Река Ориноко

Анатолий Акулов
Мы работали   на сухогрузе «Мико» уже 5 месяцев на линии Америка - Венесуэла и возили  из портов Америки : Тампа, Хьюстона, Филадельфии, Мобиль, Нового Орлеана, Батон Ружа, Бьюмонта, Панама Сити, Гольф Порт  в порты Венесуэлы : Кабило, Маракайбо, Гуарайя, Гуанта, Гуаранао, Матансас - различное оборудование для нефтяной промышленности  богатой  нефтью Венесуэлы.
Бурное развитие нефтяной промышленности требовало больших и регулярных поставок труб, металлоконструкций и другого оборудования, которое производилось в Америке, Мексике  и мы непрерывно  поставляли его в  порты Венесуэлы.
Изредка посещали  порты Колумбии  - Картахену, Санта-Марию, острова Тринидад и Тобаго - порт Лисас, Порт оф Спэйн, Порт О” Пренс, Мексику - порт Вера Круз.
Государство Венесуэла  - «Bene”swela» и c испанского переводится  как  «Маленькая Венеция», с населением в 15 миллионов человек.
Венесуэла была первым в истории экспортёром «чёрного золота» - ещё  в 1539 году  в Мадрид отсюда была отправлена первая бочка нефти. В 1922 году у озера Маракайбо в небо ударил мощный нефтяной фонтан, и Венесуэла стала одним из крупнейших  в мире производителей «чёрного золота».
Нам дали рейсовое задание подняться вверх по реке Ориноко и загрузиться в порту  Матансас  специальной глиной, используемой при производстве алюминия.
Река  Ориноко доступна для океанских судов, и мы спокойно вошли в её  воды и двинулись по реке вверх, к небольшому  порту Матансас, затерянному в джунглях.
За  время работы  на сухогрузе «Мико», мы возили разные грузы: трубы малого и большого диаметра, машины и оборудование для нефтяных вышек, рулоны толстой и тонкой проволоки, тальк насыпью, бумагу в рулонах, бумагу в пакетах, ящики с разной техникой, разные контейнеры, комбикорм насыпью, мальтоза в мешках, бочки  с разными маслами и химикатами, буры для буровых вышек, тонкая жесть в рулонах, большие экскаваторы и турбины, большие вентиляторы,  питьевые цистерны разные, целлюлоза и прочие грузы.
Теперь расскажу немного о реке Ориноко, на которой нам пришлось поработать.               
В Гвианском плоскогорье, в горах, которые лежат на границе Венесуэлы и Бразилии берёт начало река Ориноко. Ориноко – одна из самых крупных рек Южной Америки, третья по величине,  которая берёт начало в горах Сьерра-Парима.
На языке местных индейцев таманаков  - (Оринуку) буквально река и основная её часть  расположена в Венесуэле. Длина реки 2736 километров, это самая длинная река в Южной Америке. Красиво вытекая из гор на север через Венесуэлу, иногда проходя по границе Колумбии, река сворачивает на восток. Зрелище нельзя пропустить, когда река впадает  в Атлантический океан, недалеко от  островов Тринидад и Тобаго.
Река  Касикьяре, которая начинается как ответвление Ориноко, мощное чудо природы, впадает в Риу-Негру,  приток  Амазонки, таким образом, формируя естественный канал между Ориноко и Амазонкой…
Бассейн реки своей большей частью(75%) расположен на территории Венесуэлы, остальная часть территории находится в Колумбии.
Река Ориноко используется как маршрут для различных  судов между странами, где она протекает. В бассейн реки Ориноко входит одиннадцать рек.
Бассейн реки Ориноко в первую очередь -  невероятно красивая природа и великолепное разнообразие представителей животного мира.               
Кроме основных крупных рек в бассейн входят ещё  и  небольшие  протоки, что сплетаются между собой. Первозданная, дикая  река, по праву причислена к одной из достопримечательностей мира. Каждые 6 часов происходят приливы и отливы, поэтому судоходство здесь рискованное.
Венесуэла открыла на территории бассейна  национальный парк Мариус. Природа здесь поистине прекрасна: здесь растут орхидеи, бромелии, папоротники, множество разных фруктовых деревьев и другие экзотические растения.            
Вечером, 21 сентября 1995 года подошли к устью реки Ориноко, взяли лоцмана, три часа шли с лоцманом, потом стали на якорную стоянку. В 5 часов утра запустили Главный двигатель, подняли якорь и двинулись вверх по реке.
Река петляет, иногда ширина её составляет 600-700 метров, то  вдруг становится очень узкой, и мы идем вдоль берегов, словно по естественному каналу, чуть не задевая ветви больших деревьев.
Когда мы проходили по реке, то встречали   дельфинов, кайманов, стаи рыбы  пиранья, на берегах реки  много черепах, игуан, питонов,  а  в окружающих реку лесах  высоченные пальмы,  стаи обезьян бабуинов, самых разных цветов попугаев, туканов, цапель, больших бакланов, орлов  и   других неизвестных нам  птиц.
На берегах реки встречаются дома индейцев на сваях, без стен, прямо над водой, (для защиты от частых половодий)  и они  сообщаются между собой  на лодках (каноэ).
Странно видеть эти дома с оконными проёмами без стёкол  и большими проёмами  вместо дверей, покрытыми пальмовыми листьями,  развешенными между домами плетеными гамаками, с длинными деревянными настилами над водой и причаленные к ним  вереницы каноэ и других мелких плавсредств.
Изредка одно или два каноэ пытаются  приблизиться к нашему  борту, что-то кричат, поднимают над головой связки бананов, манго  и других экзотических фруктов,но мы на ходу  и  индейцы не рискуют подходить поближе, а спешно отворачивают в сторону, чтобы не попасть под струю винта нашего корабля.
Нам всё это  было любопытно и жаль упущенных возможностей, что мы не смогли  полакомиться свежими фруктами.
Сквозь заросли иногда  просматриваются озёра и впадающие в них мелкие речушки, в дымке просматриваются гряды горных вершин - красота неописуемая!      
Странное ощущения вызывали ночные проходы корабля у речных берегов, создавалось впечатление, что ты плывёшь через цветущий  сад, издающий запахи с чудесными, неповторимыми, таинственными  ароматами тропических  цветов, наполненный пением  неизвестных птиц.
Мы часами просиживали на верхней палубе и слушали пение птиц, вглядывались в тёмные чащи джунглей, где сверкали какие-то светлячки, разноцветные огоньки, слышалось ворчание, рыки и тяжёлое дыхание неизвестных нам существ или животных, возможно ягуаров или пум, которых здесь достаточно много.    
Но нам не спалось, когда ещё в  своей жизни можно будет снова увидеть эту красоту и услышать это неземное пение в окружающих нас джунглях.
Просто не верилось, что корабль идёт по реке, что это не сон, не сказка, а  загадочная река, которая называется Ориноко и представляет собой великолепное зрелище.
Словно по бескрайнему изумрудно-зелёному роскошному бархату стелется, извиваясь атласная голубая лента и по  ней наш  корабль  пробирается вверх по течению, добираясь до затерянного в джунглях  порта Матансас.
Итак, через 12 часов хода по реке пришли в небольшой, оборудованный на одной стороне реки, порт  Матансас. Грузят нам  какую-то спецглину, для выплавки алюминия.
Очень сильно ощущаются приливы, отливы и идущие, почти непрерывно дожди.
Пришвартовались, трап лежал на причале, а утром он переместился почти на  ходовую рулевую рубку, а  корабль опустился так низко, что в иллюминаторы  видны  илистые берега причала. Работают медленно, в основном метисы, смесь негров с индейцами, но нам спешить некуда,
Хочется ещё раз увидеть и прочувствовать увиденные красоты великой реки.
Отстояли  ночь и весь световой день, и, когда закончилась погрузка, пришла ночь.
Запустили Главный двигатель, взяли лоцмана,  отдали причальные концы и двинулись вниз по реке, в дельту, а потом возьмём курс на Новый Орлеан, Америку.
Переход вниз всегда намного быстрее, так как помогает течение, но нам выпало в этот переход ещё одно испытание. При огибании одной из песчаных отмелей, корабль коснулся днищем  песчаного дна реки,  и мы долго маневрировали, давая то передний, то задний ход, чтобы сняться с мели…
В конце концов, нам это удалось и мы двинулись дальше, не представляя, что могло случиться с корпусом корабля после посадки на мель, но поступления воды в машинное отделение не было, а вот что с винтом, это можно будет увидеть только в доке.
Мы снова не уходили отдыхать, наслаждались окружающей нас красотой, понимая, что может быть, больше никогда  не увидим  этого чуда природы, название которому  Река Ориноко!