На Ише

Татьяна Шмидт
Необычайно жаркое лето было нынче у нас на Алтае.  В июле не знали, куда от этой жары деться, и только одно было спасение  –  тихая теплая река. И такая река находится  в тридцати минутах езды от нашего города  –  это Иша.  Плавать в ней одно удовольствие! Коротко наше сибирское  лето. Прозвенело оно, словно и не бывало. А в памяти моей останутся пять самых жарких июльских дней,  которые  мы с Ксюшей  провели на Ише.

  Мы ездили туда на рейсовом автобусе от  вокзала.  В автобусе настежь раскрытые окна,  и все равно жарко.  Мы выходим недалеко от моста через Ишу,  и   идем   по высокому берегу реки, где стоят множество иномарок.

Как же я люблю эту речку с небольшим течением и теплой,   как парное молоко водой!   Мы выбираем себе местечко  у  воды. Я расстилаю плед и полотенца, сбрасываю легкое  шелковое платье и иду в воду. А она словно обнимает, ласкает и нежит тело. Хорошо – то как!

Мы долго плаваем вместе с Ксюшей, она в своем красивом  круге старается не отставать от меня  и  тоже плывет на середину реки. А над нами синеет безоблачное небо,  и  щедро светит солнце, согревая этот сказочный мир живой природы. Вот оно, наше  место под солнцем!

Отдыхают здесь и стар и млад. Вот  мать и бабушка  бережно купают голенького годовалого мальчика. Рядом заходит в воду и сам отец семейства – пожилой, худощавый мужчина. Он блаженно кряхтит: «Ух,  ах,  ох!»  -   и  стремительно плывёт на середину  реки.


* * *


Как дороги мне  эти часы и минуты слияния с природой!    Напротив,  на той стороне невысокая гора  с березками на вершине и осинками внизу. На берегу крупные камни и мелкий тальник,  а над рекой летают большие синие и черные стрекозы, плещется, искрится, играет солнечными бликами вода. И дышится здесь легко, хотя  воздух, раскален от зноя,   и так хорошо провести здесь день, и сбросить груз повседневных забот.

Я уплываю далеко против течения реки,  наслаждаясь ее движением,  и забываю про все невзгоды. Удивительная река Иша! Вода в ней самая теплая из всех алтайских рек, а на дне местами большие камни. Порой они торчат из воды –  Иша нынче тоже обмелела,  но все еще полноводна,  и дна я не достаю.

Я возвращаюсь на берег к Ксюше, которая греется в большом махровом полотенце. А вокруг уже дымятся костры,  и пахнет шашлыком, этим самым приятным для гурманов ароматом жареного мяса. И кое-где уже накрыты скатерти- самобранки, и от зноя натянуты тенты. В тени отдыхают важные пышнотелые матроны и  солидные отцы семейств.  И конечно множество детей, резвящихся в воде – от малышей до подростков и барышень.

Кого  только не увидишь здесь на берегу! Вот  нервная худощавая  дама с собачкой  – огромным   бультерьером  темно-серого мышиного цвета. Пес бегает по берегу, заходит в воду,  пугая детей и скалит зубы,  разевая  огромную пасть. Господи, какое  страшилище выпустили без поводка!
- Женщина! Уберите подальше собаку! Не дай бог, детей покусает, - требует одна из молодых мам. Остальные женщины хором ее поддерживают.
 На замечания обеспокоенных мамочек и бабуль дама отвечает вызывающе в позе «руки в боки»:
- Эта собака дороже вас – я  её  за  восемьдесят тысяч купила. Мы дипломы имеем.
- Какие дипломы! Вы посмотрите, что по телевизору показывают, как такие собаки детей загрызают!
- Да что вы говорите, - презрительно цедит сквозь зубы нервная  дама. – Хотите, я её на вас сейчас натравлю?
 Женщины убирают детей подальше и ретируются,  а  дама с собакой стоит в позе победительницы.

Немного погодя в воду заходит веселая,  подгулявшая  женская компания  во главе  с бойкой пожилой женщиной  в черном купальнике.
- А ну, бабочки, встаньте в круг, - громко  командует она.  Дамы покорно повинуются этой женщине.
- А теперь покажем мужичкам, что у нас есть, - говорит она  и резво подпрыгивает на месте, одновременно тряся пышной грудью. Женщины послушно подпрыгивают и трясут бюстом. Получается какой-то танец дикарей из племени мумба-юмба,   но исполнительницам нравится, они визжат от восторга и громко хохочут, привлекая внимание мужчин.

* * *


Я плыву  против  течения  реки, мне нравится преодолевать ее сопротивление. А вместе со мной плывут легкие белоснежные  облака.  Но что это за узкая живая лента на середине реки, движущаяся зигзагами?  Уж!

 Вот он плывет, поблескивая на жарком солнце,  извиваясь узким телом – на поверхности воды лишь плоская голова с двумя характерными для ужей оранжевыми отметинами. Ужи водятся здесь,  и мне не раз приходилось с ними встречаться на воде. И хотя они не ядовиты,  я предпочитаю  быстрее  уплыть подальше.

Но в Ише  водится  и  разная рыба. И даже король этой  реки налим. Сама видела их здесь. Как-то  мы поехали ли с дочкой в Бийск ранним утром, и вышли полюбоваться Ишой.  Мы стояли на мосту,  любуясь рекой и окрестными далями,  еще окутанными легким молочным туманом, и вдруг я увидела в толще воды больших сероватых рыб вплотную друг к другу.

-  Кто это? -  спросила я местного жителя,  который шел по мосту с удочками. Тот наклонился, всматриваясь в прозрачную воду.
- Налимы,  - коротко ответил он и стал спускаться к реке.

Это было удивительно! Увидеть здесь рядом с Чуйским трактом  живых  налимов! Вот такая она река – красавица Иша. А уха из налима хороша и навариста и сладка. Приходилось однажды варить её и готовить жареху из налима.

А неподалеку от моста на берегу Иши  в месте слияния ее с Катунью находится санаторий с поэтичным  названием  «Катунские зори». Здесь поправляют свое здоровье сибиряки из разных уголков.  Место чудесное, романтическое и задумчивое. Хорошо здесь посидеть на зорьке с удочкой и поймать леща или щуку,  а  если повезет и налима.

Сколько незабываемых дней провела я на Ише!  И много  раз была   со школьниками в походах.  Последний из них запомнился особо. Я прощалась со школой, с детьми и поехала с ними в последний раз.

 Это было в конце мая. Вода в реке была еще высокой, и я боялась, что старшие ребята полезут в воду, несмотря на строгое предупреждение. Но опасения мои оказались напрасны – подростки слушались меня беспрекословно. Они старались вовсю:  мальчики самостоятельно разбили палатки, насобирали сушняка и развели большой костер. Мои золотые  девочки  приготовили чудесный обед и накрыли «стол» на целую поляну! Потом до вечера играли, пели песни,  слушали музыку и танцевали, фотографировались и  разговаривали обо всем.

Расставаться не хотелось никому,  у девчонок глаза были на мокром месте,  когда мы прощались…
А недавно встретила одну из них – Фаину и едва узнала. Какая она стала красавица! И другие тоже. Иногда встречаемся, они рассказывают мне о своей взрослой жизни, о своих успехах,  у некоторых уже дети…
Максим, Влад, обе Леночки, Анжела, Настя, Сергей и другие! Я помню вас всех  и  желаю счастья.   И наш последний поход на Ишу помню до мелочей. Особенно, когда выяснилось, что вы забыли взять котелки, и находчивые Фаина и Анжела выпросили  их в соседнем санатории у своей знакомой…

* * *


Сколько еще чудных летних дней  я провела на этой реке в разные годы! Сюда я приезжала с маленькой дочкой,  здесь училась она держаться на воде, а теперь учится плавать  моя  шестилетняя внучка. И девчурке нравится здесь, у неё появились новые знакомые, и она надеется встретиться с ними в городе.

Вечером  мы идем по дороге мимо стоящих дорогих и иномарок, и возле каждой видим штабеля мусора,  бутылок из-под  вина  и  пива, пакетов и остатков пищи. И становится горько и обидно за реку,  в которую это «добро» может попасть…

А по трассе одна за другой проносятся машины из разных регионов, и многие сворачивают  к  Ише  -  всем хочется искупаться в теплой, как парное молоко воде.
 Мы садимся в большой комфортабельный автобус и возвращаемся домой.

А жара все еще не спадает,  в огороде иссохла и потрескалась от  зноя земля. И я принимаюсь поливать грядки, а   потом собираю малину, кусты которой словно усыпаны крупными сладкими ягодами. И так приятно поесть ее, слегка пересыпанной сахаром, и напиться холодного кваску, прямо из холодильника и ощутить прилив сил и вкус к жизни