Легенды экскурсоводов

Аманда Глумская
Кавказ! Как много в этом звуков!

И все из них мы сегодня услышим от меня - заслуженного экскурсовода турагенства "Сусанин", но некоторые издадите и вы, дорогие отдыхающие, когда наш замечательный водитель Теймаз помчит вперегонки с летучими джигитами по ухабистым серпантинам, под блеянье коров, дробь камнепадов и выстрелы суровых чабанов.

Солнце скоро встанет, а вы могли бы ещё поспать, если бы не поехали со мной на эту прекрасную экскурсию. Кто очень хочет спать, может закрыть глаза (все равно ещё темно и ничего не видно), но мой голос не даст вам спокойно есть, спать и дышать на протяжении всех двенадцати прекрасных часов нашего прекрасного тура по прекрасным местам прекрасного Кавказа! Нет, меня не заело. Просто надо время словами заполнять. А "прекрасный" - прекрасное девятибуквенное слово, и я его ещё не раз произнесу. И не два.

Кстати о прекрасных турах. В былые времена Кавказ был  родиной туров. Туры паслись на благословенных высокогорных лугах. Шло время, горцев становилось всё больше, туров - меньше, пока последнего не зажарили на шашлык для Брежнева. Тогда задумались горцы. И стали привечать туристов. Чувствуете связь времен? Да не волнуйтесь - горцы очень меткие, но не убили ещё ни одного туриста. Кажется. Хотя очень любят мясо и умеют его готовить. Кавказ-мавказ, шашлык-машлык, к тебе всем сердцем я привык (стихи получились)!

Между тем, мы едем-едем-едем. Вверх-внииз. Вверх-внииз. Вверх-внииз. Посмотрите налево! Там вы видите горы. Посмотрите направо! Там вы тоже видите горы. Горы, возвышающиеся слева называются Тырсу, что в переводе означает "Левые горы", а раскинувшиеся справа - Пырсу, сами догадайтесь, как переводится.

Сейчас Теймаз нажмёт на газ и вы увидите Кавказ (опять стихи получились). Кстати, стихи о Кавказе получились не только у меня. Про Кавказ писал... да кто только не писал!

Лермонтов писал:
"В горах катили воды реки,
 Куда совали руки греки"

Пушкин писал:
"И я там был, нарзаны пил,
Пастушек на лугу любил"

Васнецов тоже писал, но чуть-чуть по-другому.

Здесь на поэтов воздействуют прекрасный воздух, прекрасные горы, реки, озёра, а также прекрасные женщины и коньяк. У кого с собой, может чокнуться с соседом. Я вот уже давно чокнулся – когда мы с Теймазом ехали на гору Кольцо. Я ему говорю – тут нет заезда на кольцо – это тебе не Москва: кольцо вертикально стоит. А Теймаз в школе по геометрии нормально учился, но вертикаль с горизонталью путал всё время.  И в этот раз перепутал. Я,  как очнулся,  сразу звоню Толкиену, говорю – приезжай, у нас самое красивое кольцо в мире. Он тут же приехал и придумал всё это про кольца и властелинов.

Итак, горы на Кавказе везде. Как пел Володя Высоцкий: «Кроме гор могут быть только горы». Или что-то в этом роде. С прекрасными горами связана красивая легенда. В давние времена на берегу горной реки лежал огромный камень. И однажды из камня родился богатырь. Назвали его Сосрук, что значит "дубоголовый, рожденный из камня". Имел он силу отца-камнепада и коварство матери – горной реки. И вот как-то раз исполин Вдындам, питавшийся человеческим мясом, сбросил Сосрука с горы. Падая, Сосрук прочертил головой глубокое ущелье и решил справиться с врагом хитростью: "Эй, Вдындам, силен ты на руку, да слаб на ум. Совсем не знаешь богатырских игр!" - "Научи!" - зарычал Вдындам. "Хорошо! - сказал Сосрук. - Богатыри любят лбом забрасывать камень на вершину горы". И скатил с вершины громадный камень прямо на голову людоеду. Вдындам лбом отбросил камень обратно на вершину и засмеялся: "Хорошая игра. У меня даже голова перестала болеть. Еще учи!" - "Нарты любят ртом ловить стрелы", - говорит Сосрук. Широко открыл свой рот Вдындам, и зазвенели стрелы нарта. Выплюнул исполин пережеванные стрелы и расхохотался: "Хорошая игра! У меня даже зубы перестали болеть. Еще учи". - "Нарты любят глотать раскаленное железо", - уже с досадой крикнул Сосрук, накалил докрасна глыбу железа и кинул ее в рот Вдындаму. "Приятная для желудка игра!" - икнул великан, поглаживая живот, и пошел напиться воды из горной реки. Тогда, взбешенный неудачей, с силою трех камнепадов ринулся Сосрук на людоеда и столкнул его в речку. Поглотила она Вдындама, который до этого не знал никаких болезней. Но не рассчитал Сосрук и сам с размаху упал в воду. Вот с тех пор богатырское здоровье Вдындама и размах Сосрука вместе с целебной силой горных рек передаются отдыхающим на Кавказских Минеральных Водах.

Обливался водами ещё Орехов-Зуй, лечивший здесь свою аллопецию. «Трохи оклемался, кажись, полегчало», — написал он в своём дневнике за день до кончины. Старожилы помнят, как Зуй с бутылкой непочатого нарзана за пазухой и торчащей из-под сюртука оказией болтался с утра по теренкурам, околачивал в тенистых аллеях с грецких орехов каштаны или слушал, как в липах щебечут выпи, которых подманивал фигами.

А сейчас мы подъехали к одной из главных местных достопримечательностей – посту сытых милиционеров (или полицейских по-новому). Судя по тому, как лениво машут они нам своими полосатыми палочками, их сегодня уже кормили, но у них есть замечательная особенность – бездонная утроба, как у Вдындама. Ну вот, пока наш прекрасный водитель Теймаз кормит милиционеров, я расскажу вам ещё одну прекрасную легенду.

(продолжение следует)