Автобус

Роман Гордиенко
Государство мне представляется огромным автобусом, который толкают граждане, к этому автобусу прикрепленные.
В автобусе едут чиновники, которые по замыслу автопроизводителя должны управлять этим транспортным средством.
Чиновники командуют.
Они командуют "Ать-два", "Веселей, ребята!", "За нами погоня!" и тэ дэ.
В классической базовой демократической комплектации автобус-государство имеет открытый для обозрения салон с широкими окнами чтобы было видно, что творится в салоне и кто командует "Ать-два".

В нашем случае наблюдаются кустарные переделки салона. Окна частично зашторены богатой драпировкой, "Ать-два" слышится на различных диалектах и с различными интонациями. Но главное! Главное - в салоне автобуса непрерывно идет какая-то возня, крики, мат, шухер до небес! Автобус раскачивается и его становится все тяжелей толкать.

Руль!
Руль давно выпущен из рук и автобус катится в неизвестном направлении. Он давно съехал на обочину, что не добавляет оптимизма толкателям - ведь порой его приходится транспортировать по пересеченной местности, по пескам и болотам, затрачивая неимоверные усилия для продолжения движения.
В классической модели рядовой толкатель всегда может рявкнуть на рулевого, высказав таким образом свои пожелания относительно маршрута и скорости передвижения. Но то классическая! А наша модель может принять парламентера, если тот прорвется в салон, но среди свалки и суматохи его никто не послушает. Пока...
Пока он не разгребет лестью, локтями и пенделями проход к рычагам и педалям. По дороге он обязательно потеряет форму, полномочия, доверие и первоначальные благие намерения. Он станет одним из пассажиров, одним из тусующихся по салону и едущих в неизвестность.

К базовой комплектации в довесок прицепили массивный прицеп с консультантами, советниками, друзьями, родственниками и прочими туристами. Те покуривают сигары, попивают мартини, постреливают из хлопушек и другого гладкоствола и иногда придавливают кого-нибудь из народа широкими колесами до полной неподвижности. Иногда в прицепе запевают развеселую музычку и катить автобус становится почти радостно.

Модифицированный мегафон, из которого раздаются команды расширил палитру императивов так, как даже и не снилось архитекторам автобусов и мегафонов. Теперь из рупора может прозвучать команда "Разговорчики в строю!", "Правая часть - уроды", "Левая часть - козлы", "Улыбаемся", "Не шушукаемся" и другие призывы, к движению не имеюшие ровным счетом никакого отношения. Кроме того, комментарии того, что происходит в салоне выносят мозг толкающим не хуже гладкоствола и колес прицепа. "Наших бьют!",  "Ваших никто не бил", "А ты первый начал", "Сам дурак", "Все казлы - я выхожу", "Останься!", "Пуститебля даму!". Возгласы из салона добавляют интриги в ущерб ясности и пониманию того, что там творится. Народ подпрыгивает к окну, любопытствует сверх всякой меры и все чаще попадает на мушку и под прицеп. Мясево спереди и сзади дисциплинирует и сплачивает народ, но ненадолго. Снова разброд и шатание и левая часть тычет дули правой части граждан.

Народ шлет уже двух парламентеров, от каждой из сторон, увеличивая нагрузку на сухожилия и мышцы, но парламентеры не возвращаются и не допускаются к управлению. Мало того, те, кого они должны были отстранить от управления и командования, из автобуса не вылетают и едут дальше, но уже в другом качестве.

Что творится в недрах автобуса и как долго это нечто может происходить? - таким вопросом задаются все - от пассажиров автобуса и наездников прицепа до рядового гражданского толкателя из народа.
Никто не знает ответа и автобус продолжает движение в неизвестность.
Следы от протекторов спущенных колес засыпает песком, следы зарастают травой...

вместо эпилога

Граждане толкатели! Имейте самообладание и самосохранение не грызть друг другу глотки в процессе толкания. Это удваивает нагрузку и на вас и на нейтральный народ. Никто кроме вас не наведет порядка в ваших рядах. Поскольку нас ожидает долгий переход до ближайшей пропасти, то нужно по возможности сохранить самообладание и присутствие духа и сберечь силы для полета. Толкать и тянуть можно с отвращением и проклятьями в адрес соседей и мнимых противников, но с равным успехом можно толкать и тянуть с хорошим настроением. Во втором случае даже экономней и веселей.

Толкаемые! Имейте благоразумие не мешать движению и помнить о том, что вы всего лишь гости, просто сильно обнаглевшие и запутавшиеся. Если есть возможность, помогите движению, нет - просто отойдите в сторонку. Ведь в пропасть лететь придется вместе, без оглядки на ранги, капиталы и заслуги.

Всем счастливого пути и до встречи с землей!