Заметки натуралиста 2. Осы

Николай Тернавский
                Осы

Их я заметил в мае, когда отцветали деревья; несколько особей принялись строить гнездо на ветке кизила, на самом видном месте, рядом с завязью.
Ну и пусть,- решил я,- буду наблюдать жизнь насекомых. Осы, осознав себя хозяевами положения, возились под листьями вокруг небольшого ячеистого гнезда и несколько напрягались при моем приближении, поворачивались головами в мою сторону и угрожающе шевелили усами.
Уже в начале июня, когда я перебрался жить на дачу, они стали агрессивнее , вероятно, из-за того, что в сотах были запечатаны личинки. Теперь когда я подходил вечером полить куст, две-три осы поднимались в воздух и угрожающе кружили вокруг меня, другие слетались и, облепив комок гнезда, угрюмо косились в мою сторону.
Как случилось не помню, но однажды наиболее активная особь сходу  ужалила меня в руку. Я вернулся в дом, набрал в большую кружку воды и плеснул на кишащее осами гнездо так, что то оторвалось с зелеными ягодами и упало на дорожку. Не давая насекомым опомниться, я бросился туда и одним махом раздавил гнездо с осами ногой. Несколько уцелевших ос долго кружили у двери и окна, мстительно выглядывая меня. Потом успокоившись, улетели неведомо куда.
Ну что ж, не получилось дружбы, зато определились, кто на даче хозяин, -говорил  себе. -Теперь ищите другое место для гнезда и подальше от меня. Через пару дней я с некоторым сожалением наблюдал, как на сером пятнышке тротуара, оставшемся от раздавленного гнезда, ползали осы, вероятно, справляя тризну. Я  слегка пожалел о своей горячности. Но что-то надо было делать… И зачем на садовом участке разводить ос?.. Ради любопытства… А успеют ли оставшиеся до холодов устроить будущее потомство?.. –Успеют, не успеют?- какое тебе дело. Это жизнь, выживает сильнейший, слабый приспосабливается. Теперь не сунутся, а если и устроят гнездо, то где-нибудь вдали от  глаз людских.
Каким же было мое удивление, когда я заметил вскоре на том же кусте, но на дальней ветке, уткнувшейся в забор, осиное гнездо и прячущихся от меня ос. Вот так-то! Это другое дело, теперь понятно кто есть кто?.. Осы, хотя и хмуро, но согласно кивали усатыми головами.
Погожим осенним днем я выбрался на дачу. Рвал бодылья, траву, складывал в кучу, чтобы позднее сжечь. Но теперь, вероятно, не скоро.
К обеду, хотя и припекло по-летнему, но порывистый ветер гнал с гор тучи, и не угадать, какой погода будет вечером.
Метет по дорожке мелкий мусор, пыль; сухие листья шуршат бесстрастно, навевая мысли о зимней стуже. В лужице у бочки замечаю высохшее тельце осы. Ветер, долетающий сюда, гонит его от одного края к другому. Надо бы убрать, присыпать, но я пригрелся и не хочется вставать с лавки.
Грустно, безысходно… Еще недавно это тельце являло собой живое существо, было полно жизни, а теперь часть мусора. Что для него годы, века, тысячелетия… Погаснет солнце, сгорит Земля, погибнет человечество… - Погибнет? – да, да, когда-нибудь обязательно погибнет… Хорошо, что после моей смерти… Да, смерти. И что я и эта бывшая оса, ее оболочка… -Мы одно целое… Мы представители земной жизни. И то, что наши жизни разные по продолжительности, по энергоемкости и т.д. – это условности. Для Вселенной с ее пугающей бездной они по сути равнозначные песчинки или промелькнувшие на фоне миллиардного небытия мятущиеся искорки.