Прогулки по Архангельску. Часть 1

Игорь Григоров
Часть 1. Город деревянных мостовых.

Во времена бескомпромиссной юности всегда терзался вопросом: почему путешественники (для примера возьмем московских путешественников – москвичей как-то привычнее ругать), описывая экзотические страны, так остро наблюдательны, так тонки в суждениях и нетривиальны в выводах, - почему эти же путешественники, описывая хорошо мне известные места, превращаются в восторженных идиотов? Да, конечно, Египет – пирамиды, сфинксы, фараоны со своими мумиями и бедуины со своими кораблями пустыни… - очень занимательно. Да, конечно, Индия – йоги, факиры, Тадж-Махал и Болливуд – просто очаровательно.  Но вот Архангельск – «город деревянных мостовых», «всесоюзная лесопилка», «колыбель флота Петрова» или вовсе – край доски, трески и тоски – Господи, тоска-то какая… Слепнут они, что ли, попадая в наш чудесный город? Или жители Индии и Египта так же тоскуют, читая заметки о своей чудесной стране? В общем, еще тогда, с молодой самонадеянностью, решил я устроить мастер-класс залетным звездам и рассказать о своем родном городе – к тому времени Архангельск уже два года был мне родным, и я знал о нем, конечно, все… Итак, за мной, читатель, я покажу тебе истинный Архангельск! Поехали!

Дружище, в наш город ты приехал, конечно, поездом – самолет не для настоящих путешественников. Чтобы оценить всю прелесть нашего города, совершенно необходимо провести в поезде эти сутки, не забывая внимательно глядеть в окно – на бесконечные леса и болота, болота и леса – ничего другого в визуальном меню нет. Редкие города и веси, нанизанные на нитку железной дороги, только усиливают впечатление, что где-то совсем недалеко расположен край света. Так оно и есть!

Архангельский железнодорожный вокзал – край не только света, но и города: самая удаленная от Северной Двины точка. Архангельск вырастал от реки: сначала вдоль, узкой полосой, затем, когда вдоль реки не осталось приличного места – стал завоевывать болото, именовавшееся Мхи. Как это было – спросите у писателя Шергина: «Город прибавляет ко Мхам. Кто в Архангельске вздумает построиться, тому приходится выбирать место на Мхах - в тундре. Он лишнюю воду канавками отведет и начнет возить на участок щепу, опилки, кирпич, песок и всякий хлам - подымает низменное то место. Потом набьет свай, да и выстроится». Несмотря на прошедшие века, вокзал строили по той же самой передовой технологии.

Прямо у вокзала – остановка автобуса № 6. Ну конечно, я поеду с тобой! Хотя после покупки автомобиля автобус уже стал для меня экзотическим транспортом вроде собачьих упряжек – я люблю экстрим! Хотя и не настолько, чтобы пользоваться архангельскими маршрутками…

А вот и первый мой ляп: спрашиваю у молодой очаровательной девушки – контролера, сколько стоит билет… Ах, с каким холодом произносит молодая очаровательная девушка-контролер «Двенадцать рублей»! Сам виноват – вообще-то холод для архангелогородцев не свойственен. Улыбаюсь как можно шире и доброжелательнее – пытаюсь его растопить. Мы же пока движемся по Воскресенской улице – самой широкой, самой главной улице Архангельска, что ведет от вокзала к набережной.
Вообще, в Архангельске нельзя заблудиться: любая улица вдоль Северной Двины именуется проспектом. И пусть Вас не вводят в заблуждение немощеные проулки шириной с велосипедную дорожку: все, что вдоль реки – проспекты. Точка. А все, что поперек – улицы, и номера домов всегда начинаются от реки – из любой точки города легко попасть на набережную. Тем более, что ширина города от реки до Мхов редко где больше километра…
А пока я помогаю Вам не потеряться в нашем городе, мы все едем по Воскресенской. Название – от когда-то существовавшего Воскресенского собора. Располагался недалеко от набережной и был виден и любой точки этой улицы. Вообще, если Вы приехали в Архангельск за архитектурными изысками, Воскресенская Вас разочарует – сплошная типовая застройка в 5-9 этажей. Не разочаруют архангелогородцы – поэтому не смотрите вверх, на скучные крыши, опустите взгляд на грешную землю и присмотритесь к ее обитателям!

Я много путешествовал по городам России. Не стану описывать красоту ее городов – щадя чувства аборигенов. Но люди, люди! Как они схожи в своей индивидуальности! Во всей России вы не найдете двух одинаковых бабушек, переходящих дорогу в час пик вдали от светофора. О выражении глаз архангельских бабушек хочется написать поэму! Еще больше хочется выпрыгнуть на ходу из автобуса и помочь им перейти через дорогу. Они трогательно – наивны, они свято верят в свою правоту и снисходительно оглядываются на бестолковых водителей, для чего-то сигналящих своими клаксонами! Они великодушны и всегда готовы простить водителям их бестолковость! Ах, какие они славные, архангельские бабушки! Почему-то дедушки на дороге встречаются гораздо реже – может, любовь к рыбалке тому причина?

Архангельск вообще располагает людей к безрассудствам. Попадает вполне приличный человек в Архангельск – и словно бес с герба города тычет ему с ребро! Примеры? Сколько угодно! Корреспондент газеты «Волна» Аркадий Гайдар после командировки к сплавщикам леса привез в редакцию великолепнейший очерк – и авансовый отчет, в котором были такие статьи расхода: «проиграно сплавщикам в карты» и «выпито со сплавщиками водки» - и ведь доказал редактору, что это были производственные расходы! Талант есть талант – без расходов хорошего очерка не напишешь…

Мы же тем временем проехали проспект Обводный канал (помните о проспектах – вдоль реки)! Проспект проектировался именно как канал наподобие питерского обводного. Но… В проект вкралась ошибка, вода в канале застаивалась, и его засыпали. Осталось название. Ах, как многое в Архангельске осталось только в названиях – начиная от названия города. И снова вспомним о безрассудстве – как градоначальники социализма оставили за городом столь  неподобающее по тому времени имя – тайна сия великая есть.
За обводным каналом начинается чуть другой Архангельск – город контрастов. По одной стороне улицы – громады из стекла и бетона устремленные ввысь (хорошо, что этих строк не читает Гайдар, помня его боевое прошлое, мало бы мне не показалось), по другой стороне – деревянные двухэтажки, покосившиеся от времени и небрежения властей. Остались здесь и фрагменты деревянных мостовых (еще раз прошу прощения у местных жителей за штампы) – когда-то гордость Архангельска, ныне – его печаль: на ремонт доски у города денег нет. Тоска и треска…

А вот и центр архангельской композиции: площадь имени В.И. Ленина. Как Вы уже понимаете, переименования – не конек Архангельска. И, как понятно из названия, на площади сконцентрировано вся архангельская власть: городская мэрия, областная администрация и дума. Мэрия и дума – здания довольно новые, областная администрация – старое, но любопытно, что в нем всегда заседала областная власть во главе с губернатором. Архитектурная преемственность в Архангельске вообще прослеживается очень хорошо: бывшие Высшие сестринские курсы – и ныне медицинская академия, бывшее инженерное училище – и сейчас технический университет, бывшая духовная семинария – до сих пор педагогический институт… А в самом центре площади – грандиозный памятник В.И. Ленину и еще одна достопримечательность Архангельска – единственный в городе небоскреб в 22 этажа (на местном наречии – билдинг или гнилой зуб, спросите у любого – покажут, да и виден почти отовсюду).

Рядом с билдингом есть очень уютное заведение – Библио-кафе. Здесь можно выпить кофе или чаю с запредельно вкусным пирожным, но главное – книжные полки кафе заставлены книгами. Можно полистать за столиком, можно унести с собой и потом вернуть,  можно – принести свою и оставить. В этом кафе я Вас и оставлю, дорогой путешественник. Отдыхайте. Очень рекомендую взять томик Есенина – он ведь тоже бывал в Архангельске, и его город сподвигал на безрассудства, вроде свадебного путешествия – куда? – да на Соловки!

Отдыхайте. Еще увидимся. Впереди у нас много интересного. Кстати, если и Вас потянет на приключения, не стесняйтесь – народ у нас отзывчивый, в серьезной беде точно не оставит!