Три раза в бывшей Югославии Сербия I

Зиновий Бекман
                Три раза  в бывшей Югославии               

         Двадцать пять – тридцать лет тому назад большинству советских граждан  поездка в Югославию была несбыточной  мечтой. Зато она была реальной для  работников Обкомов  партии и их жёнам. Последние по секрету,  «на ушко», рассказывали нам советским обывателям   о том, что Югославия страна с социалистической ориентацией, однако, в развитии  её экономики имеют место элементы капиталистических  отношений, отсутствует дефицит товаров массового потребления, нет строгих препонов в области нравственности и морали. Перейдя на шёпот, покраснев  и потупив глаза, наша коллега Людмила С., жена инструктора Обкома партии, смущенно улыбаясь, говорила:               
      - Вы можете себе представить, чтобы в кинотеатрах демонстрировали  фильмы с откровенно интимными сексуальными сценами, а в Хорватии на Адриатическом побережье( ещё больше покраснев!) мы с Владом купались  на  настоящем  НУДИЙСКОМ ПЛЯЖЕ и, должна признаться, мой Владик не ударил лицом в грязь, сами понимаете ЧЕМ, и не посрамил  ЗЕМЛИ РУССКОЙ…                … Ах, Людмила! Людмила! Шутница, ты наша,плутовка...

       Прошли годы. Нет больше  Югослвии. Она развалилась, как карточный домик, на шесть самостоятельных   независимых государств: Сербию, Хорватию, Словению, Македонию, Черногорию, Герцеговину и Боснию.

       Нет больше и Советского Союза. Он тоже в силу объективных причин и во многом в угоду политическим амбициям Ельцина, Кравчука, Шушкевича и их  приспешников,  рассыпался,  как КОЛОСС на глиняных ногах, о чём, лично мне, искренне жаль.

      В 1996 году из  «незалежной» Украины, захлебнувшейся движением «Руха» пана Черновила под «жовтно- блакитным» стягом, я  с семьёй, репатриировался в Израиль, поселившись в г. БЕЭР – ШЕВе ( в переводе «седьмой колодец»), столице Южного Округа страны, одного из старейших городов мира. Упоминание о нем можно найти в САМОЙ БИБЛИИ.

    Беэр – Шева, лично для меня, - это  счастливый случай  или благоприятное стечение обстоятельств. Здесь я, на второй или третий день пребывания в Израиле, неожиданно встретил своего консерваторского друга Славу Хаймовича  и бывшую однокурсницу в Львовской консерватории Аду Дайчман. К этому времени Слава уже несколько лет был руководителем оркестра мандолин Беэршевской консерватории (музыкальной школы)
и преподавателем класса мандолины, а Адель - директором консерватории. Они предложили мне  стать оркестровым музыкантом, разумеется, на правах волонтера.
И вот уже более пятнадцати лет моя жизнь неразрывно связана с оркестром и коллективом консерватории, где я, по сути, стал « своим человеком».

   Слава Хаймович – талантливый музыкант, блистательный педагог, прекрасный дирижер и аранжировщик, за 20 лет работы в консерватории сумел воспитать плеяду  выдающихся исполнителей – мандолинистов и возродить оркестр, каждое выступление которого, становится событием в музыкальной жизни города. Оркестру мандолин Беэршевской консерватории под управлением С.Хаймовича восторженно рукоплескали благодарные слушатели Германии, Болгарии, Сербии, Хорватии, Словакии, Словении, Италии и Черногории(Монтенегро).

   Встреча с ним – это подарок судьбы, который в условиях эмиграции, помогает мне преодолевать ностальгию по родному Крыму и любимой работе, одного из его ведущих педагогов по классу народных инструментов и директора детской музыкальной школы  в г. Симферополе.

   Кроме Германии, я побывал с оркестром во всех заграничных поездках. О трех из них, в республиках  бывшей Югославии, я хочу коротко рассказать.
Причём, рассказывать о них сквозь приму личных впечатлений, личного восприятия и наиболее ярких, запомнившихся эпизодов и событий.

      В 2001 году  неожиданно сорвалась намеченная поездка оркестра в США на международный фестиваль. Вместо неё в срочном порядке переоформили  билеты, и мы полетели, тоже на фестиваль, в Болгарию, в курортный город Альбена на Черноморском побережье, недалеко от знаменитой Варны.
Целый год, а если быть точным, то до сих пор, меня гложет досада о не состоявшейся поездке в ШТАТЫ.

     В январе 2003 года нам сообщают о запланированном на июль  двухнедельном  концертном турне по городам Сербии и Хорватии. Я снова раздосадован.
Почему не в более популярные европейские страны? Например: Францию или Испанию.  Однако, это решаем не мы. И тут я вспомнил: какой несбыточной мечтой в недалеком прошлом , была для меня поездка в Югославию, а теперь вот она - сбывается мечта, хотя к тому времени я уже успел побывать в Париже и Праге.

    Но возникли  обстоятельства, которые могли помешать моей поездке.
Прошло всего полгода, как я перенёс сложную операцию на открытом сердце – шунтирование. Неизвестно как я буду себя чувствовать к намеченному сроку  нашего турне и смогу ли я выдержать его напряженный график, учитывая ограничения в физических нагрузках, прежде всего при поднятии тяжестей( багажа и т.п. ).
А моё присутствие в оркестре обязательно: я единственный исполняю партию мандичелло. По аналогии с традиционным струнным камерным оркестром – важнейшая партия виолончели. Решаем, что со мной едет моя жена Елена, но буквально за несколько дней до отъезда, состояние её здоровья не позволило ей лететь вместе с нами. С первого до последнего дня нашего турне меня опекали мои юные друзья  - оркестранты…

      Поднявшись в воздух  в аэропорту им.Бен Гуриона, наш  «Боинг» авиакомпании ЭЛЬ АЛЬ, взяв курс на Белград, неожиданно через 40 минут совершил посадку на Кипре. Оказалось на заправку. Пассажирам не разрешается покидать борт самолета. Кондиционеры почти не работают. Духота неимоверная. Наконец, снова взмываем в небо. Несколько часов летного времени.  Легкий толчок шасси самолета,
коснувшихся при посадке взлётно - посадочной полосы и традиционные аплодисменты израильских авиапассажиров, свидетельствуют о прибытии в аэропорт назначения Белград. По современным меркам и в сравнении с израильскими терминалами, он более, чем скромный.

   И вот я на земле Сербии, одной из республик бывшей Югославии, ещё совсем недавно,  так манящей к себе. Теперь же после семи лет жизни в Израиле и пребывания во Франции и Чехии, признаюсь, я не был уверен, что Сербия, как страна,  чем- то особенным  поразит меня, или удивит. Но тут я оказался не прав. Страны нельзя сравнивать, ибо каждая по – своему примечательна, прошла свой путь развития, имеет свою историю, национальные, и, наконец, своеобразие природных и  климатических условий.

    Интерес к Сербии подогревался ещё имевшими место в недалеком прошлом событиями в её автономии Косово и активном военном  вмешательстве НАТО.
Пройдет всего несколько дней и, во время нашего перемещения по стране, мы воочию увидим  "автографы" НАТОВСКИХ бомбардировок: руины в центре Белграда, в пограничном с Сербией хорватском городе Винковичи и разрушенные села Хорватии, мимо которых мы проезжали. Все это настораживало, пугало и наложило свой отпечаток на общее впечатление  о Сербии и Хорватии…  Но я явно отвлекся.

     Поздно ночью, в 01-30 по местному времени, комфортабельный туристический автобус  «ВОЛЬВО», преодолев более четырёх часов пути, доставил нас из аэропорта на Север страны в пограничный с Венгрией старинный город СУБОТИЦУ.В нем нам предстоит жить большую часть нашего пребывания в Сербии. Отсюда мы будем выезжать с концертами в разные города.

     В автономной области Сербии Воеводина  Суботица – второй по величине город.
Он приютился на одной из наиболее характерных  для севера страны равнин. По утрам, как сквозь дымку,  вдалеке просматривались очертания гор. По европейским меркам средний город с населением до 150 тыс. человек. Из – за близости  границы с Венгрией
большой процент населения города составляют венгры, около 1/3, остальные сербы и хорваты. До второй мировой войны в Суботице проживала большая община евреев.
Все они были расстреляны во время ХОЛОКОСТА. Большая красивая синагога закрыта и сохраняется, как памятник архитектуры. Прихожан больше нет.

        Город зеленый, уютный, чистый, ухоженный. Его архитектурный облик  напоминает города, которые я видел в Прибалтике, Чехии и Западной Украине.
И это неудивительно. Их всех объединяет  наличие элементов средневековой готики.
В Суботице типичная для готического стиля главная площадь с ратушей, богатой лепным декором, и высокой башней.

    Чтобы подняться на смотровую площадку башни, на которой с высоты птичьего полёта открывается  великолепная панорама города и его окрестностей, необходимо  преодолеть 52 ступеньки лестничного пролёта внутри здания и 175 ступенек крутой винтовой лестницы непосредственно в башне.
     С двумя - тремя короткими передышками я сравнительно легко справился с восхождением и не задохнулся. Моё сердце после «капитального ремонта» с честью выдержало это испытание.   Мои юные друзья устроили мне овацию, а я аплодировал израильской медицине.
       А ведь всего два года до этого в Болгарии, преодолев крутой подъем от набережной к пансионату, в котором размещался наш оркестр, я задохнулся, едва не потеряв сознание…

       Каждый день пребывания в Сербии и пограничной Хорватии, перемещения с концертами по стране и разным городам, убеждали меня насколько я был не прав в своих прогнозах. Обе страны меня не только удивили, но и поразили красотой своей природы, буйной зеленью и проливными дождями, которых так недостает в это время года в Израиле. Даже из окна  автобуса можно было увидеть, насколько  разнообразен ландшафт этих стран: равнины сменяются предгорьями с долинами  и горами, покрытыми преимущественно хвойными лесами. Сербия – страна озер и рек, наиболее значительные из которых Дунай, Тиса, Морава и Сава.  Русла этих рек прорезают многие европейские страны.

      После событий в Косово, Сербия  восстанавливает свою экономику и активно развивает  туризм.
           Наш автобус «Вольво» живо катил по хорошим междугородным трассам и  транспортным развязкам. Из семи концертов, которые мы дали в различных городах, самым памятным оказался в городе Новый Сад, в бывшей синагоге. Там во время
концерта неожиданно    в зале и на сцене погас свет, перепугав сопровождающих нас в поездке, представителей службы безопасности Израиля и Сербии, которые тут же заблокировали все  входы и выходы. К сожалению, даже за рубежом всегда существует опасность нападения на израильтян со стороны исламских экстремистов.
      В абсолютной темноте и тишине, притаившегося зала, оркестр не прекратил своей игры.  А когда вновь зажегся свет, зал разразился дружными аплодисментами.

     В бывшей синагоге сейчас размещается один из городских клубов. Малочисленная еврейская община справляет свои религиозные обряды в небольшой синагоге, разместившейся  в квартире, ранее принадлежащей состоятельной еврейской семье Лапид, чудом спасшейся во время фашистской оккупации и репатриировавшейся в  1948 году в Израиль. Их сын Томи Лапид некоторое время был председателем созданной им партии «Шинуй»((Перемены»), депутатом Кнессета (Парламента) и Министром юстиции  в израильском правительстве.
     После концерта мы посетили эту квартиру – синагогу, где нам оказали очень тёплый прием и накормили  вкусным домашним обедом.

      Здесь мы узнали о трагической участи, постигшей бывшую еврейскую общину города Новый Сад, полностью уничтоженной во время Холокоста. Причем местом казни были выбраны ни рвы,  или траншеи, а берег  реки Дуная.
Людей расстреливали на берегу, а тела сбрасывали в реку.
      Во  время экскурсии в Будапешт среди пассажиров поезда «Белград – Вена»
случайно оказался попутчик,  житель города Новый Сад, который подростком был свидетелем этой страшной трагедии. Со слезами на глазах он рассказал, что во время расстрелов, вода голубого Дуная  становилась красной.
       Мы посетили мемориал жертвам Холокоста, возведенного на берегу Дуная. На том самом месте. Скульптурная композиция еврейской семьи. Доведенные в гетто до полного истощения: отец, мать и сын, три обнаженных скелета, взявшись за руки и не склонив головы, встречают свой смертный час. Обжигающая разум и сердце композиция. У подножья памятника вдоль по парапету множество чугунных плит с именами погибших.
       Я смотрел на памятник, и у меня перехватывало дыхание. А на Дунай, несмотря на то, что это было мое первое с ним свидание, я боялся поднять веки. Перед глазами всплывала могильная сень Бабьего Яра в Киеве и  Рва на девятом километре Феодосийского шоссе в Симферополе.

    И лишь спустя нескольких лет , мне удалось рассмотреть Дунай  во время посещения Братиславы и Вены.

     Эта трагическая страница истории города  Новый Сад оставила горький след, во всяком случае у меня, и тоже наложила свой отпечаток на пребывание в Сербии.

     Воспоминания о пребывании в Сербии будут не полными, если не сказать несколько слов о столице бывшей Югославии. а теперь Сербии, городе Белграде.

    В один из свободных от концертов дней, нанятый нами, группой оркестрантов, микроавтобус доставил нас за несколько часов из Суботицы в Белград, преодолев расстояние в 180 км.Предстоящая встреча и знакомство с новым большим городом - это всегда ожидание и тайна...
   Однако, должен честно признаться, что первое впечатление о Белграде было не в его пользу. Да, это большой, масштабный город, но в нем нет шарма, присущего, например , таким городам, как Прага или Будапешт.И это неудивительно.За свою многовековую историю
Белград подвергался множеству военных нападений, которые разрушали его буквально до основания.И потому в городе мало древних архитектурных памятников.
Его архитектурный облик отличается хаотичностью архитектурных стилей. В послевоенное время было возведено много массивных зданий, в том числе из стекла и бетона.
И все- таки город привлекает своими площадями. широкими проспектами, клумбами и парками.
Мы были на удивительной старинной улице Светогорской, которая за свою историю семь раз меняла свое название и чтобы гости города и его жители не путались,  на фасадах домов прикреплены таблички с указанием названий улицы в различные периоды.

   Зловещим диссонансом  смотрелись в мирном городе руины, о которых я упоминал в начале своего репортажа.

   Мы посетили одну из самых значимых достопримечательностей города старинную Белградскую крепость, построенную ещё римлянами. Она расположилась на  холме у слияния двух больших рек Савы и Дуная. С высоты холма открывается великолепная панорама  города и живописные речные берега.

   В крепости находится самый богатый в мире военный музей, начиная с древнеримских времён. Парковая зона крепости является излюбленным местом отдыха жителей города.

  Большое впечатление на нас произвело посещение строящегося в Белграде самого крупного на Балканах православного храма святого Саввы. Даже в строительных лесах поражают его размеры, высота и величественность.Строительство храма началось ещё в 1936 году.





               
                *  *  *
               
         Наше концертное турне по городам Сербии и Хорватии было более, чем успешным. После каждого концерта зрители стоя скандировали: «Браво!»
Нас покорили радушие и гостеприимство. Мэр города Суботицы, сравнительно молодой мужчина, гигантского роста и богатырского  телосложения,  организовал в городской ратуше в нашу честь большой прием. Мы обратили внимание, что мужчины Сербии и Хорватии в большинстве своем высокого роста.
     Неожиданно приятным сюрпризом для нас оказалось знакомство с местным оркестром струнно-щипковых национальных народных инструментов ТАМБУРАШЕК.
Звучание оркестра несколько идентично звучанию оркестра русских народных инструментов, но с определенной долей национального колорита.
Игру оркестра тамбурашек отличала музыкальность, виртуозность и высокий профессионализм. Большая в этом заслуга руководителя и дирижера Зорана Мулича, владеющего, импонирующей мне, безупречной дирижерской пластикой, музыкальностью и темпераментом.
    Мы подружились с оркестрантами и много времени проводили вместе.

       Спустя  год,  оркестр Тамбурашек из города. Суботицы прилетал с ответным визитом в Израиль в город Беэр- Шеву, где им был оказан  с нашей стороны самый теплый и радушный прием, а концерты  пользовались неизменным успехом  у израильских  слушателей. На тот период оркестр существовал уже более 30 лет. В его составе  играли  сербы и хорваты. Музыка их объединяла.

     Недавно мне стало известно, что  ТОГО оркестра больше нет. В угоду национально – религиозным амбициям, он разделился по национальному признаку на два оркестра, потеряв былую славу, значимость и профессиональную органику. Очень жаль!

                (Продолжение следует)