Путешествие с Кубани в Закарпатье

Александр Оленцов
       
                В  Западной  Украине есть много прекрасных  курортных  мест.  Яремча, Усть Чорна,  Теребля и многие  другие. Это минеральные воды  и лечебные  грязи. Зимние  лыжные прогулки и катания со склонов гор. Летние  горные путешествия  пешком и  верхом  на  лошадях. Я приглашаю  вас  совершить,  вместе с нами, путешествие  на курорт «Солотвина»  в  Закарпатье.

По началу  мы  двигались с помощью навигатора, которого после,  вместе  с  женой, нарекли: -  «Иван  Сусанин». У  нас  сложилось  мнение: - Если бы подобные  навигаторы  изобрели в  1940 году, то  пунктуальные  гитлеровцы, дальше  Брянских  болот  не  смогли бы сделать ни  шагу. И Великая  Отечественная  на  этом  бы  и  закончилась. Часто он заводил  нас в  такие   глухие  места, что потом мы еле  выбирались  на  большую  дорогу. Это  при  нашей  Российской  изобретательности.   Пришлось  его  выключить  и  двигаться  по  карте. 

  Чтобы  не стоять в очереди на  таможне, мы  выехали  из  дому  на  автомобиле  «Чери  Амулет» в  два  часа  ночи. В пять  часов  утра  подъехали к  границе с  Украиной.  На  таможнях,  ни какой  очереди. У  нас с  женой  российские  паспорта. В  течение   десяти  минут прошли все  пограничные процедуры на  Российской таможне. За  тридцать минут оформились  на Украинской таможне и въехали на территорию Украины.

   Дома не смогли приобрести автостраховой полис. (Зеленая  карта.) На Российской  стороне  стояло несколько  автомобилей  с рекламными  щитами обещающими  оформить   страховку в  течение  двадцати  минут  за  480 руб.

    Из  боязни  нарваться  на  поддельный  документ, покупать зеленую карту  в  придорожных автомобилях  не стали. Решили  приобрести  её на Украине. На выходе из  Украинской  таможни нас  остановил таможенник  в камуфляжной  форме с  надписью  «DAI» на спине.  В  переводе  на русский ГАИ. Узнав, что  автостраховка  отсутствует, он  предложил  приобрести  её в  рядом стоящем  киоске, объяснив, что  штраф  за  езду  без  зеленой  карты  составляет  800 гривен, а страховка,  купленная  в России - на Украине  не  действительна.

    Одна гривна  стоит 3,80 – 4 рубля. За  зеленую  карту в  киоске с  нас  запросили 380 гривен, т.е. 1450 наших рублей. Через  таможни, назад  в  Россию, нас уже  не пропустили.  Пришлось  покупать  страховку за 1450 руб. Это  был  самый  первый прокол  или  лохотрон.

    Позже я обратился к другим инспекторам «DAI»и они объяснили,что им все равно где  приобретается  эта  страховка. Лишь бы  она  была в  наличии.

     На  Украине  свет на  автомобилях  включать  не  обязательно. Нам  привыкшим  реагировать  на  встречный свет  фар, ехать  без  света  как то  не  уютно, чего - то  не  хватает.

  Между  Мелитополем  и Каховкой  нам замигала фарами встречная шестерка.  Из  окна  махали  руками водитель и пассажиры, прося  остановиться. Выскочивший  молодой человек,цыганской внешности,со слезами и причитаниями на тяжелую  жизнь стал спрашивать дорогу к ближайшей СТО. При этом он несколько раз повторил, что он не  цыган, а  болгарин, просто у него  морда лица такая. У них сломалась  машина, и кончились деньги. Расстегнув красную  рубаху, он снял с себя очень толстую «золотую цепь с  крестом»-грамм  на  четыреста  и  предложил купить её за 1000 гривен – (4000 руб.) Мы вежливо  отказались, объяснив,что своего "Рыжья" девать некуда и продолжили путь.

Проехали  Каховку, воспетую в легендарной песне:-Каховка, Каховка  родная  винтовка….-  Правда, после переворота эта  песня в  нашем  государстве уже не в чести.   В  Херсоне  пересекли широченный  красавец  Днепр. На обочинах  дороги нескончаемая  череда  рынков, на которых  можно купить все, что  угодно. Очень много дешевой сушеной  рыбы.

   Дороги на  Украине стали  гораздо  лучше, чем  десять  лет  назад. Но иногда  попадаются  участки, что  не  обрадуешься, правда,  не  очень  большие.  Через  каждые  десять   пятнадцать  км  стоят  щиты  призывающие  соблюдать  чистоту.  Много  контейнеров  в виде  обрезанных  металлических  бочек  и сваренных из 6 мм проволоки  квадратных  кубов, специально для  пластиковой и  полиэтиленовой  посуды.  Обочины  дорог  очень  чистые, но  на  дорогах  очень  много  сбитых  животных. Детишки, в населенных  пунктах,  по  двое – трое  катаются  на  велосипедах, прямо  на  центральной  дороге. Никто за ними не следит - ужас!    

     Бензин на Украине  стоит: А – 92  в  среднем  10.80 гривен – (43.20 руб.)  А -95   ( 11.80  - 12.20)  - около  48 руб. Газ в среднем: (6.30  - 6.70)  - где то  26 руб.  На  нашем Амулете стоит  газовое  оборудование.  Я въехал  через  границу с  полным  баком  бензина и  можно  сказать, полностью  привез  его  назад. Газовых  заправок на  дорогах в  изобилии. Автомобилей   на  Украине   гораздо  меньше   чем  у  нас.  Вероятно сказывается  дороговизна   топлива.

Украинские водители по  сравнению  с  российскими  -  менее дисциплинированы. Постоянно выходят в лобовую  атаку через две  сплошных, а уж  об  одной  и говорить нечего. Они её просто игнорируют. На  Украине, по  словам  полицейского, за  пересечение сплошных линий установлен  очень  маленький  штраф.   

   Все указатели, и разъяснения  на  украинском  и английском  языках.  Работники милиции вместо  того, что бы  делать  движение  транспорта  безопасным, прячутся  на проблемных участках дорог,где  знаки  противоречат  разметке или  неясные  указатели  и  подстерегают заблудившихся водителей.

  Почти  все  водители  предупреждают  встречный  транспорт  о  милицейских  засадах -  миганием  фар. Много  засад  на  знаке  5.15.3. указывающем  число  полос,  когда  окончание  дороги  из-за  рельефа  местности  не  просматривается.  Заехав  в сплошные  разделительные  полосы, дальше  обнаруживаешь, что  знаки  разметки  вынуждают  свернуть  направо  или  налево, хотя  двигаться  необходимо  прямо…. 

Около  города  Немиров  попали в  такую  ситуацию. Объездной путь вокруг Немирова - на   Винницу исполнен в виде  У- образной  дороги, которая  оканчивается  еще  двумя  У - образными разветвлениями. Указатели  выполнены так, что  разобраться  очень  трудно.

    Короче – не  разобравшись в указателях,по их словам - нарушили.  Инспектора "ДАИ"  уставились  на перекресток, как  пауки  на  паутину в  ожидании заблудившейся  жертвы, и снимают все  на  видео.  Мгновенно  нам  перекрыли   путь  патрульным автомобилем. И тут  началось.

  Нас обвинили в  движении против  одностороннего  движения, хотя  знак "Въезд запрещен" с нашей стороны  отсутствовал. Жирный молодой  сотрудник милиции  объяснил, что такое  нарушение стоит 600 гривен.(2400 руб.) Предложил  отпустить  нас  за  триста  гривен.  Другой  молодой  ДАИишник  стоял  рядом  как  зайчик с опущенными лапками, не  проронив  ни  слова.  Вероятно ещё  не  освоился  с  таким  промыслом. Мы сказали им, что конечный пункт нашего путешествия Винница. У нас с собой осталось только сто гривен. Остальные вынуждены были раздать  милиционерам по  дороге. Теперь  придется занимать на обратную  дорогу у родственников. Остальные  деньги  жена спрятала  так, что после  сами  еле  нашли.

   Требуем составить  протокол, что бы  написать в нем  свое  мнение о неправильно установленных и отсутствующих указателях и знаках. Бесполезно. Милиционер, приписывал  нам  неповиновение, незнание закона и ещё много чего. Угрожая забрать,а затем потерять моё водительское удостоверение, поставить автомобиль на штраф площадку и посадить в околоток на 15 суток, торговался как на базаре.

    Видя,как бойко идет торг, проезжающие водители  сигналили, и подбадривали нас жестами. Пристыдив нас за  то, что у нас  так  мало  денег, толстенький инспектор все таки согласился отпустить нас,за сто гривен, и мы следуем дальше. Это был  далеко не единственный случай  вымогательства,но в остальных  случаях мне  удавалось  доказать  свою  правоту.

 Единственный  раз  в Каменец - Подольском с нас не потребовали  денег, а составили протокол, хотя и там моя вина  была довольно сомнительная. Вместо того, что бы  участвовать в  безопасности   движения -  большинство  инспекторов  DAI  занимаются провокациями  и  вымогательством денег. Конечно в России полицейские не лучше,но так торговаться как на  Украине они ещё не научились. 

Ночевали в   придорожной  гостинице. Душ, телевизор и  двухместный  номер  стоит 120 гривен. Кипятка, что бы  наполнить термос  кофе  или  чаем,  купить  невозможно. Надо покупать чай или кофе местного производства, хотя в их качестве  мы  засомневались. Поэтому в следующий раз будем брать с собой кипятильник.   

Подъезжаем  к  Закарпатской  области.  На  электрических  опорах  много  гнезд  аистов.  Диаметр  гнезд  около  трех  - высота  около  двух  метров.  Провода  проходят  прямо  сквозь  гнезда.  Интересно  как  они  не  замыкают во  время  дождя?  В  гнездах   от  двух до  пяти  аистов. Вероятно  родители с  детьми. Местное  население  относится  к  ним,  как   к священным  птицам.
 
      Везде  насколько  хватает  глаз лиственные  и  хвойные  леса. Воздух прозрачный и чистый.  Приятно, как в  детстве, пахнет зеленью и  древесным  дымком.  Во  многих  селах  нет газа.  Печки  топят  дровами. Жители,  живущие близко к горным рекам, во время половодья ловят плывущие деревья, вытаскивают их  и распиливают на  дрова.

   В каждом поселке по  несколько  церквей. На входе и выходе каждого  населенного  пункта  стоят  красивые  часовни и статуи: изображающие  деву  Марию с  младенцем, или  Иисуса Христа. Проехали  через красивый  горный  перевал, разделяющий  Иван-Франковскую  и  Закарпатскую области. Прямо  на перевале  раскинулся  огромный сувенирный  базар. Въезжаем в Закарпатскую  область. Вдоль  дороги  много  минеральных  газированных источников  выбивающихся прямо из  скал. Правда,  газирование  воды слабое. Через  два  часа подъезжаем к поселку  Солотвина.

Позади остались города:Ростов на Дону, Таганрог, Мариуполь, Мелитополь, Херсон, Николаев, Первомайск, Умань, Винница, Хмельницкий, Каменец-Подольский, Черновцы,  Яремча,  Рахов.  На спидометре  1867 км. 
                Солотвина - бывший  румынский  город  Сигед, раскинувшийся  на  обоих  берегах  реки Тиса. После  Великой Отечественной  войны граница СССР и Румынии   была установлена  по реке  Тиса.  Правая  часть  города  перешла к России и была  переименована  в  поселок  Солотвина. 

В  поселке было много  шахт  добывающих соль. Во времена  СССР в  выработанных  шахтах  были оборудованы  палаты  санатория  для  больных  страдающих астмой. Палаты находились  на  глубине 650 метров. Все стены палат  из соли. Почти все больные, пролечившись 1 месяц в подземном санатории,  навсегда забывали о своей болезни.

   После  переворота  и  развала СССР шахты и санаторий затопили водой. Не  понятно  кому  это  было  выгодно? В данное время  на  территории  поселка  раскинулось  несколько естественных соляных озер и рукотворных  бассейнов. Вода и лечебная грязь в  них, судя по  рекламным  щитам, по своим  свойствам  приравнена   к  водам  и  грязям   Мертвого  моря в Израиле.

    Озера  где-то от 300 до 500 метров  в  диаметре.  Бассейны -  20/40 метров. Женщина  больная псориазом кожи  рассказала, что  приезжает сюда третий  год.  Достаточно  покупаться  в бассейне  или  озере 10 дней, как болезнь отступает на  целый  год. После пяти - шести  лет  лечения, по  словам  женщины, болезнь  должна отступить  навсегда.

    Вода   в  бассейнах холодная и  меняется  постоянно. Её  выкачивают  из  шахт.  Достаточно  в  неё  окунуться  с головой, секунд  двадцать потерпеть  и холод  не  чувствуется.  После  первого  ныряния   глаз, нос,  губы,  уши, и остальные  места  щиплет  так, что  хоть  волком  вой.  Через  30  секунд  эта  реакция  организма  на  соленую  воду  проходит. Выйдя  из  воды  и высохнув,  обнаруживаешь на себе слой соли толщиной в  три миллиметра.

    В  озерах вода и грязи теплые.  На воде  можно лежать не  двигаясь. Все  равно  не потонешь. Стоимость  купания  - 10 гривен  в  день. (40  руб.)  Много  сувенирных  магазинов.  В  частности  в  них  продают   соляные  лампы (какая- то  альтернатива бывшего  подземного  соляного  санатория.)

   Они  представляют  собой  глыбу  соли.   Соль  простая  -  для  больных  астмой  и  йодированная  ( желтая) для  больных  щитовидной  железой. (ЗОБ).  В  глыбе  просверлено  отверстие и вставлена  энергосберегающая  лампа  с  регулятором  напряжения.  От  большого  отверстия  в  виде  лучей  просверлены  несколько  тоненьких  каналов.  Через каналы соляной  воздух  во  время  горения  лампы   выходит  в  комнату. Глыба соли  стоит  на  подставке из  дерева  или  камня . Стоимость  таких  ламп около 700 гривен. Сами глыбы  соли  стоят  в  этих  магазинах  250 – 300 гривен.

  Квартиры  отдыхающим  стоят  от  30 до  100 гривен  в сутки. В  зависимости  от  расстояния. (Душ с теплой  пресной водой  обязателен.) Обычно  повторные заезды -  дешевле.

Мы  побывали в  гостях  у  женщины  целительницы, которая  лечит  обгоревших  людей. Лечит так, что на  теле  не  остается  никаких  шрамов.  В  свое время  она спасла меня от смерти, когда у меня взорвался  автомобиль.  Лечит она только свежих больных.  Застарелые  ожоговые шрамы  лечению  не  поддаются.

   В  60-ти  км от  Солотвина  находится поселок  санаторного  типа  Усть  - Чорна. В  горах   много  газированной  минеральной  воды  вытекающей  прямо  из  скал.  Мы  побывали  на  одном  из самых  легендарных  источников. Называется  он «Буркут». Вода в нем  такая  холодная  и  газированная, что  еще  не  кому  не  удавалось  выпить  полный стакан залпом.  Набрали  стеклянный  3-х  литровый  баллон воды с собой. Каково было наше удивление, когда через  3-4  часа баллон  стал красного цвета, хотя вода так и осталась прозрачной  и газированной.  После  того как  вода  была  выпита  мы  еле смогли  отмыть баллон. В санатории Усть  - Чорна  лечат  женские, костные   и желудочные  заболевания.

  На обратном пути мы торопились.Спали прямо в автомобиле в г.Мелитополь у поста DAI.

В г. Мариуполь нас обогнало такси. Человек кавказкой внешности кричал в  окно: - Армавир стой! Помощь нужна. -  Мы  остановились. Кавказец  подбежал  к  нам. Сказал, что  зовут  его  Эльдар. Узнав, что мы не из  Армавира, а из Павловской – прослезился  от  радости. Он объяснил, что его КАМАЗ  груженный  легковыми  автошинами сломался и стоит в городе на  стоянке. Он уже три  дня  ничего не ел. Попросил у нас лист бумаги, что бы  написать своему  хозяину  письмо, с  просьбой  о помощи. Написав  письмо, водитель сказал, что  везет  автошины в  фирму  «Алмаз». Куда и попросил  передать письмо своему  шефу. Дал нам номер его  сотового телефона и  гос номер личного автомобиля шефа.

    Потом  стесняясь, попросил  кусок  хлеба,  так как  три  дня  маковой  росинки во рту не  держал. У  нас оставалось 500 гривен. 250  мы  оставили  себе на  заправку, 250 отдали ему. Деньги он брать не хотел,но мы его уговорили. Кавказец ненавязчиво намекнул, какой широкой души кавказкий народ и пообещал сразу по возвращении в Павловскую деньги вернуть. Мы отдали ему банку консервов, булку  хлеба, огурцы  и помидоры. От сала он отказался пояснив, что употреблять его,ему не позволяет вера.

    Приехав в Краснодарский  край, мы сразу  попытались  связаться с его хозяином, но телефон тогда и до сего времени  недоступен.  В ГАИ пробили номер  авто. Оказывается, это  номер  числится в  Выселковском  районе, хозяйка  авто - женщина, естественно не  имеющая  никакого  отношения к «Алмазу». В «Алмазе»  никто  ничего о таком грузовом автомобиле  и его хозяине  не  слышал.

    Знакомые дальнобойщики  рассказали нам, что этот вид лохотрона уже давно  практикуется во всех  городах, где  нет объездных  дорог и  легко  можно  остановить водителя из  другого  региона. На  наш  вопрос: - Как не  стыдно  менять  совесть  за 1000  руб,  нам  объяснили, что  за  день  подобные  люди  останавливают, до тридцати  автомобилей. Некоторые сердобольные  граждане  дают  и больше.  Так, что не  стыдно.   

На  обратный  путь  мы  потратили  34 часа. Туда – 40 часов,зато 7 часов спали в  гостинице. За все путешествие Чери-Амулет  не  подвел  нас  ни  разу. Вот так  окончилось наше путешествие в  Закарпатскую область, Тячевский  район,  поселок Солотвина.