Письмо 56. Буква убивает, дух животворит

Александр Сорокин Российский
27 апреля 2010 года


Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!

Как Ваши дела? Давно с Вами не списывались. Как там в Польше, после гибели президента Качиньского под Смоленском?

У меня дела нормально - с переменным успехом борюсь с искушениями разными, обнаруживаю у себя массу недостатков, в которых трудно покаятся и даже признаться перед собой. Нелюбие, неспособность жертвовать собой для других, ленность, лукавство, а самое главное - осуждение других людей и превозношение. Превозношусь моментально и порой незаметно для себя.
Надо думать о себе и своей семье. Думать о своих грехах, а не рассуждать, какие плохие правители. Вот, Иоанну Крестьянкину было откровение от Господа: «Стой и смотри, что Я допустил для вашего вразумления без внезапной кончины людей. Виновных не ищете. Виновных не ищите. Молитесь. Будьте в жизни во всем очень осторожны». Вот так. Я последнее время забыл, что надо менять себя самого и только через это - окружающий мир. А гневной борьбой я только разрушаю себя, больше ничего.

Не знаю, как отвлекаться от таких состояний. Перестать, что ли, читать новости и читать только христианские источники?

Недавно ввязался в спор на сайте нашей епархии о переводе богослужений на современный русский язык. Кто-то был за меня, а кто-то против. А Вы как считаете - оправдано ли служение на церковнославянском, когда мало кто что понимает из новопришедших прихожан?

С уважением,

Саша

27 апреля 2010 года

Саша, дорогой мой, здравствуй!
Сильное потрясение пережили. Слава Богу, Христос Воскрес! В наше время другой способ и мученичества и мученической смерти. Ничего целого в авиакатастрофе не осталось, все разорвано, обожжено, разбито, кроме - ! - венка цветов, который вез президент, чтобы возложить на могилы мучеников, - один он сохранился почти невредимым. Знак Божий. В древней Церкви венок означал мученическую кончину. Кстати, на месте президента во время Литургии также стоял венок цветов. Лех Качиньский - единственный президент настоящего времени, который открыто исповедовал христианские ценности. Не стеснялся с трибуны даже цитировать Евангелие. Царство ему Небесное! Ему и всем во Христе почившим.

Вижу, что ты углубляешся в православную терминологию. Ты один из немногих, который прочитал "Повесть". Странно мне, что ты там не увидел того, ради чего я и написал это: "Берегитесь внешнецерковной идеологии. Не думайте найти истину в штудировании "духовной" литературы. Избегайте религиозных штампов. Встать на рельсы религиозных поучений значит ориентировать свой дух на букве, "буква же убивает, дух животворит". Жить надо верой, а не возрастать в религиозных знаниях. Некоторые святые откровенно заявляли, что читать религозную литературу вообще не следует: вреда она приносит больше, чем пользы. Христианство не есть религия, т.е. система верования в некоторые религиозные догматы. Христианство есть живая жизнь с живым Богом в постоянной живой связи с Ним, через исполнение Его заповедей доказывая Иисусу Христу любовь к Нему.
Вижу уже у тебя схематический подход, распространенный в церковной среде: такой шаблон, стереотип. То, что ты говоришь, говорит каждый прихожанин православного прихода, как попугай повторяя то, что слышал от других или прочитал в постоянно компилируемых писаниях от одного к другому "духовных руководителей". Я не против Иоанна Крестьянкина. Не против и других старцев. Однако попугайничение, особенно распространенное в православной среде, очень вредит душе, вредит самостоятельности человека, как личности, которую и уважает Господь, которой радуется, когда мы умело ей пользуемся.
Что касается использования родного языка на богослужениях, то православные богословы забыли совсем то, от чего начиналось православное славянское богословие и богослужение. Кирилл и Мефодий, учители словенские, опровергали латинизм в богослужении католиков, замечательным способом словом Божьим доказывая, что т.к. и молитвы и богослужения есть основа жизни христианина, то и вплетены они должны быть в его жизнь, а значит дожны быть элементами его повседневного языка. Даже папа Римский поддержал их, когда они обратились к нему после споров с немецкими епископами, и благословил распространять слово Божье на языках тех народов, где они будут. Таким образом и появился церковнославянский язык. По их примеру и русские миссионеры Сибири  и Китая благовествовали на родных языках тех народов. Теперь же православные богословы оперируют точно теми же аргументами, что использовали латинские епископы, почти в точности воспроизводя их.
В объяснениях же другому лицу следует руководствоваться любовью, а не рациональным подходом к убеждению в истине.

Передавай привет, дорогой мой, мудрой жене твоей, обними своих деток.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем.
Христос Воскрес!
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/09/27/1598