Ещё в детстве, сколько себя помню, я хотела стать учительницей. И не
только потому, что обе бабушки- учительницы. Мне нравились русский
язык и литература, и любовь к ним хотелось привить своим будущим
ученикам. Предметы эти мне давались, я знала их лучше других,
поэтому (думала я) мне будет легче учиться в институте.
И ещё. Мне казалось,что, имея дело с детьми, я надолго сохраню
молодость души.
Насчёт "молодости души" теперь сомневаюсь, но, в общем, с выбором
профессии я не ошиблась.
В поздравительных открытках, полученных ( и хранимых мной) от
учеников разных выпусков, не раз встречается фраза:"Я полюбил (-а)
литературу на Ваших уроках!"
А что ещё нужно учителю?..
Окончила Ленинградский педагогический институт имени А.И. Герцена.
17 июля - день, который вспоминаю
уже много-много лет...
Это день моего госэкзамена по
литературе- самому объёмному, самому трудному предмету. Тех, кто его
не сдал, в текущем году не допускали к пересдаче и сдаче других
госэкзаменов. Боялись все его ужасно! Я-не исключение.
Как всегда, беру 3-й билет слева:Карамзин,Тургенев,Маяковский.
Оценки назывались всем по окончаниИ экзамена.
Собрались экзаменовавшиеся. Зачитывают оценки. Доходят до меня- и: "Комиссия
отмечает ответ товарища Лишевской как особо выдающийся в научном
отношении".
Это один из счастливейших моментов в моей жизни!
Через 2 недели состоялся 2-й госэкзамен- по истории партии. Ответила, без преувеличения,
блес-тя-ще! Ни одного замечания! Ни одного вопроса!
Ассистент вышел,
экзаменатор поставил 3...
Вопросов не задавала. Зачем?..
Главная загадка моей жизни!
Через полгода сдавала 2 последних госэкзамена- русский язык (включая
древнерусский) и методику преподавания русского языка и литературы.
Оба- на 5.
Сердитый старый профессор спросил после экзамена по
русскому языку: "Откуда Вы так хорошо знаете древнерусский язык?"
"Учила!"- ответила я. А следовало добавить: благодаря маме, которая
меня гоняла по учебнику!
------------------------------------------
Открывалась в Таллинне новая русская школа, и мне предложили вести
группу продлённого дня. Вела её 1-ю четверть, со второй стала
преподавать все предметы в 4 классе, а потом с 5 класса по 10
преподавала русский язык и литературу в пяти классах.
В 1970 году был мой первый выпуск- пять десятых классов.
Классным руководителем была трижды, вела каждый класс с 4 по 10.
Помню, как я волновалась перед первым днём работы в школе!
Баба Лида в моём детстве рассказывала, что там, где она
работала,одну молодую учительницу ученики дёргали за косы, не слушались...
Того же,то есть непослушания учеников , боялась и я.
Накануне мы с мамой поехали гулять за город.
Я всё время молчу: всё думаю: может быть,не стоит мне идти работать в
школу? Может, сымитировать приступ аппендицита, сделать операцию?
Это не так страшно, как завтрашнее 1 сентября!
Я вот думаю теперь, по прошествии многих лет,что очень хорошая (как
вспоминают бывшие ученики) дисциплина на моих уроках потому была
таковой, что я ,ещё не начав работать в школе, боялась учеников и с
самого начала как "натянула вожжи", так и не отпускала их все 25
лет.
(Во избежание кривотолков: голос на учеников за 25 лет работы ни разу не повышала).
ПРОДОЛЖЕНИЕ: http://www.proza.ru/2012/08/16/1211