Древние письмена. Руны? Огам?

Лейла Сабзали
Глава из книги "откровения сакрального Гобустана".


Этими знаками испещрено немало гобустанских камней. На каких-то камнях можно увидеть единичные значки, их даже сразу и не разглядеть, а где-то ими расписаны целые стены  внутренних пещерных помещений (рис.прил.). Встречаются они и на древних надгробьях. Почему-то знаки эти ни у кого из исследователей не вызывали должного интереса. Возможно потому, что археологи советских времен не знали их значения? Или сочли их случайным, бессмысленным царапанием первобытного человека по камню? Окружности, стрелки, треугольники, спирали, кресты, звезды, свастики. Изображения различных лабиринтов – квадратных, круглых, сдвоенных в виде восьмерок или просто отдельных значков. Изредка встречаются здесь и тамги, но они в Гобустане появились достаточно поздно, некоторые из них отнесены к бронзовому веку, некоторые к еще более поздним временам.
 

Самые загадочные из гобустанских знаков были найдены на огромном камне у подножия одной из «столовых» гор. По ровному спилу у основания камня, похоже, что когда-то был этот камень частью вершины горы. Глубоко впечатанные в камень знаки или – письмена производят впечатление скорее оттиска, чем резьбы по камню. И на первый взгляд напоминают иероглифы, расположенные по горизонтали. Если приглядеться повнимательней, то становится понятным, что состоят они из множества значков помещенных внутрь закругленного прямоугольника. Боюсь ошибиться, оттиск от времени потерял свою четкость, но письмена эти уж очень похожи на ранние пиктографические шумерские письмена, так называемые «буллы». Есть здесь и письмена, которыми испещрены целые гобустанские стены, и  которые идентифицировать автору так и не удалось(рис. прил).


Очень часто на гобустанских камнях встречается значок похожий на единицу с укороченным хвостиком. Видимо, придется обратиться к рунистам, а потому обратимся к лучшему из них - немецкому ученому - Герману Вирту. Итак, по Вирту, значок этот означает - «фаллос», при условии, если рядом с ним будет стоять знак в виде ромба – парадигмы ктеиса. Ромб – знак великой богини-матери, символизировавшей – изобилие. Ромбы так же встречаются в Гобустане, а на некоторых камнях из таких «ромбиков» составлены целые сетки. А вот знак единицы с двойным хвостиком является обозначением божества – «Аса».

Второй знак похожий на вертикально стоящий крестообразный ключ с закругленной верхней частью. Почему я уточняю, здесь встречается точно такой же знак, только перевернутый. Абсолютно не разбираясь в древних символах, мне, тем не менее, показалось, что где-то я его уже видела. Такой же знак, только более искусно прорисованный встречается в древнеегипетской стенной росписи. Знак - «анкх».
По Герману Вирту, в первом случае знак символизирует – «солнце», во втором – перевернутом, если за ним следует знак, похожий на единицу или стрелу, то он читается, как - «tiu» и имеет значение, - «молодой бог, выпускающий из рук солнце». Другое его значение, - «Тиур» – «сын Божий в нисходящем полугодии, спускающийся к корням годового дерева». Короче, ничего не поняла.


Солярных знаков в Гобустане много. Есть такие, что по Вирту обозначают - «узлы восхода и захода солнца в момент зимнего и летнего солнцестояния». Есть знаки похожие на подкову, по Вирту – «символ Нового года» - земная эклиптика. Возможно, обычай вешать подкову «на счастье» восходит именно к этому древнему символизму…? И арочный архитектурный стиль – тоже…?

Пожалуй, наиболее часто встречающийся здесь знак, это  - крест. Крест по Вирту  - символ «четырех дорог четырех сторон земли». Центр креста  - «место, где все силы объединяются», он так же является и символом солнца. Крест со сдвоенной перекладиной – знак созвездия Овна, а знак одиночной стрелы – знак созвездия Быка. Оба эти обозначения символизируют два главных созвездия, участвовавших в те эпохи в прецессии Земли. Интересно, что в одном из древних захоронений на территории Мугани был обнаружен сосуд из чернолощеной глины с белым рисунком. На рисунке - на фоне звездного неба изображены два указанных знака, а рядом с каждым из них - зооморфное изображение созвездий.

Крест в круге - хорошо всем известный астрономический, астрологический и эзотерический символ Земли, и его здесь можно встретить нередко. Знак этот означает – «перекрестие», «место», «цель». «Цель»… Таким символом, по шумерским хроникам, был обозначен город шумерского бога Энлиля - Ниппур. «Цель»… для спускаемых космических аппаратов…?

Значок, напоминающий гантелю, положенную наискосок, встреченный мной на одном из древних надгробий в Гобустане, -  идеограмма – «S». Обозначающая – «связь двух полюсов - самой южной точки зимнего захода солнца и самой северной точки летнего восхода». Подобный знак встречается в Гобустане еще и в вертикальном положении, в виде восьмерки. Читается он - по Вирту – «Оdil». «Оd» – огненное вдохновение, которое Бог вдохнул в Адама. На азербайджанском языке - «од» –  тоже – «огонь». Знак, изображающий двухлучевые вилы или похожий на букву – «ж», по Вирту прочитываются, как -«ilk» и является «первой руной нового года». В азербайджанском языке слово - «илк» имеет  значение - «первый».

Узелковый узор, часто встречающийся в Гобустане,  - символ «нити жизни». Образы переплетенных узелков с неразрывными линиями символизируют «процесс вечного духовного развития». Здесь очень много разнообразных спиралей и в виде росписи на стенах, да и как говорилось выше, в виде каменных кромлехов. Одиночная спираль – «космический символ для естественной формы роста», «символ вечной жизни». Двойные спирали - «поток и движение космоса». Изгибы – «непрерывное создание и цветение мира». Тройная спираль – символ «тройственной богини», обозначает стадии Луны, а еще символизирует «колесо жизни» - рождение, смерть, воскрешение. Лабиринты или переплетения – «спирали в прямых линиях». Связанные между собой, они указывают «путь ведущий через сложный лабиринт к священному центру». А еще здесь часто встречаются «решетки» -  знак, означающий  - «двери, ведущие к внутренней сфере». Возможно, к - Аб-су? Ну, и много свастик, означающих  – «вихрь энергий в центре».


Впрочем, свастические знаки на территориях Азербайджана не такая уж и редкость. Их даже можно увидеть и на не столь уж  древних постройках - начала новой эры. Как например, в зороастрийском храме в местечке - Сарытепе, неподалеку от города – Казах. Они сохранились и на глиняных пинтадерах – печатях для проштамповки ритуального - «шор-гогала». Их обнаруживали и на предметах из древних захоронений, как на предметах из гробницы сырцового кирпича на территории Кедабека. Где на одном из чернолощёных керамических сосудов белой инкрустацией изображен лучник, целящийся из арбалета в горного козла. Голова лучника схематично обозначена маленьким треугольником, а над ним изображена крупная прямоугольная свастика(рис. прил).

Есть здесь знаки из сдвоенных треугольников, иногда из них составляется сетка, по Вирту такой знак прочитывается как- «dag». Эта руна  означает – «день», «свет», «двойной топор». А также  - «волшебный не пустеющий котел бога-Дагды» - божества мудрости, хозяина земли и по совместительству - бога солнца у древних кельтов. По кельтским преданиям, каждый гость этого божества находил в его котле еду соответствующую личным заслугам и поступкам гостя(напоминает наш - «оджаг»).
 Как считают современные исследователи, этот котел послужил прототипом для «чаши Грааля», которую в свое время пытались отыскать рыцари-тамплиеры. И которой, скорее всего, именно ими были приписаны чудесные свойства древнего котла.
В ирландских сказаниях это божество предпочитало жить под невысокими холмами-курганами. Один из подобных холмов на территории Ирландии, по легенде принадлежавший древним викингам, недавно вскрыли археологи, внутри холма оказался каменный дот.               


У Г.Вирта котел рассматривается как нечто - «преобразующее энергию». Синхрофазотрон древности…? Или – коллайдер… каменного века? 
Слово – «даг» существует и в азербайджанском языке в значении – «гора». Возможно, здесь имя этого божества отождествлялось с этими горами …? Есть и другое слово с корнем – «даг» - «дагыдмаг» - «разрушать». У некоторых кавказских народов слово - «даг» помимо всего идентично и понятию – «ариец». А во времена Шумера этим словом называли полубогов (чуть позже о полубогах). 


Встречаются в Гобустане и значки похожие на изображение молний, такие знаки носили на лацканах эсесовцы во времена фашиской Германии. По Вирту знак читается – «zik» или «zii», что означает – «победное вознесение». В азербайджанском языке – «Зий-арат» означает - «священное место» и употребляется по отношению ко всем Божьим храмам.


На Абшероне есть селение – «Зых», получившее свое название по названию воинственного племени «зигов», некогда, в глубокой древности населявшего его. Об абшеронских зигах писали многие античные авторы и в их числе  - Страбон.
 Из зигов, по кельтским легендам, был и сам легендарный Один. Есть еще слово в азербайджанском языке с корнем «зиг» - «зыглама», употребляемое сегодня в значениях – «сверх меры», «превышать». По древним кельтским легендам, зиги были огромного роста, а еще умели летать. Позже большей части зигов придется уйти с Абшерона. Во времена нашествия арабских завоевателей часть из них поднимется высоко в горы, часть уйдет по направлению к Северу. Интересно, что знак «зик» в кельтской мифологии обозначает и Древо Жизни – «ясень Иггдрасиль» – «Эйваз». Как уже говорилось ранее, - «эйва» - с азербайджанского - «айва».

Встречается здесь знак вилки, обращенной концами вниз. По Вирту он прочитывается как -  «yr» – «юр» и означает – «море, пещера, влага». В азербайджанском языке слово – «юр-дум» употребляется в значении – «отчизна». Да и Отчизна у азербайджанцев, а точнее, у древних жителей Абшерона - море, пещеры, влага. А вот – «дум»…? В современном азербайджанском языке значения этого слова я не нашла, слово очень старое – анахронизм. Но в шумерском -  «думу» – сын.   

Встречается в Гобустане и очень редкое письмо, по виду  напоминающее современный  штрих-код. Такое письмо называется – «огамическим» письмом. Древне - кельтское письмо, которое  использовалось кельтами во II тысячелетии на территориях Норвегии,  Англии, Ирландии. Причем, использовалось наряду с латиницей. По некоторым версиям это - сакральное письмо друидов, по другим - письмо, изобретенное богом Огмом для секретной переписки кельтов. Подробнее об этом – в следующей книге.
 
В росписи Гобустана много изображений персон, помеченных рогатым или серповидным знаком, есть изображения и рогатых оленей. Рогатый знак, в том числе и изображения оленей, согласно Вирту - знак принадлежности к древним божествам. 
Изображений оленей в Гобустане достаточно много. Они настолько реалистично  прорисованы, что изображения эти можно было бы отнести к произведениям высокого искусства и сегодня. Есть изображения и сцен охоты на оленя с копьем, а иногда и с трезубцем.
Интересно, что в археологических раскопках на территориях Гобустана не было обнаружено костных остатков, принадлежащих этим животным. Возможно, плохо искали? А может в Гобустане этих животных изображали по памяти?
Костные остатки оленей, а вместе с ними и огромное число других доисторических животных на территориях Абшерона все же были обнаружены. Часть - в 30х годах прошлого столетия, часть - в 60-х. На острове Пир-Аллахи( святилище Аллаха), расположенном неподалеку от Баку, в кировых пластах были найдены черепа ископаемых оленей. А на территории города Баку во время земляных работ по строительству бакинского метро был найден и невообразимых размеров окаменевший рог оленя. Вместе с костными остатками других доисторических животных он был найден на глубине 33 метров в пластах голубого ила. Археологи отнесли эти находки к периоду верхнего палеолита.

Часто встречающаяся в Гобустане восьмиконечная звезда по Вирту прочитывается как – «hag-el» - «восходящий бог Эл», и символизирует этот знак звезду - Сириус. У шумеров такой же знак прочитывается как - «din-gir», в известном смысле тоже - «Бог» или  - «сошедшие с небес», и тоже символизирует Сириус. В зороастрийские времена Сириус(Тиштрия) также обозначали восьмиконечной звездой. В яштах читаем, - «Тиштрию - звезду блистательную, хварную мы почитаем, дарующую спокойное и благое обитание….». Восьмиконечная звезда встречается и в христианской иконографии. А в одном из аятов священного Корана можно прочесть вот такие строки, - «Он - Господь Сириуса» (ан-Наджм (Звезда)49).
Восьмиконечная звезда изображена и на гербе и на флаге республики Азербайджан. Вообще надо сказать, что герб республики представляет собой интереснейшую символику. Где восьмиконечная звезда расположена на двойном «прецессионном круге», а из центра звезды пламенем вырывается кораническое – «Аллах».
Обрамлен герб с одной стороны – снопом пшеницы – знаком Божественной милости, с другой – дубовой ветвью – знаком арийцев (иафетитов).
Герб этот был создан еще в 20-х годах прошлого столетия грузинским художником - князем Шершавидзе, но тогда он не был принят. В 90- годы он был слегка дополнен азербайджанским художником Р.Мамедовым, и был принят как государственный герб Азербайджана. Вот уж, поистине, создавая этот герб, художники наверняка не знали, какой глубокий сакральный смысл вложили в него. 
 Из всего прочитанного при помощи труда Германа Вирта автор поняла только одно,-  похоже, что рунические знаки не являются знаками, созданными человеческой цивилизацией…? И вряд ли они были созданы для применения их на земле. Откуда они взялись? Есть древние легенды, которые могли бы дать ответ на этот вопрос, но об этом - чуть позже.               
Многое, наверное, в Гобустане можно было бы прочесть знатокам рун. И многое можно было бы понять о тех, кто когда-то оставил их на гобустанских камнях. Автор же – не рунист. К тому же человек - глубоко верующий и по понятным причинам избегающий наглядного обозначения запрещенных знаков. Ибо полагает, что с ними нужно обращаться более чем осторожно. В особенности, если не понимаешь, - что за ними стоит?