Последняя рыбалка Григорича

Борис Карташов
     Мой старый товарищ   умирал. Болезнь века – рак, неумолимо делали свое черное дело. Григорич ясно осознавал свой неминуемый  финал, поэтому, в меру своих сил, старался вести активный образ жизни. Затеял строительство дома для внука, стал разрабатывать  новый огород под картошку.  Но физических  сил  у старика оставалось все меньше и меньше.
     Наступило лето. Однажды он попросил меня:
     – Борис, давай  съездим на рыбалку. Соскучился по  реке очень.
     Я хорошо знал его состояние, тем не менее, отказать  в его просьбе не мог. В одно из воскресений мы отправились на протоку, где у нас  был оборудован бивуак.  От него, в полукилометре, находилось небольшое карасиное озеро. Там  мы и обосновались.
     Вот сидит Григорич, привалившись к березе,  и внимательно смотрит, как  я готовлюсь к рыбалке: надуваю резиновую лодку, укладываю туда  садки, сети.
     – Не забудь подлепки подцепить на каждый шестой поплавок, – как в былые времена, – поучает он меня, – тогда сеть станет кошелем, и рыба  обязательно  туда зайдет.
     – Я уже их подцепил.
     – Молодец!
     Подхожу к  деду, предлагаю отдохнуть на матрацах, постеленных у кострища. Григорич отказывается.
     – Успею еще належаться, – двусмысленно замечает он, – лучше достань  фляжку.
     Удивленно смотрю на него. Старый товарищ понимает меня, усмехается:
     – Эх, я бы с удовольствием  сейчас шарахнул стопку, но, видимо, отпил свое. Хочу ноги натереть, болят очень. А водка помогает…
     Оба смеемся, он – тихо,  я – громко, радуясь, что хоть на минуту рассмешил товарища.
     – Ты знаешь, Борис, видимо, последний раз я на  этой гриве. Умом понимаю, что пришло время уходить, но в глубине души хочется еще пожить несколько годков: подержать в руках ружье, прокатится с ветерком по Оби, почувствовать азарт рыбалки, – помолчав, добавил, – а еще хочется пообщаться с женщиной, попить водочки, повеселится…
     Григорич замолчал и, как мне показалось, задремал. Однако стоило мне шевельнуться, продолжил:
     – Когда – то я слышал одну притчу о жизни. Вот она:
     – Два человека пришли к мудрецу и спросили у него, как они  проживут жизнь на этом свете? Мудрец спросил первого:
        – Куришь?
– Нет.
– Водку пьешь?
– Очень редко и немного.
– По бабам ходишь?
– У меня отличная жена.
– Азартен?
– Хладнокровен, как фараон.
– А, ты?  – поинтересовался он у второго.
– И пью, и курю, и женщин люблю безрассудно. А уж, если чем увлекусь – все забываю.
– У тебя будет  нудная  жизнь, – сказал мудрец первому. – Не такая насыщенная яркая, как у твоего товарища.
– Вот я и думаю, что от жизни брал все, не задумываясь о содеянном. Некогда было думать.  Но всегда работал честно, душой не кривил, друзей любил, недругов ненавидел, женщин обожал и  не обижал. Так что на том свете попрошусь в рай, хотя в бога не верю – воспитан  атеистом, – дед горько усмехнулся и попросил чаю, настоянного на смородиновом листе.
Рыбалка удалась. Через несколько часов я с гордостью вывалил на траву пару десятков крупных карасей. Дед обрадовался: стал самолично готовить рыбу на жареху. В этот момент его глаза блестели по-особому. Это случалось всегда, когда у него наступали минуты радости.
Вечер провели в воспоминаниях. Когда  стемнело, дед залез в палатку. А я еще долго  сидел у  тлеющего костра, любовался природой. Люблю смотреть на угасающие угли, дымку над водой, последние лучи солнца.
Не заметил, как наступило утро.  В палатке зашевелился  Григорич.  Кинулся помогать, ему выбраться. Он казался отдохнувшим, хотя  я отлично знал –  не спал старик.
– Ну, вот и еще одна ночь прошла на природе! –  заметил  товарищ. – Давай пить чай – пора домой.
Было по – летнему тепло. Поеживаясь от свежего ветерка, укутав друга в его любимый полушубок, тронулись в обратный путь. Я повел лодку по дальней протоке, чтобы дед подольше полюбоваться природой и рекой…
Дома  Григорич отказался от улова. Вечером  позвонил  мне по телефону и попросил утром привезти ему старые сети, для починки.
… Ночью он умер.