О том, как мы блуждали по Лувру, а заблудились...

Елена Владина
(Заметки-впечатления)

Перед турпоездкой в Европу, включающей три дня в Париже, мы с мужем решили посетить Лувр  самостоятельно, вместо других экскурсий, и провести там целый день… Поэтому надо было получше подготовиться, чтобы не потерять время впустую. Заранее запаслись схемой Лувра, чтобы не заблудиться в трёх… так называемых крыльях! Крылья эти складывались на плане в букву «П» и имели по 4 фактических этажа. Фактических, потому что оказалось, что есть минус первый и нулевой этажи, что для нашего понимания было странным: так, например, фактический первый этаж определялся как нулевой (!). 
Я отметила на плане самое, как я считала, интересное для нас. Прочла в Интернете отзывы опытных туристов, и мы решили воспользоваться некоторыми советами бывалых путешественников: начать надо было с голландцев-фламандцев с Вермеером и также немцев в крыле «Ришелье»… и далее по плану. Муж спросил, а кстати, не нужен ли нам будет также план Галереи Орсэ? На что я безаппеляционно заявила, что это же, мол, простой вокзал, и поэтому там заблудиться могут только полные кретины…  сразу поднимемся на пятый этаж, к импрессионистам, и дело в шляпе! А потом уже постепенно опустимся до всяких там натуралистов и прочих ориенталистов…

****
Мы подошли к самому открытию… Вот он какой, Лувр (кручу головой во всех направлениях!). Вокруг стеклянной пирамиды закручивалась огромная очередь, которая каким-то непостижимым образом продвинулась ко входу буквально за 15 минут, и мы, оказавшись внутри пирамиды, спустились вниз по эскалатору…  Перед нами был настоящий муравейник… Огромные толпы сновали по переходам, лестницам, эскалаторам, создавая безумное «броуновское движение»!
Сначала я и не заметила, что во мне как будто что-то изменилось, продолжала «на автомате» говорить, суетливо размахивая руками… но потом поняла: внутри меня словно что-то выключилось или переключилось, стихло, и я почувствовала полный покой и уверенность. Увидев указатель «Джоконды» в направлении крыла «Денон», мы, абсолютно забыв о своих первоначальных планах, не сговариваясь, отправились к Ней, добровольно отдавшись во власть огромной, пёстрой, многонациональной толпы, стремящейся к своей цели…
Лувр сразу же покорил нас. Своей притягательной атмосферой, высоким вкусом, прекрасным освещением, изящными пространствами, в которых разумно и гармонично размещались и «жили» своей безграничной во времени духовной жизнью многочисленные шедевры мирового искусства. Пройдя несколько залов, мы наконец увидели Её. Она… выглядела скромной и какой-то бесцветной; до Неё было метра четыре от загородки; рядом с Ней стоял очень высокий и мощный охранник с абсолютно непроницаемым лицом; к сожалению, блики на стекле не давали возможности хорошо рассмотреть Её и охватить взглядом в целом. Японцы и китайцы, мелкие и суетливые, толкались, мешали-мельтешили повсюду, без конца снимали Её и себя на Её фоне… казалось, они были здесь везде, у каждой картины, в каждой щели… Мы пару раз щёлкнули Её для очистки совести, но заранее знали, что всё напрасно… стекло бликует и ничего всё равно не выйдет. Затем были Ника… Венера… Сфинкс, итальянцы, голландцы, немцы… Боже мой! Такое количество шедевров на единицу площади – это было Нечто! Просто невероятным казалось, что, например у Рафаэля или Леонардо было даже как-то пустовато и можно было никуда не торопясь любоваться и рассматривать всё внимательно!
Для себя я выделила портреты Ганса Гольбейна младшего, женские портреты Балтазара Деннера и также новый для меня вариант Вавилонской башни фламандского художника XVI века Лукаса ван Валкенборха…  (увидев однажды «Вавилонскую башню» Питера Брейгеля, стала интересоваться её живописными изображениями)… И ещё, пожалуй, Джузеппе Арчимбольдо со своими «Временами года», которого мне почему-то так хотелось увидеть в натуре!!! Какое странное чувство юмора у этого художника… И ещё… и ещё… и ещё много чего…  В одном из залов, кажется, крыла Сюлли,  из окна открылись замечательный вид на площадь со стеклянными пирамидами и прекрасная панорама города. Затем побродили в апартаментах Наполеона III, роскошных, но, на мой взгляд, каких-то скучноватых, кроме разве что цветастых хрюшек, оживляющих недостаточно освещённые интерьеры. Отдохнули на скамейках в саду скульптур… и продолжили блуждать по музею, уже почти без определённых целей, разглядывая нам уже известное или делая для себя «открытия» до самого закрытия…
Мы получили истинное эстетическое удовольствие и удовлетворение!
А ведь и правда, подобные походы в хороший музей сильно впечатляют и будто насыщают твой духовный голод, о котором ты, может быть, и не подозревал в суете дней… Думаю, Лувр – это настолько богатое собрание произведений, что оказавшись в нём любой из нас обязательно найдёт что-либо ценное для себя, для своих ума и сердца.


****

В Музее Орсэ мы оказались, отстояв примерно часовую очередь. Музей, как мы узнали, пользуется необыкновенной популярностью именно среди местных, а не только среди туристов.  (Позволю себе предположить, что главная причина здесь в том, что импрессионизм  - настоящая, национальная, культурная победа французов, то, чем они, без всяких сомнений, могут гордиться… ). История этого места интересна и динамична… Сначала здесь находился дворец Орсэ, дворец сгорел, на его месте построили вокзал, а затем вокзал стал музеем! Пространство интерьера бывшего вокзала действительно впечатляет… и просто поразительно подходит для размещения картин и скульптур. Очевидно это заслуга итальянского архитектора Гаэ Ауленти, автора этого необыкновенного превращения... вокзала в музей. Центральная галерея (демонстрирует скульптуру середины XIX века), многочисленные залы и зальчики, проходы заполнены огромным количеством произведений искусства многочисленных стилей эпохи модернизма…  охватывающих период с середины XIX века до начала Первой мировой войны. Немного побродив в залах модерна и затем у Ван-Гога на втором этаже, мы наконец отправились к импрессионистам… Пробираясь к заветному залу на пятом этаже, мы заблудились (!)…
Поднявшись на эскалаторе на нужный этаж, мы увидели указатель и отправились по коридору в указанном направлении, но на пути обнаружили лишь книжную лавку, кафе и туалет! Мы дважды обошли по кругу все имеющиеся помещения и снова оказались у кафе! «Это заколдованный круг!» – сказала я. Муж многозначительно усмехнулся… и с укоризной посмотрел на меня, мол, это ты плохо подготовилась! Как вдруг мы одновременно увидели  сквозной просвет внутри помещения кафе… и поняли, что это и есть проход к искомому залу!
Вот он! Настоящий «рай» для любителей живописи!!! И в «раю» этом такое количество «конкурентов», что для того чтобы посмотреть на выбранный шедевр, нужно было в прямом смысле ждать своей очереди в толпе… Коллекция, конечно, потрясла нас! Особенно долго я «торчала» у Моне, а муж у Писарро и Сислея…
Из зала можно было выйти на открытую террасу, с которой вдали открывался восхитительный вид на Монмартр… Мы немного проветрились и поснимали панораму. Начался дождик, и мы с удовольствием вернулись к прежнему занятию - продолжили наш незабываемый «культпоход»…

(Музей Орсэ. Фото автора)