Ленинград. Эрмитаж. Я бывала часто

Валентина Одинец
    ЭРМИТАЖ             
   

 Здесь я бывала очень часто
 И знала каждый поворот,
 И не могла дождаться часа:
 Хвоста павлина разворот.

 И Тициан, и Рембрант, правда,
 Мне были близкими, поверь.
 Мадонна Литта - Леонарда,
 Ван Дейк, Гейнсборо, Рафаэль.

 Головки Грёза, как мадонны,
 И граций - стройные ряды!
 Нарядов - царские колонны.
 Данаи - томные черты.

 Плыла по залам, как царица!
 Их красота в душе хранится.

В течение нескольких лет посещала лекции по абонементу, когда училась
в пед.училище №2 г. Ленинграда. Нам давали их бесплатно, также как
и в Мариинский театр. Некоторые девочки отказывались от абонементов,
я за них ходила. Без сменной обуви в театр не пропускали. Я поработала на
фабрике в каникулы и заработала 60 рублей. Мне было 16 лет. На зарплату

купила туфли на высоком каблуке за 45 рублей, материал - парчу и шляпу.
Сама сшила платье. (Нас учили в детском доме.) Со 2 класса уже шила на
электрической машинке. Я просмотрела 50 спектаклей. После Мариинки,
Большой театр мне показался беднее...У меня была игра, как карты. 100
картин Эрмитажа. С одной стороны картина, а с другой - название и автор.

Когда приехали на работу в школу-интернат, нам с подругой  директор ЦОЙ
сказал, чтобы мы чемоданы поставили в зал. Когда пришли через полчаса, все
вещи были разбросаны и исчезли письма, открытки, тетради и дневники.
Нам не помогли с поиском. У меня были письма и красивые открытки из Германии.
 Я 4 года переписывалась с немцем Клаусом Отто. Адрес знаю наизусть. Звал замуж.

Храню его фото и книгу-подарок. Переводить письма и писать ответы мне помогал
преподаватель Виктор Исаакович. Он работал в библиотеке и помогал с выбором
литературы для чтения. И вообще, все преподаватели училища  очень хорошо к нам
 относились. У нас на курсе было ровно 25 человек-сирот со всех республик.
Преподаватели были из институтов. Мы ходили к ним домой. Я была дома  у

преподавателя географии. Он мне подарил атлас мира. До сих пор у меня есть.
с его подписью. Помню его скромную квартиру. Его супруга шила шубки.
Я только сейчас оцениваю по достоинству это педагогическое училище и буквально
подвиг преподавателей. Училище существовало в таком варианте 4 года. На каждом
курсе было только 25 человек из детских домов России,  рождённых в годы войны.

Надо было сдать 5 экзаменов без троек, проверяли и музыкальный слух,
так как учили игре на скрипке, профессора из консерватории. Сестра прислала
мне деньги на скрипку, с которой я поехала на Сахалин. Замуж не разрешали
выходить. Одна вышла и её исключили из комсомола. Ходили с воспитателями
только в военные училища, а на последнем курсе в Академию Связи. Дружила

с Н. Шиммелем год до отъезда на Сахалин.  Высокий, красивый молодой человек,
сын посла какой-то страны. Есть фото. Его мама сказала: - нам такая "красавица"
не нужна. Я подумала, что она издевается. Долго переживала. Нас распределили
на Сахалин, Камчатку или Курилы  на выбор. Я выбрала Сахалин. Добирались
с подругами 2 недели... Только 10 суток  из Ленинграда до Владивостока на поезде.

Во Владивостоке сутки ждали корабль. Попали в шторм. В Корсакове было распреде-
ление. Корабль встречали военные. Мне сразу предложил замуж морской капитан чуть
выше меня ростом. Отказала.У меня всегда были только высокие парни... Замуж вышла
по любви. Родила дочь. Уехала домой. Ждала первого мужа 10 лет ( т.к. он учился в
институте ) Трагически погиб в Хабаровске.

После окончания института, он с друзьями подъехал к заправке на такси. Мальчик не
удержал шланг с бензином и облил машину, а в это время один из пассажиров бросил
сигарету. Сгорели все! Второй раз вышла замуж только через 10 лет и прожила с мужем -
врачом 32 года. Уже 20 лет вдова и одна. Верность у нас семейное правило. Нас в семье
у родителей было 8 детей. ( 5 -ро сестёр и 3 брата ) Только я дважды выходила замуж...
 
 фото из интернета:
 зал Эрмитажа