Знакомьтесь, Елена Прекрасная

Галина Карташова
ЕЛЕНА  СОЛОВЬЁВА-БАРДОСОВА
==========================

http://www.proza.ru/avtor/rinolitka 

Заслуженная артистка России. Член московского отделения Союза писателей РФ.
Литературные курсы, Училище искусств, Школа молодого журналиста, Новосибирская консерватория. Как журналист несколько лет проработала редактором отдела искусства в еженедельнике "Время ДВ". Режиссёр музыкального театра, стажировка в Большом театре. Организатор, режиссёр и ведущая программ Детской филармонии "Золотой ключик". Постановка концертов, музыкальных спектаклей. Гастроли за границей, американская пресса отзывов, публикации с 16 лет, преподаватель, критик, музыковед, журналист.

==========================================================

Тем хороши просторы Интернета, что причудливые повороты наших блужданий в сетях, обладающих поистине галактическими параметрами, выводят на людей, с которыми вряд ли столкнула бы судьба в повседневной жизни. Не перестаю этому поражаться. И восхищаться одновременно.
Елена Соловьева-Бардосова – это имя мне запомнилось сразу. Представление складывалось по крупинкам:  из произведений, реплик на форумах, из отзывов и ответов на них, попадавшихся на глаза. Всё говорило о том, что Елена – личность очень яркая, неординарная. Послужной список подтвердил мои предположительные впечатления.  Довольно распространенное мнение, если человек талантлив, то сразу в нескольких областях, подчеркивается на примере Елены красной жирной чертой. Разносторонние таланты: музыка, литература, театр. Впрочем, можно ли назвать эти интересы и таланты разносторонними, если все они объединены одним великим словом – ИСКУССТВО.

Такие люди влекут к себе, как огонёк в непроглядной ночи. Очень хочется приблизиться. Согреть ладони.

Должна оговориться, что в рубрику «интервью», мой диалог с Еленой, наверное, можно включить с очень большой натяжкой. Разговаривать с профессионалом должен не меньший профессионал: натянуть канву беседы, задать такие вопросы, чтобы не вызвать отторжения. Ответы, не сомневаюсь, будут интересными для многих, но, чтобы получить ответы, нужно суметь задать вопросы.

Елена, поздравляю Вас с высокой оценкой Вашего труда, Ваших творческих достижений – званием Заслуженной артистки России. В связи с эти первый

Вопрос: Несколько слов для непосвященных, как даются такие высокие звания, за какую-то конкретную работу или по суммарной совокупности вклада в развитие отечественной культуры?

Ответ: Звание я получила, работая в Хабаровской филармонии. Вы правы, музыковеду получить такое звание практически невозможно. Но мы с мужем, при поддержке директора филармонии Г.А.Потылицына, уникального человека и прекрасного профессионала, организовали Детскую филармонию «Золотой ключик». Это была очень большая работа. Но потом поменялся «культурный глава края , нашего директора «ушли на пенсию», и вся концертная работа с детьми  закончилась с треском. Закрывать в нашем Отечестве умеют быстро. Но всё-таки 15 сезонов мы продержались. Сейчас несколько наших выпускников работают за границей, одна девушка – артистка Петербургского театра Музкомедии, другая – солистка музыкального театра «Зеркало» /там же, в Питере/.

Вопрос:  Возможно, не корректный. Елена, у Вас такая яркая удивительная судьба, насыщенная всевозможными событиями и встречами с интересными творческими людьми. Мне кажется, что Ваша жизнь расписана по минуточкам. И вдруг – литературные порталы… Зачем? Как их вписать в столь напряженный жизненный ритм?

Ответ: Вписываются с трудом, вы правы. Но, знаете, на лит.сайтах попадаются удивительные люди. Кого-то просто читаю регулярно, с кем-то начитаешь дружить. Обожаю добывать алмазы, когда в перемалываемой шелухе вдруг – раз! – и встретится искорка подлинного таланта. Конечно, бывают и огорчения – в основном от грубости и глупости. Но на них стараюсь не зацикливаться. 

Вопрос: Сегодня Вы состоявшаяся, самодостаточная персона. Но знаю, что в детстве у Вас было много моментов, определивших эту самодостаточность, поэтому начну издалека. Всё начинается в детстве. Малыши, занимающиеся музыкой, всегда вызывают уважение и в какой-то степени сочувствие. Не возникало чувство досады на необходимость проводить часы в музыкальной комнате. Доставляли занятия музыкой возвышенную радость или это была дисциплинированность послушного ребёнка?

Ответ: Я начала заниматься музыкой ради отца, который хотел, чтобы я играла на фортепиано. У него самого был прекрасный музыкальный слух, но петь он не умел, что его стесняло. Когда отец умер, у меня был страшный шок, я съехала вниз по всем предметам, и маме с большим трудом удалось меня убедить продолжать обучение музыке. Тем не менее, к 7 классу я собралась поступать в училище искусств. Меня подтолкнула к этому любимая учительница по сольфеджио.

Вопрос: Обожаю Ваше стихотворение «Музыка под дождём» -

«Три года в доме шла война:
Ходить ли в музыкалку?
Но вот проблема решена:
Всю музыку - на свалку!

Не надо пианистом быть,
Часами напрягаться,
Силком сольфеджио учить
И сдачи гамм бояться.

На свалке старый инструмент.
Потрачен бархат молью.
И льется дождевой "Момент"
В диезы и бемоли.

Залита "до". И "си" молчит.
И демпферы не скачут.
Лишь дождь по клавишам бренчит,
А пианино - плачет.

Я тоже в голос зарыдал,
Не выдержав садизма.
А дом...блаженно отдыхал
От пытки пианизмом»,

покоряет наличие музыкальных терминов, т.е. читателя не держат «за дурака», дескать, всё равно не поймёт, не делается скидка на неподготовленность. Никогда не возникало такой ситуации,  такого момента, когда к инструменту было направлено внутреннее обращение: «Давай, приятель, не подведи, постарайся»?

Ответ: Наверно, что-то подобное всегда говоришь. Ведь если не возникает ощущения слитности с инструментом, результат не будет высоким. Хотя мне всегда больше нравилось петь, чем играть. На пятом курсе консерватории я даже занималась факультативно вокалом, хотя мне надо было заниматься своим дипломом по современной опере. Моя преподавательница, солистка Новосибирской оперы, знаменитое меццо-сопрано Ольга Башина говорила мне басом: «Деточка, поступайте снова  в консерваторию. Я сделаю из вас певицу». Но меня позвал к себе Дальний Восток.

Вопрос: Какую роль в Вашем становлении сыграли Ваши родители? Принадлежат  ли они  миру искусства?

Ответ: Мои родители – инженеры-строители. Но мама закончила музыкальную школу с отличием, отец любил слушать музыку. В доме была прекрасная библиотека классики. Когда в наш город приезжал оперный театр, билеты покупались оптом практически на все спектакли. Но самый первый толчок в моей судьбе произвела акушерка. Когда она меня взяла на руки, первыми её словами были: «Какие пальчики длинные! Музыкантом будет!» Деваться было некуда. Раз уж акушерка…

Вопрос: «На телевидение попала в шесть лет». Нельзя ли поподробнее? Как это получилось? Телевидение и для взрослого человека – эмоциональный стресс, а как это воспринимается в шесть лет? Чем запомнился дебют?

Ответ: Мне повезло - я присутствовала при начале дальневосточного телевещания. Была построена телестудия – солидное серое здание. Создавались самые первые местные передачи. Одной из таких ранних ласточек  была детская музыкальная передача «Нотка», которую вела наша  учительница по музыке. Между прочим, это было время прямых эфиров, поэтому я хорошо помню нервозную обстановку, окружавшую нас. Утром обычно была репетиция, потом перерыв на четыре часа и вечером – выход в эфир. Изменить ничего нельзя, переписать невозможно. Все ляпы звучали на огромной территории Дальнего Востока. На одной из передач у меня со страшным грохотом упал с подиума стул. Я поднялась. Оператор, нетвёрдо знавший сценарий, решил, что я сейчас начну выступать, и дал мой крупный план. На несколько секунд в полном молчании телеаудитория края увидела  упитанную девочку в простеньком белом платьице, с вытаращенными глазами. Чтобы выкрутиться из ситуации, мне стали задавать какие-то вопросы, но я стояла и заворожённо смотрела в глубокий глаз телекамеры. Дома слегка огорченные родители, смотревшие передачу у соседей, дружно обхихикали мой «триумф». Больше я не проваливалась ни на телевидении, ни на сцене.

Вопрос: Когда возникли первые стихи? О чем они были?

Ответ: Первое стихотворение было написано лет в восемь под явным подражанием описаниям природы из «Евгения Онегина». Помню, что заканчивалось оно так: «И первый заморозок грянет, посеребрив последнюю листву». Я считала эти строки своей находкой. Честно говоря, проза тогда меня привлекала больше. Я обожала писать сочинения по русскому языку, исписывала 12-листовые тетрадки. В 9 лет  я читала на уроке свой доклад по творчеству А.П.Гайдара и заняла им все 45 минут. Двоечники были счастливы.

Вопрос: У многих авторов в стихах наблюдается некоторая тематическая однообразность. В Ваших поражает разноплановость и насыщенное  смысловое содержание. Лично я встретила немало заинтересовавшей меня информации в Ваших произведениях, прочитав которые, начинала рыться в справочниках и словарях. Задаётесь ли Вы целью сообщить читателям что-то интересное, или Ваш внутренний мир просто облекается в слова?

Ответ: «Цель творчества – самоотдача…». В своих стихах, в отличие от прозы или статей, я чувствую себя совершенно свободно и просто пишу всегда о том, что мне интересно. Когда это совмещается с интересом читателей – отрадно. Помните: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

Вопрос: Все Ваши произведения удивительно мелодичны, песенны:

«Звенит хрустальная подвеска.
Как томно истончился день!
Вдвоём нам в мире нету места:
Ты-тень, я-свет; ты-свет, я-тень»

 Имеет ли каждое из стихотворений внутреннее музыкальное сопровождение?

Ответ: Вы меня просто погрели своим вопросом. Всё-таки я по первому  образованию музыкант. Хочу верить, что музыкальность в моих стихах присутствует, как и в прозе, кстати. Я, как и древние греки, нахожу, что музыка является основой любого вида искусства. Речь не только о мелодии, ассонансах и аллитерации, но о музыкальной форме, ритмике, внутренней драматургии. Например, у меня есть стихи, написанные в музыкальной форме рондо. А, скажем, полноценный роман должен быть написан в сонатной форме, иначе содержание рассыплется. Идеальными с точки зрения музыкальной драматургии являются многие рассказы О”Генри.

Вопрос: То, что Вам приходится гастролировать за границей, находит отражение в некоторых работах.

«Сладкая восточная легенда,
Искушая, млеет на устах.
Будда вырывается из плена,
Чтобы жить теперь на небесах»

 Кто не бывал в Японии, вряд ли сумеет передать тончайшую атмосферную колоритность этой страны так, чтобы читатель тоже проникся. Во всяком случае, при чтении возникают ассоциации присутствия. В каких странах ещё довелось побывать? Что Вас, в первую очередь, занимает в чужих странах: природа, архитектура, поведенческие особенности населения?

Ответ: Один прибалтийский поэт написал: «У каждого из нас – своя Итака. Свои дымы и думы, тайны, таинства». Если тебе удаётся схватить эту «Итаку», значит, ты понял страну. Для меня американцы, например, раскрылись, когда я увидела, как они справляются со стрессами. Перед тобой встают даже не британцы, а римляне. Мы на простейшие неприятности реагируем куда как бурно. Они – нет. Зато они совершенно не понимают в приготовлении пищи. Ни-че-го! Поэтому вкусно накормить американца – раз плюнуть. Побольше мяса, побольше картошки, и щепотку зелени.
Что касается Японии…Помните, у Королёвой была песня «Маленькая страна»? Вот Япония для меня – это маленькая страна. Маленькие люди, маленькие дома /я не о столице/, маленькие машины, маленькие садики, миниатюрные деревья в парках. Страна для ребёнка.

Вопрос: Есть японская легенда о том, что человек, съевший семя лотоса, обретает бессмертие. Не упрощают ли жизненные постулаты японцы, славящиеся высокой мудростью?

Ответ: Мы с мужем, будучи в Ниигате, съели одно на двоих семя лотоса. По вкусу – совершенно сырая фасоль. Вот теперь ждём бессмертия. Когда придёт, тогда и проверим, чего там они упрощают.

Вопрос: «Соловьева» - понятно, а «Бардосова» - откуда? Происходит из Бордо?

Ответ: Бардосова – от мужа. Хотя его корни из Ярославской области, но сама фамилия, согласна, звучит несколько «по-иностранному». У них там вся деревня была – Бардосовы, что позволяет предположить, что их предки пришли коллективом откуда-то и компактно расселились. Во Франции есть похожая по звучанию местность, в Болгарии тоже, кажется, гора Бардос. Опять-таки – барды, Гарри Бардин и Бриджит Бардо. Кому как нравится.

Вопрос: Учитывая Вашу любовь к племени кошачьему, хочу спросить, дома есть пушистый любимец?

Ответ: Да, у нас 19 лет жила кошка, фактически член семьи. Похоронили этой весной. Но до сих пор с того места, где она любила лежать, раздаются ночью какие-то не то звуки, не то вздохи. А муж даже видел чёрный силуэт пару раз. Эта кошка вела себя иногда совершенно как человек. Когда  муж попал в больницу, я лежала дома на кровати в «разобранном» состоянии. Она прыгнула ко мне  на подушку и стала вытирать лапкой мои слёзы. Надеюсь, ей там хорошо, где она сейчас.

Вопрос: При такой-то занятости смешно спрашивать, но спрошу. Есть ли у Вас (не хочу использовать слово «хобби) какое-то увлечение, скажем так, сладость для души? Рукоделие или что-нибудь в этом роде? Можно ли представить Елену Соловьёву-Бардосову с вязальным крючком, пяльцами в руках, нанизывающей бисер или разбирающей мотор?

Ответ: Мотор – никогда в жизни. С механизмами отношения очень странные. Я пытаюсь воздействовать на них словом. Не всегда получается. А вот спицы в руки брала. И даже связала себе тёмно-вишнёвую шаль для концертов. Помните романс был старинный «Эта тёмно-вишнёвая шаль»? Я как раз тогда рассталась с хорошим человеком. Сидела в номере гостиницы, читала Блока, рыдала и вязала. Потом … прошла любовь, завяли помидоры, и к вязанию я остыла.

Вопрос: Читала Ваш очерк о книгах Дарьи Донцовой. Нашла его созвучным собственному восприятию этого удивительного во всех отношениях автора: искромётный юмор, открытый характер, великолепный грамотный слог, невероятная харизма. Может быть, Вы сможете ответить на вопрос, почему любить книги Дарьи Донцовой считается чем-то неудобным? Почему даже те, кто читает её книги запоем, стараются скрыть свою заинтересованность? Отчего такая трусость в признании очевидных достоинств, граничащая с предательством?

Ответ: Думаю, что в такой реакции общества на творчество Д. Донцовой есть много причин. В литературной среде это, в первую очередь, неутолимая зависть к удачливому конкуренту, формирующая – увы! – более широкое общественное мнение. Есть и другие причины. Их я попытаюсь раскрыть в моей второй статье о феномене Донцовой.

Вопрос:  Знаю, что Вам приходилось брать интервью у очень интересных людей, композиторов,  поэтов, исполнителей. Есть какая-то специфика в этом жанре? Или все зависит от собеседника. В том плане, что интересный человек сам всё расскажет?

Ответ: Интересный человек – это всегда «вещь в себе». Пока к шкатулочке ключик не подберешь, ничего не выйдет. Скажем, Евгений Павлович Крылатов, наш знаменитый композитор-песенник, заговорил со мной всерьёз после того, как я сообразила: они же с П.И.Чайковским земляки, оба родом из Пермской губернии! И дело пошло. Иногда льстишь, иногда наступаешь «на любимую мозоль». Потом что-то случается, и ты начинаешь видеть целое. Тогда всё идёт просто. У меня был случай. Я брала интервью у заслуженной артистки, опытной чтицы и ведущей концертов. Говорила она прекрасно, давала много информации, а я чувствовала, что материал рассыпается. И вдруг она вспоминает, как один известный советский дирижёр учил её, ещё молодую девчонку, концерты вести: «Вы же настраиваете для меня зал, вы – мой камертон…» Я как заору: «Вот оно, вот оно!» Моя бедная артистка аж подпрыгнула. Материал вышел с гордым заголовком: «Я – камертон». Вот это и был тот ключик к шкатулочке.

Вопрос: Сохранилось ли в памяти самое первое интервью. С кем пришлось беседовать?

Ответ: Моё действительно ПЕРВОЕ интервью я дала лет в 8 на ступеньках краевой детской библиотеки. Юная журналистка радио отправилась на своё ПЕРВОЕ задание: поговорить с читателями. И напала на меня.
- Ты знаешь, что такое интервью?
Я: Знаю.
- Не боишься?
- Да нет.
Давай начнём. Она настроила микрофон, и беседа понеслась.
- Ты в каком классе учишься?
- Перешла во второй.
- А в какой школе?
- В 57-ой.
- А как тебя зовут?
- Лена.
- А фамилия?
- Соловьёва.
- Не может быть! - вскрикнула она и выключила микрофон. Мы оказались полными тёзками. Нас потом долгие годы путали, и меня поздравляли за её радиорепортажи, а её - за мои статьи.
Вот такая забавная история.


— Спасибо, Елена, за приятную встречу и интересную беседу. Не задаю традиционного вопроса о ближайших творческих планах, у творческого человека, как правило, постоянно какие-то планы.

Вот ещё изумительные по красоте и содержанию строки, которыми мне хочется завершить эту встречу:

«Успокой раскрученные нервы,
Собери меня в один зрачок,
Помоги уйти от зверя-скверны,
Завершить кармический виток.

Может, все сомненья и тревоги
Отлежатся, как песок морской.
Уголь мой не обогреет многих,
Но гореть он будет...»

Пусть всегда горит, не угасая, нет, не уголь, пламя, звезда Вашего творческого вдохновения. Успехов Вам и здоровья. Ждём новых встреч.