Морето

Константин Рыжов
 Августин Морето-и-Кабанья родился в 1618 г. в  Мадриде, в богатой семье итальянского происхождения. Он получил  обычное для людей своего сословия университетское образование (в Алкала де Энаресе). Драматургическую  карьеру Морето начал в двадцатилетнем возрасте с переделок старых пьес Тирсо де Молина и Кальдерона. Позже он сочинил и поставил несколько собственных комедий. Они, быть может, уступают в оригинальности и глубине комедиям его предшественников, но зато безукоризненны в отношении драматургической техники - живы, динамичны и по-настоящему смешны. В лучших своих творениях Морето показал себя подлинным художником. Умер он в 1669 г. Считается, что с его кончиной  завершился «золотой век» национальной испанской драмы.

«ЖИВОЙ ПОРТРЕТ» (1650).  Дон Фернандо де Ривера принужден бежать из Севильи после того, как в стычке ранил неведомого любовника его сестры доньи Анны. Вместе со своим слугой Таконом он прибывает в Мадрид без денег без знакомств и без каких-либо средств к существованию. Однако эти проблемы занимают его чрезвычайно мало. У церкви он встречается с прекрасной девушкой – доньей Инесой де Лухан и тотчас влюбляется в нее. И вот в ту минуту, когда он с нетерпением ожидает окончания службы, чтобы заговорить со своей возлюбленной его замечает жених Инесы дон Дьего и бросается к нему с объятьями. В чем же дело? Оказывается Фернандо поразительно похож на брата его невесты дона Лопе де Лухана, который пятнадцать лет назад уехал в Америку и с тех пор не давал о себе знать. Таким образом Фернандо принимают за пропавшего Лопе. Он честно стремиться развеять возникшее недоразумение, но тут  видит выходящую Инесу и устремляется за ней. Между тем дон Дьего приводит дона Педро де Лухана – отца Лопе и Инесы. Смышленый плут Такон быстро соображает, какую выгоду может принести им сложившееся положение и сочиняет небылицу о том, что его хозяин вследствие болезни совершенно лишился памяти и не помнит, кто он есть на самом деле. Дон Педро не должен слушать его возражений и не должен сомневаться, ибо тот действительно является пропавшим доном Лопе.

Дон Фернандо поначалу отказывается от навязанной ему роли, но тут выясняется, что полюбившаяся ему Инеса – дочь дона Педро. Это открытие убеждает его согласиться. Ведь попав в дом Луханов и играя роль ее брата, он может без труда ухаживать за Инесой. Сложившееся положение порождает массу комических ситуаций, и зритель со смехом следит за тем, как влюбленный беглец изображает из себя потерявшего память дона Лопе, который, ревнуя к дону Дьего,  то и дело попадает в затруднительные ситуацию, но успешно выбирается из них при помощи ловкого Такона.

Между тем в Мадрид тайком прибывает бежавшая из Севильи сестра дона Фернандо донья Анна. Оказывается, что ее возлюбленный, раненный разгневанным братом, и есть настоящий дон Лопе, недавно возвратившийся из Америки. Теперь донья Анна решает изменить свое имя и наняться под видом служанки в дом Луханов. Она надеется, что дон Лопе, если он остался жив, вернется когда-нибудь в родной дом, и тогда они смогут встретиться. Донья Инеса охотно берет незнакомку к себе в услужение. Сама она все больше привязывается к дону Фернандо и ее начинает не на шутку тревожить, что чувства, испытываемые ей, весьма далеки от сестринских.
Течение комедии стремительно ускоряется после того как в Мадрид приезжает настоящий дон Лопе. После забавных пререканий с Таконом он наконец входит в дом, и тут происходят первые узнавания. Донья Анна узнает своего возлюбленного и брата, а тот – свою сестру и ее соблазнителя.  Донья Анна бросается бегом из дома, следом дон Лопе, а за ними дон Фернандо. Догнав свою возлюбленную, дон Лопе отвеодит ее к своему севильскому знакомому дону Феликсу. А Фернандо напрасно прорыскав по ночным улицам Мадрида, возвращается в дом Луханов и открывается Инесе. Бесконечно счастливая от того, что ее возлюбленный на самом деле ей не брат, она соглашается бежать с ним. Но куда же им податься? Дон Фернандо ведет Инесу в дом к единственному, кого он знает в столице – к дону Феликсу. Завидев брата, донья Анна обращается в бегство.  А пока Фернандо нет, возвращается дон Лопе. Он встретился с доном Педром, но поскольку тот упорно не желает признавать его своим сыном, он привел его в дом Феликса, чтобы донья Анна заявила о том, что незнакомец, занявший его место, на самом деле ее брат дон Фернандо. Тут разыгрывается последняя комическая ситуация. Приняв закутанную в плащ сестру за донью Анну, Лопе напрасно взывает к ее поддержке. Испуганная донья Инеса упорно молчит, так как не может открыться перед отцом. Конец забавной перепалке кладет появление Фернандо. Тут все наконец раскрывается ко всеобщему удовольствию: донья Анна выходит замуж за Лопе, а Инеса – за Фернандо.

Барокко  http://proza.ru/2023/01/24/220