Кто цадик?

Пятигорский Реувен
Вчера дал урок в прямом эфире. Название – "Нам доверили чужое добро" (в смысле, имущество).

Никаких историй с того урока сейчас приводить не буду (по-моему, я всех достал своими историями). Но смотрите, какую жемчужину я для этого урока раскопал.

Если высказывание, которое я сейчас приведу, вам известно, я вам завидую – вы давно обладаете бесценным богатством. А я узнал только на днях, когда мне для иллюстраций понадобились рассказы и истории на заданную тему: "человек[1] хранит чужое имущество".

Итак, попалась мне на глаза история с раби Мордхе из Нискиза. [На уроке я так и сказал – "из Нискиза" – как написано в неогласованном тексте. Откуда мне было знать, что речь идет о литовско-белорусском городке под названием Нясвіж (по-нашему Несвиж), недалеко от Барановичей? Теперь знаю.]

Так вот!

Раби Мордехай, адмор из Нискиза, дал определение, кого можно назвать настоящим праведником.

Сначала посмотрите на иврите:

";;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;;, ;; ;;;;;;; ;;;;; ;;;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;; ;;;;, ;;;;; ;;;; ;;;; ;;;;; ;;;;;;;

;;;;; ;;;;; ;;;; ;;;, ;;; ;;;;;; ;;; ;;;;;;; ;;;;, ;;; ;;;; ;;;;; ;; ;;;;) "?;;;; ;; ;;;; ;;;;.(

А теперь мой перевод:

"Вот как надо узнавать истинного праведника. Если на расстоянии 50 парса[2] от него некая женщина мучается трудными родами и кричит от болезненных схваток, – а он не переживает ее боль и не молится о ней, – такого человека нельзя назвать праведником".

** **

Только не говорите мне о мистических каналах связи между евреями прошлого. Дескать, этот текст надо понимать впрямую.

Я его впрямую и понимаю: кто не готов почувствовать даже далекую от себя боль – тот не может называться цадиком[3]. И в том-то дело – что научиться ее чувствовать может каждый из нас. Начнем с ближайшего окружения. Потом по мере успеха можно расширять сферу своего участия.

Это и есть один из признаков любви: сопереживание[4].


[1] Понятно, что речь идет о талмудисте и праведнике. А не про праведников мы не читаем, не правда ли? Вернее, читаем, но только чтобы узнать, как себя нельзя вести.

[2] Поверьте, это очень и очень много.

[3] А если я добавлю, что любой руководитель-раввин должен быть цадиком – так и вообще станет грустно. Между тем, на наших уроках "Еврейского поведения" мы уже дали определение такому раввину: это человек, который (1) знает Тору, (2) бесконечно добр к людям, (3) готов пожертвовать собой ради общины, (4) имеет среди помощников таких же, как он сам, а не бандитов.

[4] Всего таких признаков четыре – по числу наших праматерей (как четыре реки в святом Ган-Эдене): прощать, уступать, помогать (в том числе защищать) и сопереживать