Ахиллес и черепаха - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Япония 2008
Режиссёр: Такеши Китано
Сценарий: Такеши Китано
В главной роли: Такеши Китано
Жанр: драма, трагикомедия


"Ахиллес и черепаха" - одна из поздних картин известного японского режиссёра и актёра Такеши Китано. Вещь опосредованно автобиографическая, как и две предыдущие работы мастера. Она рассказывает о творческом пути художника-самоучки.

Первые четверть часа фильма - совершенно идиллические. Завязывается сюжет. В семье японского промышленника подрастает мальчик Матису, любящий рисовать и, признаться, у него действительно есть определённые художественные задатки и своеобразный взгляд на мир. Парнишка не на шутку избалован, ведь его отец очень богат, поэтому ему дозволено то, за что другим детям не миновать нахлобучки. С Матису все носятся, и он этим пользуется, совершенно искренне воспринимая собственную исключительность как нечто само собой разумеющееся. Казалось бы, ничто не может предвещать серьёзных изменений в его судьбе. Но у судьбы на Матису совсем другие виды.

Я купилась на всю эту лирику и, смахнув слезу умиления, искренне поверила, что Китано снял наконец фильм без крови и жестокости. Размечталась, как же! Китано, как всегда, врезал по полной. Единственное, что никогда у него лавинообразные смерти близких и друзей, сваливающиеся на главного героя, не выглядели столь нелепо и неестественно. Как и его реакция на них.

"Ахиллес и черепаха" - это смех и ужас в одном флаконе, буйство гротеска. Основная тема фильма - апология творческого безумия. Жизнь главного героя - от детства до старости представлена как клиническая картина, а сам процесс творчества - как сумасшествие. Сама идея того, что искусство требует жертв, воспринимается Китано совершенно буквально, но низводится к комизму. Гениальность героя словно спит в коконе, ожидая своего часа, чтобы пробудиться, но до этого она выглядит для всего мира как нечто абсурдное, нелепое, смешное.

В фильме показаны разные периоды жизни персонажа. Сам Китано снялся в роли зрелого и старого Матису. При этом Матису-ребёнок, Матису-юноша и Матису-старик - словно существа с разных планет, они не похожи друг на друга. Думаю, что Китано так сделал не случайно, ведь его герой не стоял на месте, он менялся. Он, как Ахиллес, бежал за черепахой и никак не мог её догнать. Наверное, потому, что нужно было с самого начала просто нестись со всех ног, а не высчитывать вероятность того, возможно догнать черепаху или нет. Но если бы всё было так просто, то не было бы и никакого творчества.

9 из 11