вполне инопланетный, и если
не нюхать, то даже симпатичный.

Меня всегда тянуло к теме путешествий, моря и подводного мира. Не потому ли наша комната была насыщена рисунками из того удивительного мира, который звал,
завораживал и томил неизведанными загадками. На противоположной стене от окна я получила разрешение от родителей на следующее произведение настенной живописи.
На этот раз это стало изображение подводного мира гуашевыми красками очень большого формата. На фоне жёлто- оранжевого подводного грунта с раскидистыми
розовыми кораллами, рыбами самых редких фантастических пород, морскими звездами и коньками плыли полупрозрачные медузы. А в зарослях шелковистых
водорослей притаился упитанных форм осьминог. Морское дно местами было усеяно жемчужными раковинами. Здесь же, на дне можно было бы встретить креветок и морских ежей.
Мне нравилось подолгу воображаемо путешествовать, заглядывая в самые глубокие расщелины нарисованного мной подводного мира. Я открывала для себя почти
другую планету. И была так увлечена этими новыми открытиями, что не замечала бега летящих во взрослеющую жизнь минут.

Оторвав взгляд от настенного живописного полотна, населенного морскими обитателями, я открыла дверцу шкафа, где хранились мои вещи. Внимание сразу привлекла
маленькая картонная коробочка, от которой исходил нежный, сводящий с ума аромат. Это подарок от любимого дяди- первые в жизни духи. Я вдыхала ароматное
облако времени, которому не суждено было уже никогда повторится. Что ж, всё бывает когда-то в первый раз...

Что это? На средней полке сидела маленькая коричневая мартышка из искусственного меха, которая как-то жалко смотрела на меня двумя чёрными глазками- бусинками.
Мне ужасно захотелось прижать ее к себе, погладив по оранжевой драповой мордочке рукой. Эту игрушку я почему-то помню всю свою жизнь. И до слёз дорога
она моей памяти.

Выйдя из комнаты в прихожую, я заметила, что наш старый линолеум, который стелил папа, совсем не изменился. О, сколько раз мы его мыли, сколько раз тёрли
до блеска!
А на стене между родительской комнатой и нашей висит старенькая телефонная полочка, где стоит чёрный телефонный аппарат с круглым диском, и под ним лежит
справочная телефонная книга, обложка которой вся исписана телефонными номерами.
Вдруг раздался телефонный звонок. У меня перехватило дыхание. звонок из прошлого?..
- Да...
- Привет!
- Ну, привет!
- Выйдешь?
- нет, не могу. Занята очень. Я тебе позже перезвоню. Ладно?
- Ну, ладно... Буду ждать.

Очень знакомый голос. Это мой друг. Он когда-то был в меня безумно влюблён. Так, и осталась я в нашей общей детской памяти первой неразделенной привязанностью,
первой безответной любовью. И очень мучилась угрызениями совести от того, что заставила моего друга страдать. Громко и тяжело вздохнув, я обнаружила, что
стою между входной дверью и родительской комнатой.

Я зашла в комнату родителей, которую мы называли залом. Здесь во второй половине дня было всегда сумрачно, ведь солнце сюда попадало только по утрам, так
же, как и в комнату брата, расположенную по соседству с родительской.
Здесь, тоже все было по- прежнему, и мне стало очень больно. Я понимаю, что воображаемое путешествие по квартире моего детства это всего лишь попытка вспомнить
то далекое время, но как мучительно больно мысленно прикасаться к тому, чего нет, и уже никогда не будет. Здесь живет моя детская память, и я пришла к
ней в гости. Но, как холодно и неуютно от того, что нельзя ничего вернуть.
Взглянув на стену за нашим чёрно- белым телевизором "Славутич", я увидела африканские маски. Это папа увлекался одно время резьбой по дереву, и сотворил
эти забавные физиономии. "Африканцы" смотрели на меня с удивлением, словно хотели спросить: "что ты здесь делаешь?
Я и сама с трудом понимала как я оказалась здесь, в тридцатилетней дальности от реального времени, и чувство ностальгии стало удушливо сжимать меня в своих
мучительных объятьях...
Это время моего детства, время самых сладких и ярких грёз, когда вся жизнь ещё впереди, и планы на будущее кажутся прекрасной сказкой.
Выйдя на лоджию, я заметила, что и здесь ничего не изменилось. Вот, слева высится изящным архитектурным сооружением, обложенный керамической плиткой, камин,
который сделал папа. Справа стоит старый большой стол, за которым я любила в дождливую погоду рисовать. А за окном моя школа. Та самая школа, в которой
я училась с первого по восьмой класс. Вот, зеленый школьный дворик, с волейбольными и теннисными площадками, с футбольным стадионом и садом за школой,
где сами школьники с учителями выращивали всякую всячину, в том числе и съедобную, а еще разнообразные цветы.
Я обняла глазами и школьный дворик, и вид, который простирался до самого горизонта. Здесь было все понятно. Здесь было все близко.

Возвращаясь обратно, я решила напоследок заглянуть на кухню, на нашу крохотную кухоньку, с мойкой в правом углу кухни, и газовой колонкой в левом, с дверью
на балкон, и узеньким подоконником, который всегда был чем-нибудь заставлен. А у самого выхода перед обеденным столиком стоял холодильник. Было ужасно
тесно, но так отдавало домашним уютом и
теплотой.

Солнце уже садилось за горизонт, и его розовато-оранжевое пятнышко таяло на глазах. Я смотрела на его последние красные блики и узнавала в них быстротечность
всего происходящего в жизни.
Заметив, что уже поздно, я устало откинулась на спинку компьютерного кресла. Тонко простонал жалобный скрип. Кресло любило своим плачущим голосом возвращать
все на круги своя, и приводить в чувства заблудившихся в дебрях воспоминаний. Мой взгляд упал на полку шкафа, где сидела деревянная фигурка жирафа. Эта
фигурка осталась из того времени, в котором я сегодня гостила. Ее сделал папа, и она чудом уцелела после всех переездов и разнообразных потрясений.

А тополиное море?
Далекое, многообещающее, яркое и манящее своей прекрасной тайной... Зеленое море надежды, любви и прекрасной мечты.
Оно осталось в моей памяти навсегда. Но, теперь оно шумит только во снах.

26 марта- 9 июля 2012г


(Рисунок автора).