Рассказ тринадцатый. Новая жизнь

Люба Ган
     Закончился отпуск у Толика и он уехал в Германию, в свою часть дослуживать ещё год. Я же  осталась с Гришей, заканчивала дипломную работу, и продолжали жить в доме родителей Григория, где мне было не очень уютно, если не сказать…отвратительно.

    В техникуме перед самой защитой диплома, в кабинете директора состоялось распределение на работу будущих  молодых специалистов. Ребята входили и выходили с направлениями на разные угольные разрезы Кузбасса. В тот год было распределение не по Союзу, а только  по области. Почему-то всё время вызывали пока парней, а нас девчат словно игнорировали…Нам даже как-то не по-себе уже было. Но продолжали смеяться и шутить.

    -Вот сейчас пацанам все хорошие места раздадут, а нам останется уголь на саночках возить…
    Некоторые девчата из группы хотели остаться в городе и даже подумывали переучиться на какую-нибудь другую специальность. Я же хотела уехать из Прокопьевска куда-нибудь, всё равно куда. Мы даже с мужем обсудили это и он согласился с тем, что будет лучше нам начинать жизнь своей семьёй, уехать от его родителей.

    Вдруг нас вызвали сразу всех, девчат. Когда мы вошли, увидели в комиссии женщину, которая там распоряжалась. Нам же она сразу без обиняков сказала:
   -Горное дело – не женское! Поэтому мы вам всем выдаём свободные «дипломы». Можете ехать куда хотите и устраиваться на любую работу!

    Мы вначале оторопели, потом начали потихоньку возмущаться:
   -Как это так, куда хотите ? И что нам не будет никаких льгот, как молодым специалистам?
   -Нет. Льготы получают только те, кто по распределению!
   Я возмутилась:
   -Вот Вы сама же женщина-горнячка и такие нам предлагаете перспективы!
   -Ну и что! Я это я, а вы можете переучиваться хоть на продавцов! Идите, вы все свободны!
    Мы выскочили в коридор и разрыдались …Плакали даже те девочки, которые хотели сами получить свободные направления... Плакали от обиды, что нас практически унизили, что мы не нужны оказались. И даже комиссии было глубоко наплевать, что впереди у нас ответственные дни –завершение дипломной работы и защита диплома. Когда я об этом сказала комиссии, то эта чёрствая дама рассмеялась и сказала:
   - ну и что,продавцы тоже нужны.
   Я тогда со злостью ей ответила:
   -пусть ваши дети учатся на продавцов! А мы будем работать тогда там, где сами захотим!    Вот так! 
   Домой пошли огорчённые, не хотелось и даже  продолжать вычерчивать эти уступы, которые я с такой любовью и тщательностью чертила. Хотелось взять и разорвать всё  к чёртовой бабушке! Гриша был дома, он обнял меня и успокоил:
   -ничего не надо рвать, это как раз и будет на руку этой гадине и всей комиссии.
   На другой день мы собрались на  консультацию мрачнее тучи. Девчата тоже говорили, что хотели всё бросить, так как теперь наш диплом нам ни к чему… Наши мальчишки были притихшие и даже не шутили и не баловались, как обычно, они чувствовали себя так,как буд-то они в чём-то виноваты. Я тогда сказала:
   -вот вам, девочки и женской дискриминации нет у нас в стране!

   А надо сказать, что на время дипломного проектирования нам предоставили  бывшего преподавателя по горному делу, Владимира Михайловича,пенсионера,  фамилию я, к своему стыду, уже запамятовала. Он нас расспросил:
   - в чём дело, что случилось?
   Мы всё с пылом рассказали ему и снова не удержались от слёз…
   Тогда препод предложил нам заниматься ещё тщательнее и доказать всем, что мы грамотные горняки.И сказал:
  -после консультации девчата не расходитесь, я вам кое-что посоветую.
   Когда закончилось время консультации, Владимир Михайлович нам сказал:
  -вот что девушки, только меня не выдавайте, что я вам дал этот совет. Так как мне подработка не помешает к пенсии, а то тогда меня не будут приглашать на дипломное проектирование, если узнают про мой совет вам.
   Мы хором, дружно ему сказали:
   - конечно не  выдадим ни за что. Слушаем вас. И Владимир Михайлович сказал нам следующее.
   -Пока идёт суть да дело, пока вы дипломы дорабатываете, защищаете, есть ещё немного времени, но медлить нельзя и надо написать письмо в газету «Труд», в рубрику «Консультация труда», типа задайте невинный вопрос, что вот мы, девушки,7 человек хотим  узнать, возможно ли в нашей стране такое? Пусть кто-нибудь из родителей составит вам грамотное письмо и пошлите его.
    Мы от души поблагодарили Владимира Михайловича и тут же, не откладывая дела в долгий ящик  составили текст письма. Таня Зинченко взяла его домой и её мама подкорректировала.            А написали мы так:
   « Уважаемая редакция, к Вам обращаются дипломницы горного  техникума. Мы  просим  Вас  дать нам консультацию,  разъяснить – имели ли право нам всем  без нашего желания выдать так называемые «свободные дипломы» и предложить после 4 лет учёбы за государственный счёт идти вновь переучиваться на продавцов.»
   Отправив письмо, мы всё-таки немного воспрянули духом, совсем немножко так как ничего, кроме какого-либо разъяснения не ожидали…Но ведь, как в психологии – прописали проблему на бумаге, поделились и стало полегче эта ноша.
   Наступил день защиты дипломного проекта. Ну мне всегда везде   «везёт»! Наш руководитель дипломного проектирования посчитал мою работу одной из сильных и, несмотря на то, что группа почти мужская, поставил меня в очередь первой. Но так как я сначала трепещу от страха,а потом откуда, что берётся, вдруг воля и характер рвутся вперёд меня.  Авантюритка по натуре!  На защиту, поддержать меня морально пришёл и мой муж Гриша. Так он потом мне рассказывал, что я пока защищала работу,  то бледнела, то краснела! То мой голос становился тихим и тонким, то вдруг громким и низким…    Короче..защитилась, правда поставили всего лишь  четвёрку, несмотря на то, что гоняли меня 40 минут, а потом всех минут 10-15 и , как говорится  «диплом в кармане»! Вот такую медвежью услугу  мне оказал Владимир Михайлович! Ну да ладно. И вот, что интересно! Группа у нас была более-менее дружная, весёлая, а вот после того, как мы защитились, получили дипломы, мы даже не собрались нигде и не отметили это событие. И всё потому, что мы были подавлены , что с  нами девушками так поступили.
   Прошёл месяц…Я занималась домашними делами, чистила , скоблила и красила  дом родителей мужа, хотя он вроде, как уже  наш стал ,правда только на словах,  потому что отец Гриши сказал на свадьбе, когда гости дарили подарки, что они с матерью дарят нам свой дом и себя! Улыбнулись?  Ну вот и мы с Григорием всё время улыбались, вспоминая эту фразу… Уж мне-то она врезалась в память ого-го как! Ещё в первый день свадьбы нашей, которая по всем правилам проходила вначале в доме жениха, в самый разгар веселья, прям на стол с потолка свалился огромный кусок штукатурки, 2-х сантиметровой толщины и  приблизительно с квадрат по площади! Ну, слава Богу по голове, по чистой случайности никому не попало, но  и не очень приятно было! Правда все  были весёлые, убрали обломки со стола и пола, поменяли закуски и свадьба продолжилась.
    И вот, когда я практически осталась без работы, после окончания техникума, я занялась ремонтом дома, потому что я привыкла жить в хороших условиях в уютном и чистом доме. Я ободрала и очистила потолки, почти всю штукатурку в  большой комнате-зале и пригласила свою тётю Лизу, которая в то время  занималась штукатурными работами. Но оказалось, что эти работы очень дорогостоящие и мы решили всё сделать сами. На мопеде ,из совхоза, приезжал младший брат Шурик, а на багажнике велика привозил маму. Иногда приходила помочь и жена старшего брата Гриши, Валя. И мы вот такой компанией отштукатурили этот огромный потолок ,комната была 30 квадратных метра. Я же  никогда этим не занималась, но упрямая, старалась всему научиться – я раствор на потолок кидаю, а он летит снова на меня, на голову, на лицо…всюду. Это был кошмар! Вот тогда-то, в 19 лет  я уже  и заработала себе  шейный остеохондроз. Ну, ничего. Всё сделали, побелили, покрасила я пол и оконные рамы, ободранные и очищенные мной же.Эти рамы,…ох вспомнить жутко.., были как ощетинившиеся ёжики! Их видимо после постройки этого огромного дома (как школа,  говорили соседи), ни разу не очищали и не красили. Дом стал такой привлекательный, чистенький! А баба Таля  мне наткала шерстяные, из суконных тряпок со швейной фабрики, длинные дорожки – половики. Я везде застелила. Повесила тюлевые шторы и дом стал, как игрушка,правда  практически без мебели, только столы и кровати, но всё равно приятнее стало в нём находиться. Какое-то время…
   Отец у Гриши был, мягко сказать с плохим характером. Вот нехорошо об  ушедших в мир иной говорить плохо, но… из песни слов не выкинешь… Пусть меня Бог и он тоже простит, а хорошего я от него ничего не увидела за то время, пока  там жила.
   Вспоминаю такой случай. Только что перемыла полы в доме и уже закончила домывать крыльцо, как идёт отец в сапогах, полностью в грязище! Как наматал на них по огороду шастая, так и напрямую пошёл на чисто вымытое крыльцо, по половикам новеньким в свою комнату, в которую надо пройти через весь дом. Я окликнула его:
  -папа, снимите, пожалуйста сапоги, здесь у крыльца и я их вымою. А он, рассмеялся мне в лицо;
  - щщё! Будешь командовать тут!
  А я встала перед ним и говорю;
  - вы что не видите, что это не свинарник и я не пущу вас в грязных сапогах в дом!
  Он меня резко оттолкнул и ругаясь,  замахнулся. Я такого обращения никогда не видела, кровь у меня вскипела от обиды и как уж получилось, сама  себя до сих пор спрашиваю, но я пустым ведром, которое было у меня в руке, врезала ему по спине! И он, скорее не от боли, а от неожиданности, резко  развернулся, и хотел  видимо выругаться, но у него только срывались слова с губ:
  - ты, ты, ты, щас… как,.. как…
   Я,  конечно испугалась, но осталась стоять в боевой позиции и спокойно ему сказала, что если он так себя будет вести, то вот также и будет получать ведром по горбу!  Он зашипел и сказал:
  - Я Гришке расскажу!
  - давай, давай, только я сейчас пойду встречать его с работы и сама ему всё и расскажу.
  Когда Гриша пришёл с работы, отец  и словом не обмолвился. Только  стал ещё более ехидничать, когда  мужа не было дома, а я молчала и не хотела с ним даже ни о чём разговаривать. Такое положение вещей нам обоим с Григорием не нравилось.
  В конце июля я пошла на Прокопьевский угольный разрез к директору по поводу работы, всё-таки хотелось устроиться по специальности. А директор был в своё время моим дипломным руководителем от производства и он  меня тогда похвалил за хороший диплом. Ну вот я и пошла, вдруг есть какое-нибудь местечко и для меня. Владимир Иванович меня принял и сказал, что в данное время нет приличных вакансий, но может предложить  мне пойти работать рабочей в маркшейдерское бюро. Я согласилась, тем более, что он сказал, что в будущем сможет перевести меня или в техотдел или в плановый отдел. Меня эта перспектива вполне устраивала. А поработать рабочей я не  боялась –это работа с маркшейдером ,нужно было  таскать рейку по уступам карьера, для проведения замеров. Написала заявление, прошла медкомиссию и уже на другой день надо было прийти на 3-х дневные занятия КРО (курсы рабочего обучения) по технике безопасности.
   Пришла домой, а свекровка говорит:
   - приезжала какая-то женщина на «Волге» и сказала, чтобы завтра ты пришла к двум часам в техникум.
   - в техникум? Я очень удивилась! Что там мне ещё делать?  Ну, ладно, надо так надо, пойду на курсы по ТБ на  другой день…
    На следующий  день и к назначенному времени я подошла в техникум к кабинету директора и к своей радости увидела, что там стоят наши девчата из группы! Оказывается,  ездила  и искала нас всех секретарь директора. И даже ездила в совхоз к моим родителям, так как адрес мой после замужества у них не был указан. Пока мы стояли в коридоре и делились друг с другом тем, кто и где  смог устроиться на работу, вышла к нам секретарь и  отозвала меня в сторонку. А потому меня, что она была со мной знакома, когда я после операции аппендицита, после второго курса летом, не могла в колхоз поехать копать картошку и меня  оставили  заполнять всякие бланки на вновь поступивших студентов.  Она  шёпотом спросила у меня:
  - Люба, ты не знаешь, откуда стало известно в Министерстве образования о том, что вам выдали свободные направления на работу?   (Аааа, так вот в чём дело!!!)
  -неее, не знаю, а что? (  Как будто я похожа на стукачку!)
  -Да вот пришло оттуда распоряжение вас всех трудоустроить.  Директор пока раздумывал, на другой день пришла телеграмма из обкома партии «Немедленно трудоустроить нижеперечисленных девушек, срок три дня, иначе будет стоять вопрос о Вашем пребывании в данной должности» Вот так вот!!!
   Вскоре подошёл Борис Викторович и нас пригласили в кабинет директора. Я такого ласкового, этого громилу, ни разу не видела за  все 4 года учёбы! Он нам сказал (!!!):
   - мы вот тут всё-таки решили всем вам найти места по специальности и вы  вот берите каждая направление в Областное объединение «Кузбассуголь». Когда туда приедете (в г.Кемерово), зайдёте в отдел кадров и получите конкретные направления на разрезы области.
    Раздал направления нам, улыбаясь противной льстивой какой-то улыбочкой  , мы расписались и он распрощался с нами.
    Мы с девчонками выскочили из кабинета и помчались на улицу, сели на скамеечку в парке, довольные происшедшим событием, что у нас всё получилось и договорились, на другой же день ехать в Кемерово. Мы верещали от счастья, как сороки, смеялись и прыгали, схватившись за руки! Как потом стало известно более подробно: Газета "Труд" передала наше письмо в Министерство высшего и средне-специального образования и в Министерство угольной промышленности, и в обком партии и колесо закрутилось!
   В Кемерово, мы быстро нашли это объединение и нас тут же приняли в отделе кадров. Начальник отдела, похвалил нас, при приветствии, сказал, что такие целеустремлённые работницы им нужны. Затем, когда мы расселись на стульях у него в кабинете, сразу же спросил:
   -кто из вас подруги? Девчонки что-то растерялись от такого вопроса, а я смекнула, что видимо два места есть вместе, и  воскликнула:
   - мы! Мы с Галей Абрамовой подруги!
   Олег Степанович улыбнулся и  сказал:
   - берите два направления в Белово, на Колмогоровский  угольный  разрез.
   Мы с Галкой от радости тут же стали обниматься, потому что за время учёбы мы с ней стали настоящими подругами и были рады, что будем снова вместе уже со своими семьями. А Аллочка Муфтахова  даже обиделась:
   - мы вот с Валей тоже подруги, а ты Люба вечно вперёд выскочишь! Ну так что? У нас  спросили, а я быстро всегда думаю и реагирую!
   Я сейчас уже и не вспомню, кого куда направили, но Аллочка получила направление  в проектный институт в Кемерово, в областном центре! Это же здорово! Она потом и политехнический институт там окончила. Так что тоже повезло!
   Возвращались мы все очень довольные ещё и тем, что, напутствывая нас, Олег Степанович, разъяснил, какие мы теперь имеем права, как молодые специалисты и что нам обязаны предоставить жильё.
   После этого,  мы с Григорием на следующей неделе поехали устраиваться на новое место работы и жительства.
   Два дня пришлось ездить на электричке (6 часов в дороге!), чтобы попасть на приём к директору разреза. В итоге мы его всё-таки  застали и нас приняли на работу. Меня, так как я хорошо разбираюсь в чертежах сразу же приняли инженером  техотдела , Галину мастером ОТК.  Гриша тоже решил на шахту не устраиваться (всё-таки я всё время боялась  за него) и его приняли помощником мастера, но через  три месяца перевели заместителем начальника участка гидромеханизации. Галкин муж,  Валера не имел образования специального горного  и его направили учиться на машиниста экскаватора, на другой разрез, вроде на 3 месяца. Он после окончания, первое время работал помощником машиниста, а потом через какое-то время уже  и машинистом.  Вот так вот мы все  нормально устроились. Вначале сняли квартиры, но через три месяца нам дали по однокомнатной квартире в новом доме, в одном подъезде.
    Когда мы, собрав вещи, с Гришей уходили из дома его родителей, так его отец нас такими словами проводил:
    - в штанах уходите, вернётесь без штанов, но мы ещё подумаем, пускать ли вас обратно!
    Гриша был молчаливым всегда и здесь тоже промолчал, только опустил голову, а я ответила:
   -без штанов мы не будем, но и если даже бы такое и произошло, то  сюда никогда не вернёмся.
   Вот так у меня начался новый этап в жизни, в которой было много и хорошего и плохого тоже…Но хорошего было всё же намного больше! Видимо так уж устроена жизнь.