Семья

Нодар Хатиашвили
Отец Отмар, мой добрый знакомый – священник францисканской церкви, знал о моём желании поближе познакомиться с церковными обрядами. Как-то однажды он позвонил мне и сообщил, что в воскресенье, в двенадцать часов, состоится церемония венчания. И немного погодя добавил: «Приходи, не пожалеешь!».

Я не учел, что по воскресным дням транспорт работает в замедленном ритме, поэтому вошел в церковь уже вслед за седовласым господином, державшим под руку девушку в свадебном наряде. Звучала торжественная музыка. К моему удивлению, внутри храма было немноголюдно.

Впервые увидел жениха и невесту в профиль, когда они обменивались кольцами.
Удивился, как неуклюже и вместе с тем с каким трепетом и волнением молодые обменивались кольцами, увидел их сияющие от счастья лица, но что-то в их облике показалось мне странным. Я пытался понять, что же именно привлекло моё внимание. Более того, поразило моё воображение.

Я не мог сдвинуться со своей скамьи, прикованный вниманием к этой паре. Мне казалось, что сейчас пойму что-то очень важное... Предвкушение чего-то невероятного, чудесного охватило меня.

Когда они, направляясь к выходу, проходили мимо меня, увидел их лица в анфас.

Эти нарядные молодые люди, только что торжественно венчавшиеся в храме, оба были слепы и не очень красивы. Однако сейчас это не имело никакого значения… в данный момент они были счастливы, и все вокруг, кто в данный момент оказался тут с ними рядом, и близкие, и просто любопытствующие, разделяли это чувство, сияя радостными улыбками.

Шел домой пешком, долго находился под впечатлением увиденного, перед моими глазами постоянно всплывали их восторженные счастливые лица. Однако тут неожиданно у меня возник вопрос: «А вот если бы они были зрячими, смогли бы так трепетно и восхищенно относиться друг к другу?». И тогда я вспомнил библейское изречение: «Пути Господни неисповедимы». Продолжая размышлять, тогда подумал, что отняв у них зрение, Господь открыл им душевную зрячесть…
Прошли годы.
Отмар крестил их сына.
Сын был зрячим.

Присутствуя на обряде крещения, подумал тогда, что это счастье для их семьи, потому что ребенок родился зрячим. Однако тут же промелькнула и совсем другая мысль: « А счастье ли это? Им открылся мир ДУШИ ЧЕЛОВЕКА и его потребность в ЛЮБВИ и ЗАБОТЕ о ближнем… А ему?»

Мне казалось, что когда не видишь внешнего блеска жизни и погони за призрачным счастьем – богатством, легче отказаться от него. Но зрячему будет труднее это сделать. И не появятся ли у них проблемы?

Спустя много лет, на благотворительном концерте, где исполняли мой любимый Второй концерт для скрипки с оркестром Белы Бартока, я вновь увидел этих людей. Они были вдвоём, мать и сын. Решил подойти к ним после концерта, но… когда зал наполнился безысходностью и мраком, переходящим в ужас, я невольно посмотрел в их сторону. Мать и сын так прижались друг к другу, что мне показалось, будто они слились в один маленький, но монолитный камень.
По-моему, это была единственная пара в зале, которая светилась любовью, готовая бороться с ужасами и безысходностью наших дней. И главное, в них не было озлобленности, а какое-то постоянное терпеливое упорство…

Наконец в зале хоть и робко, но зазвучали радостные нотки, и тогда они словно чуть приподнялись от этих звуков, а когда свет и радость заполнили зал, мать и сын обнялись.
По окончании концерта, когда я подходил к ним, услышал слова матери: «… видишь, сынок, папа был прав…»

Они обрадовались мне. Восторгались музыкой, были очень рады, что и мне понравился концерт, но я чувствовал, что они куда-то торопятся, и поинтересовался, куда они так спешат?
Сын ответил, что отец болен и они хотят как можно скорее добраться до дому, чтобы поделиться с ним своими впечатлениями.