Казахстан, как зеркало арабских революций

Михаил Врачевский
Казахстан, как зеркало арабских революций.

Краткая хроника, 27 марта 2012г. начался суд по беспорядкам в Жанаозене. На скамье подсудимых находился 37 человек. Процесс по Шетпе, фигурантами которого являются 12 человек, начался 17 апреля.  Также 27 апреля начался суд над полицейскими, которых обвиняли в превышении своих полномочий во время беспорядков в Жанаозене. При этом следует разделять собственно процессы над участниками общественных беспорядков и полицейскими, от обвиняемых в террористической деятельности, так до этого закончился процесс в Актау над 41 осужденным. Но, тем не менее, и географически и по времени они неразрывны. Десятки и десятки посадок. Приходит все новая и новая информация о терактах и уничтоженных террористах.

Некоторую тревогу вызывают действия властей, в прошлом году после подрыва машины возле СИЗО КНБ (комитета национальной безопасности) в г. Астана и самоподрыва смертника в здании КНБ г. Актобе, они пытались это игнорировать, представить как криминальные разборки, но суровая реальность масштабом последующих событий взяла за грудки. Насколько объективно сейчас они оценивают ситуацию? Очень возможно профессионализм работников полиции и спецслужб по-прежнему находится в заложниках воли политиков и текущей конъюнктуры.

Очень хотелось бы разобраться в перспективах развития ситуации. Проведем анализ. Карта может рассказать многое, если внимательно присмотреться к размещению объектов компаний Казтрансойл и Казахмунайгаз на территории Казахстана, соответственно занимающихся транспортировкой нефти и газа, то места прошедших за последний год терактов, спецопераций и общественных беспорядков  идеально совпадают с местами расположения насосно-перекачивающих станций, нефтеналивных эстакад, нефтепроводных управлений и прочей энергетической инфраструктуры: Кенкияк (Актюбинская область), Жана-Озен, Шепте, Актау (Западный Казахстан), с областными центрами - Тараз, Актобе. Два исключения Астана и бунт в колонии строго режима под Балхашем скорее подчеркивают это правило, когда в Талдыкоргане лишенном нефтяной инфраструктуры тихо и спокойно. Однако было бы глупо предполагать, что некие заинтересованные недружественные стороны и их разведки просто возят деньги мешками для вербовки террористов. Да их присутствие чувствуется, но они рациональны в продвижении своих интересов и прежде всего, пользуются нашими слабостями.
В чем эти слабости выражаются? В том, что средняя зарплата в нефтянке в 1,5-2 выше, чем в среднем по Республике? От тысячи долларов в месяц и выше? Никакую другую страну вам это не напоминает? Если бы у меня не было бы возможности бывать в подобных местах и разговаривать с людьми, никогда бы не догадался. Кенкияк, Жана-Озен, Шепте это в лучшем случае районные центры и таких много по количеству нефтегазоперекачивающих станций на нефтегазопроводах пронизывающих Казахстан, то есть это аулы, деревни, где волею судеб оказались еще объекты нефтяной инфраструктуры. И вот на этом фоне разыгрываются множественные  трагедии (можно ли так говорить?) М-ценского уезда, вызванные социальным расслоением. Получается, Эбжанулы работающий в нефтянке получает 1350 долларов месяц, а Болеген живущий от земли - 350 долларов и то если получает. Если бы все жили небогато, то и соблазна не было бы, а так это служит поводом для очень жесткой конкуренции.
Вот интересная информация подтверждающая мои слова, полиция поселка  Жана-Озен, разыскивает скрывающихся мужчину и женщину, которые набрали взяток на сумму более 100 тысяч долларов (!!!) якобы для устройства  на работу на предприятие нефтяной отрасли. Почему я поставил три восклицательных знака?
 Первое это не Уолл-Стрит, не Монте-Карло и не Москва.
 Второе речь идет, как правило, о лицах имеющих рабочую специальность, а то и не имеющих её вовсе.
 Третья общая сумма взяток явно превышает количество предполагаемых вакансий на ближайшие три года, исходя из моего опыта. Ну, кто бы оттуда по доброй воле уволился?

   Картина по беспорядкам в Жана-Озен представляется очевидной, в какой-то момент подразделение «КазахМунай» потеряло контроль за кадровой политикой на местах и выяснилось, что бледнолицых братьев (русских, украинцев) и прочих неместных вытеснили, выдавили, подвинули. На их места за счет коррупции и кумовства пришли люди недостаточно компетентные, а то и неквалифицированные, зато в доску местные. Как пример, за год до этого в ста километрах в городе Актау, погибло 9 человек при производстве работ в нефтяной емкости в результате взрыва. Были грубо нарушены правила безопасности производства работ. Мало, двое из этих девяти были несовершеннолетними, им было по семнадцать лет и это на работах повышенной опасности, куда доступ им по Трудовому кодексу запрещен!!! А ведь работать надо. С кем? Попытка наведения элементарного порядка на предприятиях в Жана-Озене оказалась чревата, это же аул, очень высокая самоорганизация, достаточно сильны родственные связи, попробуй хоть одного уволь даже если он последняя бестолочь. Все кончилось бунтом. А идеологию можно пристегнуть потом, задним числом.

 Из этого вытекает еще один аспект проблемы, даже более важный, который мешает сглаживать углы и который необходимо учитывать. Речь идет о столкновении городской и сельской культур. Почему-то над этим принято смеяться или по крайней относиться к этому несерьезно. Зря. Сейчас именно в Казахстане можно наблюдать, как на геологическом срезе, процессы происходящие в общемировом масштабе. Человеческая цивилизация близится к пику своей очередной трансформации, мы стремительно превращаемся из цивилизации деревень в цивилизацию городов. Человек едет из села в город за лучшей жизнью и новая обстановка требует от него смены мировоззрения, менталитета, новых навыков социальной коммуникации. Процесс миграции неважно внешней, внутренней никогда не был безпроблемным. В свое время один из классиков марксизма-ленинизма говорил о том, что только в третьем поколении бывшие крестьяне становятся пролетариями, а значит горожанами. Процесс трансформации личности человека под влиянием внешних условий всегда был не простым, а в масштабе народов такие процессы протекают еще болезненнее. Чем памятен для нас ХХ век? Вспомним, в России сто лет назад жило 90% крестьян. Будем надеяться, проблемы России переходного периода заканчиваются, что, увы, не скажешь о Казахстане. Во всяком случае, в арабском мире они начинаются. Про это следует помнить некоторым казахстанским политикам отрабатывающим динары, доллары и юани.

  Жизнь иногда преподносит удивительные сюрпризы. Деньги всегда уходили из деревни, а во второй половине ХХ века произошло нечто невероятное, деньги сами пришли в село. Благодаря природным ресурсам деревенская цивилизация, или скажем помягче традиционная, в государствах Катар, Саудовская Аравия, Бахрейн, ОАЭ, Кувейт, Оман получила второе дыхание. Раз так, зачем тогда надо меняться и соответствовать требованиям времени? Религия здесь скорее удобный предлог, ширма, скрывающая обычный человеческий консерватизм. Надежды Запада, что они с помощью Кока-Колы и спутникового телевидения обеспечат встроенность данных субъектов в свою систему не оправдались, арабы переняли только страсть к роскоши и статусу. Байки (газета «Взгляд», что только не напишешь за рекламные деньги) о том, что, кажется, ОАЭ диверсифицировала свою экономику, и основные свои доходы получает не с нефти, вызывают у меня улыбку. Это как? Два цеха отверточной сборки Порше и Майбахов для толстосумов? Да, они просто превратили свою страну в оффшор, в один гигантский супермаркет с шестизвездочными отелями, который строили турки с палестинцами, а работать там будут филиппинцы, где они перепродают вещи созданные другими. Хочешь жить рядом с Ричардом Гиром? Насыпь остров в персидском заливе и продай ему. Но это все тот же базар пусть и с шестью звездами, как были они бедуинами, так бедуинами и остались. Деньги законсервировали эволюцию их сознания в средневековековье.

Если честно я им не завидую.

Как послесловие, сторонникам теории заговора. Безусловно, заговор есть всегда, он вечен как мафия. Сосед гад, хочет жить лучше вас, а жена строит планы отличные от ваших. Внутривидовая конкуренция и беда и благо одновременно. Беда потому что всегда будет заговор, благо потому что он никогда не будет консолидированным. Единый центр управления человечеством из состава людей невозможен в принципе, таковы люди, они сразу начнут конкурировать друг с другом. Плохо, что нравы на политической арене, что внутренней, что внешней почти не меняются слабого рвут на части, очень часто вчерашние «друзья». Однако знание общемировых тенденций развития поможет избежать стратегических ошибок. 

С уважением Врачевский М.П.