Сражение под Салтановкой рождение легенды

Александр Сахаров 2
                Раевский, слава наших дней,
                Хвала! перед рядами
                Он первый грудь против мечей
                С отважными сынами.
                В.А. Жуковский
                («Певец во стане русских воинов»)

   Словами, вынесенными в эпиграф, В.А. Жуковский описал подвиг генерала Николая Николаевича Раевского, который взяв за руки своих сыновей Александра и Николая, возглавил атаку Смоленского пехотного полка в сражении под Салтановкой. Иногда, в описании этого эпизода сражения упоминается и такая подробность – Раевский встал впереди, поставил за собой сыновей, старший, Александр, взял знамя, генерал со словами: «Вперёд! Я и дети мои покажем вам путь!», повёл полк в атаку.
Художник Н.С. Самокиш запечатлел этот эпизод на своей картине.  Мы видим на ней генерала Н.Н. Раевского, со шпагой в руке впереди полка, а за ним двух молодых ребят – его сыновей. Из лесочка под призывный бой барабана, повинуясь взмаху руки генерала, выбегают русские солдаты со знаменем впереди.
   Интересно, однако, что сам Н.Н. Раевский впоследствии отрицал, что с ним в бою были его сыновья.
   Что же произошло на самом деле?
   2-я Западная армия генерала П.И. Багратиона отступала к Смоленску, пробиваясь на соединение с 1-й Западной армией. Преследовавшие его войска маршала Даву уже заняли Могилёв. Противники не знали о местонахождении друг друга. И вот конно-егерский полк французов, посланный на разведку, столкнулся с шедшими в авангарде армии казачьими полками. Казаки атаковали и прогнали егерей до Могилёва, взяв при этом более 200 пленных во главе с командиром полка.
   Даву выдвинул свой авангард на оборонительную позицию у деревни Салтановки. Багратион приказал 7-му пехотному корпусу генерал-лейтенанта Н.Н. Раевского атаковать позиции французов и, по возможности, выгнать врага из Могилёва. Не располагая сведениями о численности противника, Багратион рассчитывал связать противника боем и, воспользовавшись этим, переправиться через Днепр, а в случае успеха, выйти на прямую дорогу к Витебску или к Орше.
   Французская позиция под Салтановкой была хорошо прикрыта: с фронта её защищал ручей в глубоком овраге, через который по большой дороге была построена плотина из наваленных деревьев и настлан мост; с востока протекал Днепр -  местность, прилегающая к реке, была заболоченной и непроходимой для войск; на западе левый фланг французской позиции, прикрывался лесом.
   На рассвете 23 июля Раевский начал атаку силами двух егерских полков 12-й пехотной дивизии генерал-майора Колюбакина. Французские посты были оттеснены за плотину, но взять её не удалось. На высотах за оврагом расположилась французская артиллерия, которая простреливала подходы к плотине и наносила огромные потери. Однако русские войска продолжали атаковать. Храбрость русских вызвала восхищение противника. Один из офицеров корпуса Даву записал позднее: «В этом случае в первый раз пришлось нам признать, что русские действительно были, как говорили про них, стены, которые нужно было разрушить. Русский солдат, в самом деле, превосходно выдерживает огонь, и легче уничтожить его, чем заставить отступить».
   К полудню к месту боя прибыл маршал Даву и взял командование на себя.
Раевский поручил 26-й дивизии И.Ф. Паскевича обойти позицию французов слева через лес, сам же он намеревался одновременно атаковать основными силами по дороге вдоль Днепра. Паскевич с боем вышел из леса и занял деревню Фатово, однако неожиданная штыковая атака 4-х французских батальонов опрокинула русских. Завязался бой с переменным успехом; французам удалось остановить натиск Паскевича на своём правом фланге.
Сам Раевский атаковал фронтальную позиции французов тремя полками.  Смоленский пехотный полк, наступая по дороге, должен был овладеть плотиной. Два егерских полка (6-й и 42-й) в рассыпном строю обеспечивали наступление на плотину. В ходе атаки колонну Смоленского полка в правый фланг опасно контратаковал батальон 85-го французского полка. Командир Смоленского пехотного полка полковник Рылеев был тяжело ранен картечью в ногу. В критический момент боя Раевский лично возглавил атаку, повернул колонну и отбросил французский батальон за ручей.
   Убедившись, что противник силён и считая, что в Могилёве у Даву есть резервы, Багратион в ночь на 24 июля отвёл корпус Раевского из под Салтановки, оставив сильный арьергард.
   Весь следующий день, ожидая повторного штурма, войска Даву не трогались с места. Тем временем, было закончено возведение моста через Днепр ниже Быхова, и 25 июля армия Багратиона, переправившись через Днепр, двинулась к Смоленску, прикрываясь казачьими пикетами. Корпус Раевского последовал за основными силами армии. В результате Даву не сразу узнал об отступлении, а когда узнал, не имел представления о направлении отступления. Таким образом, время для преследования было упущено.
   В результате 3 августа две русские армии под командованием генералов М.Б. Барклая-де-Толли и П.И. Багратиона соединились под Смоленском. В боевых действиях наступила небольшая передышка, требовавшаяся и русской, и французской армиям на собирание сил, разведку противника и корректировку планов.
   При этом, как это не раз было в Отечественной войне, каждая из сторон считала себя победившей в сражении под Салтановкой: русские, т.к. основным итогом боя считали  провал планов Наполеона отрезать 2-ю армию и успешное соединение обеих армий,  французы, в свою очередь, гордились тем, что устояли перед атаками Багратиона под Могилёвом.
Но вернёмся к участию в сражении сыновей генерала Н.Н. Раевского. Так были ли они в сражении или нет? Напомним, что старшему сыну генерала Александру было в ту пору 16 лет, а младшему, Николаю, всего 11.
   Впервые упоминание о подвиге генерала и его сыновей появилось в газете «Северная пчела» 31 июля 1812 года: «Сколь ни известно общее врожденное во всех истинных сынах России пламенное усердие к Государю и отечеству, мы не можем, однако, умолчать перед публикою следующего происшествия, подтверждающего сие разительным образом. — Пред одним бывшим в сию войну сражением, когда Генерал-Лейтенант Раевский готовился атаковать неприятеля, то будучи уверен, сколько личный пример Начальника одушевляет подчиненных ему воинов, вышел он пред колонну, не только сам, но поставил подле себя и двух юных сыновей своих, и закричал: — «Вперед, ребята, за Царя и за отечество! Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». — Чувство геройской любви к отечеству в сем почтенном воине долж¬но быть весьма сильно, когда оно и самый глас нежной любви родительской заставило умолкнуть» (сохранена орфография и пунктуация оригинала – А.С.).
   Сам же Н.Н. Раевский в беседе со своим адъютантом поэтом К. Батюшковым, так сказал о появлении этой легенды, вошедшей, тем не менее, во множество художественных произведений об Отечественной войне: «Из меня сделали римлянина, милый Батюшков», сказал он мне, — …. Про меня сказали, что я под Дашковкой принес на жертву детей моих. «Помню, — отвечал я, — в Петербурге вас до небес превозносили». — «За то, чего я не сделал, а за истинные мои заслуги хвалили Милорадовича и Остермана. Вот слава, вот плоды трудов!» — «Но помилуйте, ваше высокопревосходительство, не вы ли, взяв за руку детей ваших и знамя, пошли на мост, повторяя: вперед, ребята; я и дети мои откроем вам путь ко славе, или что-то тому подобное». Раевский засмеялся. «Я так никогда не говорю витиевато, ты сам знаешь. Правда, я был впереди. Солдаты пятились, я ободрял их. Со мною были адъютанты, ординарцы. По левую сторону всех перебило и переранило, на мне остановилась картечь. Но детей моих не было в эту минуту. Младший сын сбирал в лесу ягоды (он был тогда сущий ребенок, и пуля ему прострелила панталоны); вот и все тут, весь анекдот сочинен в Петербурге. Твой приятель (Жуковский) воспел в стихах. Граверы, журналисты, нувеллисты воспользовались удобным случаем, и я пожалован римлянином. Et voila` comme on e’crit l’histoire! (Вот как пишется История!)» (из записной книжки К. Батюшкова, 1817 г.).
   Вероятно, основой для такой версии событий послужило то, что действительно, сыновья генерала были при нём в войсках, а старший принимал участие в сражении.