23. Конкурс 1965 г. Фрески художника Толкачева

Михаил Самуилович Качан
На снимке "бабий Яр" Зиновия Толкачева в музее Яд ва-Шем (Израиль)

фрески художника Зиновия Толкачева

Зиновий Толкачев воевал, освобождал Майданек и Освенцим и всё время рисовал. Этот человек, киевлянин, был другом писателя Виктора Некрасова. Виктор Некрасов говорил, что он не видел "документы б;льшей силы, чем картины Толкачева".
У него тоже душа болела. Когда уже после поэмы Евтушенко, после ещё нескольких лет выжидания, после страшного селевого потока, власти Киева всё-таки объявили конкурс на макет памятника в Бабьем Яру, Зиновий Толкачев подал заявку, как художник. В эскизе была менора. Речь идет не о памятнике, установленном в 1991 году, о теперешней меноре. Это было в 1965-66 годах.
На конкурсе ни один проект не был принят. Менора в том числе.
Я, к сожалению, не могу привести здесь этот эскиз, хотя и надеюсь, что он найдется когда-нибудь. Посмотрите другие работы солдата Зиновия Толкачева, прошедшего войну и видевшего освобожденные концлагеря.
Это его Освенцим. Солдат Советской Армии художник Зиновий Толкачев подошел к вратам ада. «Я ненавижу фашизм; я сделал то, что должен был сделать, сделал то, что требовала от меня моя совесть, и повелело сердце». Часть его фресок размещена в музее Холокоста в Яд ва-Шеме.

Работы Толкачева были объявлены «сионистско-религиозными», творчество названо «глубоко порочным», а сам он был заклеймен как «воплощение безродного космополитизма и буржуазного национализма».

Продолжение  следует: http://proza.ru/2012/08/22/101