Палочка для внука

Виктор Виров
   Подарил дедушка Егорке на день рождения волшебную палочку. На вид это была обычная деревянная палочка, сравнимая по размеру с карандашом из набора «Конструктор» или «Живопись». Только кончик у нее был более гладкий, чем вся остальная поверхность. При  взмахе палочкой вокруг ее гладкого торца возникал светлый ореол, более заметный при слабом внешнем освещении. Это неяркое свечение как бы давало знать, что палочка поняла желание и начала действовать – концентрировать свою волшебную энергию для его выполнения. Ручка палочки напоминала рукоятку шпаги, на которой был выжжен небольшой кружок с буквой «Е» внутри.

«Это первая буква твоего имени», - сказал дедушка, -«Я пометил палочку сразу, потому что сделал ее для тебя. Сначала она была обычной. Но потом я отнес ее в волшебный лес к доброму волшебнику, и он в своей волшебной избушке пропитал палочку волшебным раствором. Я дарю тебе эту волшебную палочку. Ты думаешь, что волшебство бывает только в сказках? Вовсе нет. Волшебники есть и в жизни – надо только уметь распознать их среди обычных людей».

Дедушка вручил палочку внуку накануне дня рождения, так как предполагал, что сам будет отсутствовать большую часть праздничного дня. А ему хотелось, чтобы Егорка провел с волшебной палочкой весь этот день.

-«Дедушка, а где этот волшебный лес? И разве бывают на самом деле волшебные палочки?» - спросил мальчик. Егорке оставалось до школы чуть более полгода. Он уже знал, например, какой марки бензин заливают в бак «Шевроле». Знал он также, что мышь не только любит есть сыр и роет норы на дачном участке, но и управляет бегунком на экране компьютера, открывая и закрывая своим хвостиком файлы с картинками, мультфильмами и какими-то непонятными схемами, которые мама по ночам готовит для своей диссертации. Егорка часами мог рассматривать в книжках изображения старинных  военных кораблей. Он просил часто папу читать ему рассказы о морских сражениях. Иногда Егорка и сам уже мог рассказать взрослым многие эпизоды из истории военных сражений на море. Знал он и про адмирала Нахимова и оборону Севастополя в Крымской войне, знал и про битву адмирала Нельсона у мыса Трафальгар.

Несмотря на этот его ранний интерес к корабельной истории, он был все-таки обычным дошкольником и верил в чудеса и сказки. Хотя он не умел читать, но  знал многие сказки так, что «читал» их в книжках по картинкам, и содержание его пересказов почти не отличалось от оригинала.
– «Тот волшебный лес и волшебная поляна с избушкой волшебника находятся далеко отсюда. Но сейчас не это главное», – отвлек внимание внука дедушка. – «Пользуясь палочкой, будь внимательным, ее волшебной силы может не хватить на слишком сложные чудеса. Палочку наделил волшебной силой добрый волшебник. Поэтому на злое дело она не будет  расходовать свою энергию. Береги палочку – видишь, какая она худенькая. При своих пожеланиях ты должен потереть слегка палочку, сказать волшебное слово (пожалуйста), закрыть глаза и подождать немного. При сложных желаниях ожидать возможно придется и дольше. Удачи тебе, Егор!» -
«А ты, дедушка, мог бы ее сделать побольше и потолще, чтобы на много желаний хватило» - подумал мальчик, но вслух ничего не сказал.

Егорке не терпелось испытать палочку. Получив напутствие дедушки, он быстро доел свою надкусанную в начале ужина котлету, соскреб с тарелки размазанное картофельное пюре и  выпил стакан кефира. Облизав губы и зажав палочку в правой руке, он вопросительно взглянул на дедушку: «Что бы такое пожелать?».
«Хорошо бы после ужина получить шоколадку», - озвучил свое желание Егорка и, потерев волшебную палочку, закрыл глаза. Когда губы его еще шептали «пожалуйста», а ресницы сомкнутых век подрагивали, словно отсчитывая секунды выжидания, ладошка левой руки уже елозила по столу, стараясь  разыскать там свой заказ. Ничего не обнаружив перед собой, он открыл глаза. Все было, как прежде. Мама убирала посуду, а дедушка сидел за столом и, прищурившись, внимательно смотрел на внука.

«Нет ничего», - сказал удивленно Егорка и, разведя руки в стороны, взмахнул при этом палочкой, как дирижер. Искорка мелькнула на кончике палочки, отразив свет лампочки из плафона под потолком. И в этот момент из-под стола раздался какой-то стук – как будто что-то упало на пол. Заглянув под стол, мальчик сразу увидел, что волшебная палочка выполнила его желание – на полу лежала шоколадка в красивой обертке. Доставая ее оттуда, Егор не заметил, что нога дедушки под столом слегка подрагивала, словно была неожиданно остановлена после какого-то резкого движения.
«Она работает!», - с удивлением в голосе произнес Егорка, и лицо его просияло. Он обвел восторженным взглядом маму и дедушку. Лицо мамы светилось улыбкой, а у дедушки на щеках резко обозначилась морщины. Губы его при этом были плотно сжаты – дедушка старался усилием мышц лица удержать  внутри себя рвущийся наружу смех.
В тот же вечер Егорка попросил еще у палочки вкусный торт-пирог для своего праздничного дня. По совету мамы он заказал тот торт-пирог на завтра, чтобы он был свежий и прямо к столу. После того, как Егорка заснул, мама замешала тесто, чтобы результат работы Егоркиной палочки подошел в нужный срок. А еще Егорка попросил перед сном у палочки хорошую погоду на завтра. После двух ненастных дней это бы означало не только хороший день в его праздник, но и то, что Ромка, его ровесник-товарищ, придет к нему играть и меняться машинками. Обычно они обменивались своими машинками на день, а потом возвращали друг другу их снова. Рома жил с мамой и папой далеко от дома Егорки, но здесь, на одной лестничной площадке жила в однокомнатной  квартире его бабушка. И Рому часто привозила мама к бабушке и оставляла его здесь на несколько дней. Вот тогда Егорка не мог нарадоваться, что прямо за стенкой от него живет Ромка, и можно всегда пригласить его к себе или пойти поиграть к  нему в соседнюю квартиру.
Именная волшебная палочка выполнила загаданные Егоркой желания – и в день рождения, и позже. В его праздник день выдался солнечный, и Ромка приходил к нему в гости, и вкусный торт появился во-время. И вот фонарик с почти вечным питанием и тоненьким ярким лучиком, пробивающим любую темноту, появился благодаря волшебной палочке. И рюкзачок школьный с набором удобных отсеков, ну то есть все, что он когда-то желал иметь и мечтал об этом вслух: а вот хорошо бы, если.. Казалось бы, теперь можно жить и не тужить. Но мальчик не просил многого. У него все чаще появлялось желание понять, как же палочка все это делает-выполняет и на сколько же хватит ее волшебной энергии?

На исходе своего праздника, уже лежа в постели и рассеянно слушая перед сном читаемую ему сказку, он вдруг спросил маму «А может спросить у палочки новую машину для папы? Ведь у нас машина старая, и она часто ломается. Было бы здорово, если бы палочка могла наколдовать, например, «Митцубиси-Лансер», то есть такой автомобиль, как у дяди Паши». Мама с интересом взглянула на папу, и папа сказал: «Думаю, что у палочки пока не хватит силы на новый автомобиль. Пусть поднакопит свои волшебные свойства и окрепнет со временем. А мы можем пока еще ездить и на старой машине».

Свою именную палочку Егорка держал в пенале, который убирал в школьный рюкзачок. Ранец-рюкзачок он хранил под кроваткой – до школы оставалось еше несколько месяцев. Перед сном Егор доставал палочку из пенала, слегка дул на нее, водил пальцем по круговой дорожке вокруг буквы Е на рукоятке и клал ее на ночь под подушку.  Он думал, что если ночью приснится какое-то интересное желание, то, проснувшись, можно сразу же попросить палочку его исполнить.
Однажды Егорка пришел с прогулки и сказал, что во дворе только одна песочница, и в ней постоянно играют маленькие дети, и песка в ней уже мало. А Егору с Ромой хотелось отвозить песок на игрушечных самосвалах к канаве с водой и делать там запруду. Папа заметил тогда, что можно было бы попробовать решить проблему песка в песочнице с помощью Егоркиной палочки. Перед сном мальчик потер немного палочку и, положив ее под подушку, заснул. Во сне он улыбался,  а проснувшись  утром, не мог вспомнить, что же ему снилось ночью. Удивлению его не было предела, когда он, взобравшись на подоконник и расплющив свой нос об оконное стекло, увидел во дворе две песочницы, заполненные доверху песком. «Выполнила», - задумчиво произнес Егор.
За завтраком мама попросила сына не шуметь громко, так как папа вчера поздно вернулся, и пока еще спит. Видимо только волшебники знали, что накануне вечером Егоркин папа поговорил о чем-то с соседом дядей Витей, и они вдвоем потом уехали на далекий песчаный карьер.

Список совершенных Егоркиной палочкой добрых дел постоянно возрастал. Чаще всего пожелания исполнялись к утру – видимо палочка отдавала свою волшебную энергию на разные дела ночью, а потом, утомившись от работы, опять  засыпала-отдыхала, накапливая энергию для новых свершений. Волшебство – это тайный процесс. Он и не должен быть виден и понимаем всем остальным миром, который, в основном, по ночам спит.
Молва об именной волшебной палочке вышла за пределы их шестиподъездной пятиэтажки и даже двух девятиэтажек, что вместе с полосой деревьев окаймляли двор по периметру и отделяли его от проезжей части дороги. Кое-где слухи об исполнении желаний проникли и дальше – за светофор, на другую сторону дороги, где находились детский сад, библиотека, школа и управленческая контора их района.

От работы палочки устранялись неисправности в детских велосипедах, в подъездах загорались новые и яркие лампочки, восстанавливались футбольные мячи, поврежденные во время дворовых матчей, а после многократных обещаний котельной вновь пустить в дома отключенную уже давно горячую воду – вдруг эта вода опять начинала журчать в квартирных трубах. Стоило Егорке потереть волшебную палочку, как наутро во дворе появлялись клумбы с цветами. В детском саду ремонтировались стульчики и шкафчики и расписывались маслом стены узнаваемыми сюжетами из детских сказок. И много чего еще происходимо вокруг и приписывалось волшебству именной палочки - как реакция на пожелания детей, соседей-взрослых из дома или со двора, высказавших те пожелания Егоркиной семье, а значит переданных потом и волшебной палочке.
И все было бы хорошо. Но вот заболел Егоркин дедушка, и его положили в больницу.  Егорка очень переживал за него.  Он всегда жил с дедушкой душа в душу, они понимали друг друга лучше, чем кто-либо  - у них был какой-то свой внутренний мир, понятный только им обоим. Если один из них говорил, что будет ждать у «погибших кораблей» или что сегодня пойдем «летать» над машинными весами, а потом будем проходить сквозь стену, как профессор Вагнер, то второму было понятно, о чем идет речь, несмотря на недоуменные взгляды окружающих их в тот момент родственников или знакомых. Мало кто знал, что в своих играх с внуком дедушка часто пересказывал запомнившиеся с детства произведения писателя-фантаста Александра Беляева, и Егорка тоже увлекся приключениями его героев.

Мальчик перестал листать книжки с изображениями любимых кораблей – он все вечера просиживал  с палочкой, пытаясь направить ее энергию на выздоровление дедушки. Но палочка не помогала – не было у нее сил на это. Заставить клетки крови работать в здоровом режиме и нести кровеносными сосудами нужную энергию к хрусталику глаза так, чтобы он создавал правильное изображение– это, вероятно, намного сложнее, чем построить песочницы, починить велосипеды или испечь вкусный торт. Дедушке становилось хуже, и мама ездила к нему в больницу каждый день. Егорка часто плакал от обиды и бессилия его волшебной палочки исполнить,  как теперь ему казалось, самое главное желание – вылечить дедушку. Он думал раньше, что волшебная палочка может все. А вот теперь стал осознавать,  что сказка в жизни заканчивается, и что жизнь гораздо сложнее, чем волшебство дедушкиного подарка. Значит, кто-то помогал раньше палочке. Ну и что – пусть помогал. Вот пусть бы помог и сейчас. Может это тот волшебник из волшебной страны, про которую говорил дедушка. Но Егор не мог, как дедушка, распознать волшебника среди обычных людей. Как же его найти, чтобы попросить нового волшебного раствора для палочки? Что же делать, если ее волшебной силы не хватает на то, чтобы здоровье дедушки пошло на поправку? Уже начиная терять веру в волшебство, мальчик все же продолжал тереть палочку и приговаривал: «Ну пожалуйста, это самое главное желание...»

Так продолжалось неделю. Грустная атмосфера не покидала семью. Но потом...  Как-то мама вернулась  из больницы со словами «Врач сказал, что кризис прошел, и можно надеяться на выздоровление...». Егорка подбежал к кроватке, выхватил из-под подушки дедушкин подарок, погладил палочку и закружился с ней в каком-то одному ему понятном танце, больше напоминающем пике истребителя. Кончик палочки светился. Пусть слабо, неярко, но мальчик отчетливо видел этот ореол мерцания. И... он сам светился и радовался – теперь он знал, что главное желание будет исполнено.

 Через несколько дней к Егорке зашел Рома и попросил поколдовать с палочкой – нужна была помощь в постройке крепости. Крепость не получалась, ее стена, чуть приподнявшись над вчерашним уровнем, осыпалась снова. Постройка крепости готова была превратиться в долгострой, сравнимый с наполовину возведенным домом, потерявшим финансирование и торчавшим многолетним позором для их района перед самым входом на стадион.  Выслушав Рому, Егор сказал : «Ты знаешь, Рома, мой дедушка поправился. Его завтра выпишут из больницы. Я попрошу его - он поможет построить крепость. И папа поможет. А палочка? Я не буду расходовать ее волшебство на это дело. Буду беречь ее волшебную силу для...».  Мальчик как-то не по-детски задумался и произнес: «... а вдруг еще кто-нибудь заболеет».

*********
*********
рассказ занял 14 место (из 70) в конкурсе "Наши дети" (2013)

рассказ опубликован в литературном альманахе "АВС-студия", Санкт-Петербург (2016)