Как приплыл Мерседес?

Валерий Тарасов-Минский
Вечерний Минск, 11 февраля 1997 г.

Как приплыл "МЕРСЕДЕС"
Валерий ТАРАСОВ.


В практике морской таможенной службы каюту капитана судна не досматривают. Из уважения к этим людям во всем мире.
История произошла, когда континентальная союзная Беларусь была настоящей морской республикой и имела выход к голубым просторам нескольких океанов. А ее сыновья, окончив морские учебные заведения, ходили по мировым караванным путям матросами, мотористами и капитанами. Существовал порядок, когда, помыкавшись по загранкам три года, наш мореман имел право приобрести за рубежом авто и бесплатно на своем судне перевезти домой. Но только “тачку" отечественного производства.
В те сказочные для белорусов времена, вопреки слухам, матросики получали не так много. Оклад палубного "волка" — 106 советских рублей. Плюс премии, питание, правда маловитаминное, от которого портились зубы, проживание в каюте с дармовым принайтовленным интерьером, со всегда чистым полотенцем и постельным бельем. О валюте смешно вспоминать. Но разница в ценах и мелочевая контрабанда — например, пенсовые за любым "бугром" из мешка цыгана часики, собранные в Гонконге, приносили приличный доход.
Существовали (как правило, по знакомству и за взятку) выгодные рейсы, когда "зелеными" платили за месяц столько же, сколько иностранному трудяге в тельняшке за день. И тогда можно было привезти домой "видик", "стерву" (двухкассетник) или подержанную, но по отечественным меркам новую, почти дармовую отечественную машину с иностранных распродаж
автомобильного мусора.
Перед рейсом так случилось, что белорус старпом П. в отечественном порту вступился за неприкосновенность каюты белоруса капитана О. На что таможенный чиновник с лысой, как шар, головой бурно отреагировал: "Плевать на глобус", при свидетелях с обеих сторон разговор перешел во взаимные обвинения, перебранку и закончился пари: если ребята- морячки умудрятся из очередного рейса провезти "Мерседес", который не найдут, таможня даст добро и необходимые сопроводительные бумаги на ввоз иномарки в страну. А капитанские апартаменты "корыта" отныне и только на этом судне станут неприкосновенными, как "на глобусе".
...От вида родных берегов шестой части суши в биноклях запотевали стекла. Отечественная таможня ласково потрошила более 10 тысяч вероятных мест провоза какой-либо контрабанды и, ничего предосудительного не найдя, сходила на берег.
И вот при большом стечении любопытствующих с иностранных и отечественных судов океанский трехпалубник снялся с якоря на рейде и пришвартовался к причалу порта. Открылся трюмный люк, и под "бурю оваций" (из репродуктора, с последнего судьбоносного съезда КПСС) над толпой и расступившейся "таможней" появилось хромовое солнце — "Мерседес" — под стрелой судового крана.
Пока Глобус, как с тех пор прозвали таможенного начальника, утрясал бумажное "добро" на ввоз в отечество иностранного "мерса", у трапа выстроилась очередь — посмотреть, как же прятали авто. В пустом подпалубном пространстве трюмные прожекторы оставляли в темноте зону, где и был подвешен автомобильный сюрприз...
Насколько знаю, именно так на Белую Русь попал первый белый ' Мерседес".
У трапа старпом с документами отказался продать престижную иномарку крутым делягам и денежным кавказцам, сел и укатил в отпуск...