Письмо 53. Не важно, какой рукой есть

Александр Сорокин Российский
Добрый вечер, дорогой во Христе Иисусе Николай Павлович!

У меня тут к Вам ряд вопросов, как обычно, накопился:)

1. Почему католики крестятся слева направо, а православные наоборот? Есть ли этому какое-то разумное объяснение? Мне лично кажется, что как креститься - неважно, важно то, что у тебя при этом внутри. В костёле я крещусь как все - дабы никого не смущать. Не придаю этому особого значения. Но наедине всегда крещусь по-православному, когда молюсь. Так привычней, роднее. Да и вообще мне кажется, что в кат. церкви как-то сдержаннее молятся, по-западному. В Русской Православной - страстнее, у нас и на пол могут упасть в исступлении и никому это странным не покажется. А в костёле как-то цивилизованно. Да и привычка эта, припадать на одно колено мне кажется пока ещё забавной - как реверанс. По душе больше земной поклон. И в пол лбом - столько чувств порой бывает, особенно когда чашу выносят. Это в крови - думаю, что это генная память поколений.
Кстати, на досуге прочитал некоторые труды про различия Православия и Католичества. Аргументация, как мне показалось, серьёзная. Уже жалею, что начал это чтение - православные авторы довольно обоснованно проанализировали духовную жизнь католиков. От этого у меня идут сомнения - кажется, что Православие мне больше по душе.

2. Хотел спросить про своего ныне покойного папу. Я тут стал почему-то за него тревожится - как он там? Он жил очень праведно - о себе не помнил. Его трудно было застать за едой - он всегда кормил других. Вставал рано, чтобы маме помочь собраться на работу, хотя самому так рано не надо было. Никогда не ругался, не злился - улыбался всем так добро, что становилось хорошо. Он был воистину блаженный человек, святой, таких мало. Но... Не приучили его к церкви. Он крестился в 93-м или 94-м году, в 60 лет почти, на службы не ходил, не исповедался, не причащался. Но не знаю, что у него было внутри - верил ли он в Бога где-то в глубине подсознания? Или был обижен втайне, за страшные удары судьбы в 90-е годы, когда мы жили очень бедно? Не знаю - вряд ли.
Я тревожусь, но надеюсь, что Бог принял его в Царствие Небесное. С одной стороны, написано, что тот, кто не вкусит Крови и Тела Господня, туда не войдет. Но с другой - прочитал недавно у Глории Поло, в её загробном свидетельстве (вы с ним знакомы?), что Господь переносит праведную душу туда, где идет месса, и она там причащается мистическим образом.

3. Как быть, если наваливается плохое настроение, гнев, раздражение? Что делать, если всё это мучает в течение достаточно долгого времени? Поститься? Голодать? Пробовал ничего не есть, но понял, что это только увеличивает раздражение.

С уважением и любовью во Христе,

Саша

20 марта 2010 года


Дорогой Саша, здравствуй!

1) Дорогой мой, относительно того, как креститься, то это дело традиции и даже, более того - удобства. Св.Варсонофий Великий, отвечая на этот вопрос, сказал, что вот в данный момент он перекрестился левой рукой, т.к. правая у него была занята писанием.
Это не существенно.
С точки зрения точности формы предпочтительнее православная форма изображения креста рукою. Опять же, не это главное.
Возвеличенный Самим Богом Василий Великий крестился по православному, св.Франциск Асизский, которого Сам Иисус называет великим святым, крестился по католически. По католически крестилась св.Фаустина Ковальская, о которой Сам Иисус сказал, что никто из людей не любил Его так, как она. Кстати, это святая, которой несравненно более других святых являлся Ииус Христос и Пресвятая Богородица и которая Самим Господом была поставлена апостолом Милосердия. Никто более ее не удостоился из всех известных святых таких милостей.
А еще я тебе скажу: не так важно, какой рукой есть - главное насытиться.

"Роднее", "страстнее", "по душе" ...  Саша, это не аргументы. "Благими хотениями дорога вымощена в ад", и что до того, что хотения эти были "благими", если от них колоссальный вред?
Я не говорю по наслышке, не говорю по знакомству из литературы, я говорю то, что пережил на собственной шкуре. Это я тебе относительно твоих чтений, где много "умных" советов и мнений, но где автор понятия практического не имеет, что значит находиться в католической традиции и что значит - в православной. Откуда он может судить о том, как "католики" переживают видения или молитвы? Путем медитации, которую сам отвергает? Нет? Тогда, каким образом он проник в сердце католика? Да и как человек может судить о душевной жизни другого человека? Еще в 19 веке замечательный русский мыслитель А.И.Введенский научно и философски доказал, что проникнуть в душевную жизнь другого человека  невозможно. Для человека верующего это ясно было уже давно из св.Писания: "Сердцеведец один лишь Бог".

Что ты мне вслед сюсюканиям этих радетелей православной формы вторишь сентенциям?
Скупая форма католической традиции и явилась следствием отхода от вычурности форм и обилия словесного орнамента, а также стремлением к лаконичности, скромности и смирения пред Богом.

Не выбрать ты должен между православием и католичеством, это ложная позиция, т.к. у Бога Церковь одна; ты среди множества конфессий должен выбрать единственного Иисуса Христа, истинного Бога и совершенного Человека.
Я даже находясь в православии, убеждал своего духовника в истинности НепорочногоЗачатия Пресвятой Богородицы, а это один из основных догматов католичества, о чем я тогда совсем не задумывался. Для меня истина была дороже даже отношения ко мне самого духовника. Конечно, это не моя сила, а благодать Божья, помогавшая мне, но важна также решимость самого человека.

Да поможет тебе Бог и Пресвятая Богородица служить Иисусу Христу, не лицемеря пред человеками, какие бы блага они тебе ни предлагали, даже если это будут священники, епископы и патриархи.

2) Твой папа пусть послужит тебе примером нелицемерного отношения к людям и к жизни. Он сердцем служил Богу. Не мог совместить в сердце несоответствия действий многих из современного духовенства с духом святого Евангелия, вот и не ходил в церковь. Многие так делают. Господь знает истинную причину и будет милосерд к таковым.
Что лучше? Лицемерить и лебезить перед служителями культа или, не желая этого, не ходить в церковь, но служить Богу делами и сердцем? Как ты думаешь?
Отец твой молится теперь о тебе и хочет помочь тебе опытом своего сердца, многие благодатные события своей жизни наверняка можешь относить действию его молитв. И ты в свою очередь должен поминать его горячо и благодарно в своих молитвах.  И небеса нуждаются в нашей радости.
О Причастии Господь сказал, что "ядущий Меня жив будет Мною", это вовсе не значит, что тот, кто не удостоился на земле такой милости, не спасется. Более того, слово Божье говорит, что "всякий, призывающий имя Господне, спасен будет".

3) Я специально написал в Повести о том, как я постился, чтобы показать, что так делать не имеет смысла, т.к. смысл поста - в милосердии.  Даже немного голодая, опытом соединяшься в чувстве с Иисусом Христом, голодавшим ради нас в пустыне, т.е. творишь это из любви к Нему, а это и есть милосердие. Когда из сострадания помогаешь другому, то помогаешь Христу, страдающему в этом человеке, а значит творишь милосердие.
Исцелен ты, Саша, верою во Христа, но это не значит, что ты должен перестать ощущать боль от уколов, ушибов и ранений. Мы - люди, не Ангелы; и живем на земле, а не на небе, а на земле пока еще существует страдание, и даже праведники не сободны от этого. Царство же Божее есть не пища и питие, но благодать, радость и мир во Духе Святом, как и говорит то Дух Святой устами ап.Павла.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/09/27/1531