Дугинские зарисовки 8. Птички-синички и другие

Генадий Леонов
 

            Фото южного фасада  усадьбы  Мещериных с верандой на первом этаже  публикуется с разрешения его правообладателя – Вадима Разумова  (http://deadokey.livejournal.com ) 

            Все описываемые  наблюдения и действия осуществлялись из второго (слева) окна второго этажа. 

            Зима 1990/1991 года была очень холодной. Или мне так с непривычки к холодам так казалось? И как я заметил, птицам и прочей живности в мещеринском парке жилось не сладко. 

            Вначале мы подкармливали из окна вездесущих синиц,  выкладывая крошки или еще что существеннее на крышу веранды. Она как раз была под нашим окном. Потом из молочного пакета соорудил  нечто вроде кормушки. Пустовала он редко… А небольшая лазоревская  синичка считала его чуть ли не своей собственностью и храбро отгоняла от нее других, более крупных синиц… И уже насытившаяся просто сидела в кормушке о чем-то размышляя, о своем синично-житейском… 

            Памятуя о том, хлеб хорош, но с маслом он гораздо вкуснее, в кормушку подкладывал иногда кусочки масла или маргарина. Этот деликатес шел «на ура»! А пластиковая коробочка из-под импортного маргарина очищалась получше всякого моющего средства! 

            И вот мне по оказии достался большущий шмат сала. Настоящего домашнего сала с Украины.  Не поделиться с пернатыми соседями было просто нельзя. Тем более что  в раме окна торчали всякие гвоздики, на которые  я и подвесил на нитке кусочек сала.  Что тут началось! Мне, правда, объясняли потом, что сало вредно птицам, мол, оно соленое… 

            Не знаю, сало ли было особенное, или синицы были стойкими, но количество их никак не уменьшалось.  Наоборот!  Их коллективный аппетит уже догонял наш. Да еще повадился лакомиться салом серый поползень. И если храбрые синички, вцепившись острыми коготками в раму, надолго оккупировали местечко возле сала, то у поползня была иная тактика. 

            С опаской клюнув несколько раз сало, он перелетал на деревья напротив, пережидал немного (может быть, тщательно пережевывал пищу) и снова – к салу. Так и кормился челночным способом. 

            Как-то за окном раздался грохот – появился новый подопечный. Приличного размера пестрый дятел с красной грудкой. Цепляясь своими когтями за раму и скользя по ней (вот отсюда и шум), он с трудом, но все-таки ухитрялся клевать  раскачивающийся лакомый кусочек. 

            Для такого бедолаги пришлось подвешивать сало на более короткой нитке и на гвоздик пониже. И процесс  кормления дятла стал гораздо тише.   

            Но в отличие от бесстрашных синичек опасения и настороженность никогда не прокидали дятла.  Прежде чем, приблизиться к салу он долго сидел, вначале на дереве, потом на краю крышу веранды. А тут еще одно испытание свалилось на него. Именно свалилось! С карниза крыши во время одной из оттепели съехал снег, и на крыше веранды образовался небольшой снежный бруствер. 

            Теперь  дятлу пришлось делать еще одну остановку на пути к лакомству. Сидя на крыше по ту сторону бруствера, он периодически вытягивал шею и осматривался по сторонам. Наконец,  решившись, он перелетал  через бруствер и приступал к трапезе. 

            Но оригинальней всех вела себя белка. Сало она не ела, только пряники. Купил я как-то в булочной напротив Курского вокзала большой пакет шоколадных пряников, а они оказались несвежими и моментально окаменели.  Попробовал  размачивать  их в чае, но получилось  какое-то несъедобное месиво. 

            Поэтому, увидев на дереве белку, открыл окно и в качестве эксперимента выложил один пряник на оконный карниз. Действия мои не остались незамеченными белкой, и вскоре она уже спрыгнула на крышу веранды. Но подойти прямо к прянику она опасается и совершает обходной маневр. По самому краю крыши белка движется влево (относительно меня, наблюдающего за ней в окно из-за занавески) до конца веранды, затем вдоль стенки крадется к окну, хватает пряник зубами и стремглав бросается прочь. Весь этот обходной маневр я, конечно же, не вижу. Замечаю только финальную его стадию, когда белка уже сбоку выскакивает к прянику. 

            Перескочив прыжком на ближайшее дерево, белка усаживается на ветке и приступает к поеданию пряничного подарка. 

            Все это действо происходило  так. Сидя на задних лапах и опираясь на хвост, белка держит в передних пряник. Надкусывая пряник, она следом чуть поворачивает  его лапками, как заготовку  в токарном станке. А вместо резца – ее зубы. Затем новый укус и новый поворот. Вращающийся пряник уменьшается прямо на глазах. Не проходит и минуты, как пряника нет, и белка снова начинает поглядывать в мою сторону. 

            Выкладываю очередной пряник, и белка снова начинает свой окружный путь к нему. И так в течение нескольких дней белка со своими острыми зубами избавила нас от каменных пряников. 

            А потом наступила весна…