Святой Иоанн Кронштадтский (Иван Ильич Сергиев) родился в октябре 1829 г. в селе Суре Архангельской губернии в семье бедного дьячка местной деревенской церкви. «Родители мои были бедны, - вспоминал позже сам отец Иоанн, - притом отец постоянно хворал; от тяжких трудов у него болел живот, в котором были не то грыжа, не то рак, от которого он умер рано, 48 лет, в 1851 году». Сам Иоанн никогда не отличался крепким здоровьем. «Кто из знавших меня в младенчестве мог думать, что я доживу до восьмого десятка лет, - говорил он уже будучи стариком. – Рос я болезненным, слабым, и в самом младенчестве тяжкая болезнь – оспа – едва не свела меня в могилу, на волосок был от смерти, по меткой молве человеческой. Господь сохранил мне жизнь: я оправился и стал возрастать».
Семья Сергиевых испытывала крайнюю нужду. Это, безусловно, наложило отпечаток на характер Иоанна. Он рос сосредоточенным, вдумчивым, замкнутым в себе ребенком. Рано узнав, что такое бедность, горе, слезы, он впоследствии с сочувствием и пониманием относился к беднякам. В 1839 г. отец с большим трудом собрав скудные средства, отвез Иоанна в Архангельское церковное училище. На первых порах учение давалось ему очень трудно, но постепенно он стал делать успехи. После училища Иоанн поступил в семинарию, которую закончил в 1851 г. первым учеником и был принят на казенный счет в Петербургскую духовную академию. «Высшая духовная школа имела на меня особо благотворное влияние, - говорил он впоследствии. – Богословские, философские, исторические и разные другие науки, широко и глубоко преподаваемые, уяснили и расширили мое миросозерцание, и я, Божией благодатью, стал входить в глубину богословского созерцания, познавая более и более глубину благости Божией… Я почувствовал особенное влечение к званию священника и стал молить Господа, чтобы Он сподобил меня благодати священства и пастырства словесных овец Его». Вскоре его пожелание исполнилось.
В 1855 г. Иоанн закончил академию кандидатом богословия. Тогда же ему было предложено занять место священника в Андреевском кафедральном соборе города Кронштадта. Здешний ключарь протоирей Константин Несвицкий по старости должен был уйти на покой и, по обычаям того времени, хотел видеть на своем месте человека, согласившегося жениться на его дочери. Иоанн охотно принял это предложение и по окончании курса женился на дочери протоирея Елизавете Константиновне. Впрочем, он пошел на это только по необходимости. В течение всей своей жизни Иоанн с величайшей нежностью относился к супруге, но сразу же решил для себя, что этот брак будет фиктивным. В действительности, он жил со своей женой как брат с сестрой.
В декабре 1855 г. Сергиев был рукоположен в священники и занял место тестя. Так началось пастырское служение отца Иоанна. Пятьдесят три года – вплоть до самой смерти – он прослужил на одном месте, в Андреевском соборе. В течение сорока лет он был простым священником и лишь в конце жизни, в 1894 г., сделался настоятелем храма. Вся жизнь отца Иоанна оказалась связана с Кронштадтом. Город этот, являвшийся, как известно, главной базой русского Балтийского флота, отличался от большинства городов Российской империи, причем отличался не в лучшую сторону. Помимо того, что это был город-порт (со всеми присущими портовым городам пороками - преступностью, воровством, пьянством, проституцией), Кронштадт служил местом административной высылки из Санкт-Петербурга социально опасных элементов – нищих, бродяг, воров и т.п. Все эти люди ютились в жалких лачугах, а то и в землянках на окраинах города. Нищета была ужасная, нравы чудовищными. «Темнота, грязь, грех, - писал об этих людях один из современников, - здесь даже семилетний становится развратником и грабителем». Среди этих людей, казалось, нравственно погибших, презираемых всеми, и начал отец Иоанн свою проповедь.
«С первых же дней своего высокого служения Церкви, - писал он впоследствии, - я поставил себе за правило: сколь возможно искреннее относиться к своему делу, пастырству и священнослужению…» Прежде всего Иоанн решил заслужить любовь и доверие паствы. Каждый воскресный или праздничный день он произносил в храме проповеди или беседы, которые со временем стали собирать тысячи верующих. Современники свидетельствуют, что праведный Иоанн Кронштадтский обладал удивительным даром слова: он говорил просто и понятно для каждого, голос его проникал в самую душу слушателей. Со временем он поставил себе в обязанность ежедневно совершать литургию. И каждая его служба совершалась вдохновенно со слезами на глазах. Горячая, искренняя молитва как бы лилась из самой глубины его души. По словам одного из очевидцев, отец Иоанн «служил, весь охваченный внутренним огнем… он был действительно как серафим, предстоящий Богу».
Люди очень скоро почувствовали необычайную приязнь к новому священнику и потянулись к нему. Спустя несколько лет, когда имя Иоанна Кронштадтского стало широко известно, на службу в Андреевском соборе собиралось до 5-6 тысяч молящихся. Порою в Великий пост у отца Иоанна причащалось до 3 тысяч человек сразу. На престоле стояло 12 и более святых чаш. Одно только служение в храме должно было отнимать у святого много сил, но деятельность его далеко не ограничивалась этим. Ежедневно он приходил в жалкие лачуги, землянки и подвалы, беседовал с их обитателями, утешал их, ухаживал за больными, стремился помочь материально. Он сам ходил в лавочку за продуктами, в аптеку за лекарствами, приводил докторов, тратил последние копейки из своего скудного жалования на неимущих, больных, обиженных судьбою. Он готов был отдать все, что имел, - даже собственную одежду и обувь; нередко случалось так, что священник возвращался домой раздетым и без сапог.
Но собственных средств пастыря было, конечно, недостаточно для того, чтобы помочь всем нуждающимся. Поэтому отец Иоанн стал обращаться за помощью к жителям Кронштадта, а затем и всей России, призывая их оказать помощь и материальную поддержку беднякам. Он предлагал «всему кронштадтскому обществу, духовному, военному, чиновному, торговому, мещанскому образовать из себя попечительство или братство… и соединенными силами заботиться о приискании для нищих общего жилья, рабочего дома и ремесленного училища». «Подкрепим их нравственно и материально, - призывал он, - не откажемся от солидарности с ними как с людьми и нашими братьями и докажем, что человеколюбие еще живо в нас и эгоизм нас еще не погубил. Как было бы хорошо, если бы ради всех этих причин мы создали Дом трудолюбия. Тогда многие из бедных могли бы обращаться в этот дом с просьбой дать им определенную работу за вознаграждение, которое давало бы им средства для пропитания. И тогда наши бедняки трудились бы, жили мирно, благодарили бы Бога и своих благодетелей». Призыв отца Иоанна был услышан. По одному его слову, а главное, по его личному примеру, многие люди стали приносить и присылать ему денежные средства для помощи беднякам. И с течением времени эта помощь становилась все более и более внушительной.
В 1874 г. по инициативе отца Иоанна при Андреевской церкви города Кронштадта было основано православное христианское братство «Попечительство святого апостола Андрея Первозванного». В него вошли представители самых разных слоев общества. В 1881 г. состоялась закладка здания Дома трудолюбия. Сам же дом был открыть в октябре 1882 г. Он имел четыре этажа и был прекрасно оборудован. При нем имелась церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Основу Дома составляли рабочие мастерские. Первоначально были устроены пеньковая и картузная мастерские (к 1902 году на них работало одновременно более 7 тысяч человек); это было сделано специально для того, чтобы к работе могли приступать люди, не имевшие каких-то специальных знаний или навыков. Всего же мастерские в течение года посещали до 25 тысяч человек. Важно было, что все эти люди получили не подаяние, но возможность честно трудиться и получать за свой труд вознаграждение.
Кроме того, Дом трудолюбия включал в себя особую систему просветительских учреждений и разного рода ремесленных школ, в которых подростки и взрослые могли обучиться какому-либо ремеслу. Так, имелись: бесплатная начальная школа (в которой в 1903 г. обучалось 259 детей); мастерская для обучения различным ремеслам, главным образом, работе по дереву; рисовальный класс с бесплатным обучением для бедняков; мастерские женского труда, в которых обучали шитью, кройке и вышиванию; сапожная мастерская; детская библиотека; зал для занятий военной гимнастикой. Для взрослых была организована воскресная школа. Также устраивались народные лекции, чтения. Существовали бесплатная народная читальня и платная библиотека. При Доме трудолюбия были устроены: приют для детей, дневное убежище для малолетних; богадельня для бедных женщин; народная столовая с небольшой платой и благотворительными обедами в праздники (она отпускала до 800 обедов ежедневно); бесплатная лечебница. Дом трудолюбия, основанный Иоанном Кронштадтским, стал образцом для подобных учреждений, возникавших в Санкт-Петербурге и провинциальных городах России. Дело, начатое им как частная благотворительность, приобрело едва ли не общенациональный масштаб.
Для нормальной работы Дома трудолюбия необходимы были очень большие средства. И они шли в качестве пожертвований от частных лиц и благотворительных организаций. В конце жизни, когда святой приобрел всероссийскую славу, через его руки проходили огромные суммы: сотни тысяч или даже миллионы рублей. Ему дарили не только деньги и драгоценности, но также недвижимость, дома и даже пароходы. Но средства эти у святого не задерживались. Говорили, что он, находясь в толпе, буквально одной рукой принимал от кого-либо конверт с деньгами, а другой передавал его какому-нибудь нуждающемуся. Сам отец Иоанн так говорил об этом: «У меня своих денег нет. Мне жертвуют и я жертвую… туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу». Помимо Дома трудолюбия он финансировал строительство других благотворительных учреждений в Кронштадте, а также целый ряд монастырей и церквей. В 1888 г. отцом Иоанном был построен большой каменный ночлежный дом, рассчитанный на пребывание 84 мужчин и 24 женщин. Символическая плата составляла 3 копейки за ночь. В 1891 г. он построил странноприимный дом с бесплатным и платным отделениями. В 1901 г. им был основан Иоанновский женский монастырь на Каменном острове в Санкт-Петербурге с великолепным каменным храмом. Также отец Иоанн основал и устроил Воронцовско-Благовещенский женский монастырь в Псковской епархии, Вауловский скит в Ярославской губернии около Рыбинска и Пюхтицкую женскую обитель (на территории нынешней Эстонии). Множество других церквей в России были обязаны его щедрой благотворительности: отец Иоанн либо делал вклад в их постройку или обновление, либо дарил им церковное облачение, церковную утварь, другие необходимые для богослужения предметы. «Нет почти в России благотворительного общества или учреждения, которые не пользовались бы помощью отца Иоанна, - писал епископ Михей (Алексеев). – Десятки тысяч рублей им пожертвованы в фонд постройки сибирских церквей».
Впрочем, благотворительность была лишь одной, и, может быть, даже не главной стороной деятельности Иоанна Кронштадтского. Еще при жизни в нем открылся дар чудотворства и врачевания от самых различных недугов. Множество людей избавлялись от своих болезней молитвой святого или возложением его рук. Знаменательно, что эти необычайный способности были дарованы Иоанну Кронштадтсткому не за какие-либо аскетические подвиги, но исключительно из-за его великой любви к ближнему. Сам отец Иоанн неоднократно говорил о себе, что не является каким-то особенным постником или подвижником. «Вообще в своей жизни я не брал на себя никаких особенных подвигов, - писал он. – Не потому, конечно, что я не считаю их нужными, а потому, что условия моей жизни не позволяют мне этого, и я никогда не показывал себя ни постником, ни подвижником и т.д., хотя ем и пью я умеренно и живу воздержно». И тем не менее, не будучи монахом, он смог достичь высочайшего совершенства в духовной жизни.
Однако, живя в миру, отец Иоанн не мог находиться в стороне от волнующих этот мир проблем и событий. Конец его жизни был отмечен резким подъемом революционного и общественного движения. Будучи убежденным сторонником монархии, Иоанн резко осуждал зачинщиков революции, а саму эту революцию воспринял как национальную катастрофу. Глубоко убежденный в том, что объединить, сплотить русских людей можно лишь под знаменами православия и монархии, он не скрывал своих политических пристрастий. В октябре 1907 г. Иоанн был избран почетным членом Союза русского народа – радикальной монархической и контрреволюционной организации. В мае 1908 г. он принял у себя в Доме трудолюбия делегацию из 49 правых депутатов Государственной думы и убеждал их твердо отстаивать самодержавие и препятствовать утверждению в России либеральных свобод. Вместе с тем он неоднократно и очень резко высказывался против Льва Толстого, порицая его взгляды как еретически (он даже выпустил отдельную брошюру «Против графа Льва Н. Толстого, других еретиков и сектантов нашего времени и раскольников»). Его обличения сыграли не последнюю роль в решении Священного Синода отлучить в феврале 1901 г. Толстого от церкви. Все это вызвало гнев со стороны просвещенной части общества. Иоанна Кронштадтского поносила и травила не только левая пресса, но также либеральные издания. Его называли крайним реакционером, черносотенцем, мракобесом, шарлатаном и т.п.
Все это отравило последние годы святого и без того отягченные тяжелыми болезнями. Незадолго до смерти у отца Иоанна резко обострился застарелый недуг – воспаление мочевого пузыря. Его постоянно мучили сильные боли. 9 декабря 1908 г. Иоанн отслужил свою последнюю литургию в Андреевском соборе и после этого уже не выходил из дома. Утром 20 декабря он скончался.
Конспекты по истории культуры http://proza.ru/2011/06/02/190