Дачные зарисовки. Осеннее хокку

Виктор Слободчиков
Осенние запахи лучше летних. В тёплый день бабьего лета они насыщают воздух настоянным ароматом трав, ягод и плодов. И к ним уже добавился любимый запах прелой листвы.
Приехали на дачу после двухнедельного перерыва. Нужно собрать сливу, последние огурцы, помидоры; нужно обрезать крупные ветки старой рябины, спилить засохшую вишню и замёрзшую яблоню.

Не люблю пилить деревья. Но рябина вот-вот коснётся электрических проводов.
Стая серых дроздов разоралась на соседской ели – как будто перекличку устроили. А потом разом снялись, как по команде, и улетели в один миг куда-то. Всё утро они перелетали с одного крупного дерева на другое, то тут, то там устраивая шум и гам.
Слава богу, нашу сливу не заметили в зарослях малины. Она ещё молодая – ягоды не больше перепелиного яйца. Некоторые плоды начали дрябнуть, надо срочно собрать.
Сегодня больше +20. Ожили бабочки, кузнечики, осы, стрекозы, мухи. Очень много мелких плодовых мушек, которые обычно вьются вокруг растений. Под крышей сарая развили бурную деятельность шершни. Хожу мимо с опаской, но шершни аккуратно облетали меня.
Я развернул провод удлинителя, чтобы с лобзиком лезть на дерево, и тут же появился пушистый серо-дымчатый кот; он начал гонятся за петлями провода, уверенный, что с ним играют. Пытался шугануть зверя – бестолку! Кот отскочил на три шага, уверенный, что я не причиню ему зла. Кинул в него сосновой шишкой без особого желания попасть, но и это не помогло; котяра отскочил немного, и тут же снова вернулся, всем видом показывая, что меня не боится.

- Груня, чей это кот у нас шляется?
- Сам ты Груня!.. Это соседский - Лидин кот. Не гоняй его, он у нас в подполье мышей ловит, - ответила мне жена. – Он мне сейчас мышку принёс и положил меж грядок.

Я спилил несколько крупных веток рябины. Набрали спелых ягод на зиму, но, сколько ещё осталось, осыпалось на землю. Сочные ягоды лопаются под ногами, ступнями ощущаю их трески. Жалко, может дрозды подберут.
Устал и прилёг в прохладную ещё зелёную траву отдохнуть. Боковым зрением увидел чудище, ползущее по травинке в мою сторону. Оказалось это муравей, маленький труженик, тащил на себе чёрно-желтый кусок истерзанной осы с торчащим вверх крылом. Куда и зачем? Целый сюжет. Часть осы напомнила какой-то неведомый летательный аппарат, а муравей – инопланетного солдата.

Пора браться за вишню. Сухая она ещё послужит в качестве дров. Вообще на поленьях яблони и вишни получается самый замечательный шашлык, и я обязательно делаю запас вкусного топлива.
Но вишню пилить не пришлось – крупные части ствола с треском ломались почти у самой земли. И здесь чувствуется характерный сладковатый запах вишневой древесины и листвы.
Осталась самая противная часть работы – собрать мелкие ветки и листья в траве, сложить их в бочку для сжигания. Тучи мух, мушек, ос и прочих летающих осенних тварей облепили обломки дерева.
Чтобы как-то развлечься во время уборки веток я сочинил хокку:
Осенние мухи,
Летящие на всякое гавно:
Зачем на меня садитесь?..