Золотая душа

Валентина Майдурова 2
          За свои семнадцать лет я нажила массу комплексов,  в основном, отрицательных. Я боялась новых знакомств, особенно с противоположным полом. В ремесленном училище нас было триста девочек, из мужчин только преподаватели, в которых мы по очереди влюблялись. Я не умела вести себя в незнакомом обществе. Доходило до идиотизма: мне было стыдно сказать «здравствуйте». Довольно начитанная девочка, я не умела начать беседу, не умела ее поддержать. В своем личном мирке я была болезненно чувствительна ко  лжи. О взаимоотношениях с противоположным полом была осведомлена на уровне – умри, но не давай поцелуя без любви. Комплекс неполноценности, воспитанный пьющей матерью, расцветал пышным букетом.      
          Я поступила в педагогический институт. Завтра я предстану перед своими  новыми товарищами.  Войду в новый  мир. Как он воспримет меня? Я боялась его и тянулась к нему.       
         В группе было двадцать две девочки и трое ребят.
         Ников Коля. Очень некрасивый, маленький, худенький, чуть сутуловатый. Черные, слегка вьющиеся волосы, низкие брови, черные глаза  выдавали в нем истинного молдаванина.  Маленькое грушевидное личико заканчивалось узкогубым ртом, за которым скрывались кривые, изъеденные кариесом,  зубы с неправильным прикусом. Но за его некрасивой внешностью скрывалась золотая душа. Он всегда был готов  помочь, поддержать, поделиться последним пятикопеечным пирожком. Ему в жилетку плакались все девчонки из группы, и для каждой он находил особенные слова утешения, и мир уже не казался таким черным, а ситуация такой безвыходной. Когда на практических  занятиях по химии мы научились двухкопеечные монеты превращать в десятикопеечные, именно он  забалтывал продавцов, и те отдавали нам за две копейки два  пятикопеечных пирожка. Это был самый сытый период нашей студенческой жизни.
            Мою  студенческую нищету Коля скрашивал, как умел, – шутками, уговорами, подкармливанием.  Преподаватели считали нас мужем и женой, но довольно странной парой. Я была на голову выше, красивая, стройная, он маленький Квазимодо. В ответ на их замечания мы перемигивались и хохотали, но не выдавали  нашей тайны. Он лечил меня от моих комплексов, выполнял функции личного психолога,  а мы и не догадывались об этом. Тогда еще ничего не знали о социальной психологии, а Коля был от природы талантливым социальным психологом. Как и мои преподаватели и воспитатели в ремесленном училище, он тоже лепил из дикарки  члена общества – человека и женщину.
          Федя Бережной – красавец-мужчина. Высокий, стройный. Походка вразвалочку – память о морфлоте. Чудесная белозубая улыбка, открытый взгляд. Всегда аккуратно одетый, строгий, расчетливый,- нет, скорее хозяйственный. Он мне тогда  очень нравился. Но, верная своим  комплексам, я даже посмотреть в его сторону стеснялась.
          И наконец, последний представитель мужского пола в нашей группе Афанасий Афанасьев. Как и Федя, он поступил  в институт после армии.  Вьющиеся русые волосы. На круглом лице серые широко расставленные глаза под белесыми незаметными бровями.  Прямой нос, полноватые губы,  квадратный подбородок с ямочкой. Улыбка доброжелательная.  Коммунист. Я его ужасно боялась. Если он обращался ко мне с каким-либо вопросом, я, проблеяв что-то нечленораздельное,   тут   же  старалась скрыться  с  глаз.
            Из зимней одежды у меня была черная шинель с огромной пряжкой на  ремне. Этот наряд шокировал не только мою группу, но и комитет комсомола института. Приватная беседа с секретарем закончилась выделением мне материальной помощи и трудоустройством ночной няней в ту самую городскую больницу, в которой умер от чахотки мой папа.          
          Первая стипендия, первая зарплата, плюс материальная помощь. Целая куча денег. Я купила пальто бежевого цвета за  восемнадцать рублей,  нарядный зеленого цвета с орнаментом по краю штапельный головной платок за четыре рубля и  коричневые туфельки на пряжке за шесть рублей.      
          –  Теперь и я могу ходить на танцы, – ликовала  я.  Еле дождалась субботы. Нарядилась и побежала к общежитию, где каждую субботу под магнитофон комитет комсомола института для студентов устраивал танцы. Мне казалось, что все смотрят на меня, какая я нарядная и красивая. Стоя в толпе,  я услышала за спиной голоса наших ребят из группы. Прислушалась.
         – Тебе здесь кто-нибудь нравится?  – спросил  Афанасий.
         –  Нет.  В  группе нравится одна девчонка, – ответил Федор.
         – И, если не секрет, то кто? – полюбопытствовал Афанасий.  Каким-то шестым чувством я поняла, что речь пойдет обо мне. Радостно замерла в ожидании тайного признания.
         – Да Валентина. Но уж больно она бедная, нищая. Да еще эта шинель с пряжкой РУ.
         В лицо мне как будто плеснули кипятком. Мне показалось, что все услышали его слова и повернулись в мою сторону. Сгорая от стыда, низко опустив голову, чтобы никто не узнал, я рванула сквозь толпу на выход с танцплощадки. Горькие слезы душили меня, сердце от обиды и боли временами переставало биться, одно слово  стучало и стучало в голове  «нищая», опять, как и в детстве, всего лишь нищая. Я проплакала всю ночь и всю ночь я мысленно проговорила с ним - о своей будущей жизни,  о карьере,  о том, как он мне нравился до сегодняшнего вечера.
          Вплоть до окончания института я избегала Федора. На все его попытки заговорить, узнать, чем он меня обидел, я молча уходила прочь. Он и сегодня, если жив, не знает, что я слышала тот разговор на танцах, не знает, что ударил по самому больному,  по моему глубоко спрятанному  с самого детства приговору! Нищенка.
         Я прожила долгую жизнь. Были разные встречи. Была большая любовь. Но такого верного друга, такой чистой бескорыстной дружбы, как с Николаем, у меня больше никогда не было.