Спор о смысле жизни

Соколов Сергей
Спор, как и положено тому было быть, разгорелся в «курилке». Здесь обсуждались местные новости. Здесь же решались мировые проблемы.

Ровный гул голосов в углу взорвался громким возгласом:
–  … и кому ты собираешься служить?

Вопрос прозвучал так резко, что все, находившиеся в помещении, замолкли и посмотрели в сторону Валентина, которому принадлежал вопрос.

– Людям… Людям собираюсь служить! Жизнь не имеет смысла, если человек не нужен людям! – Сашка, молодой оппонент Валентина, тоже повысил голос. Его всклокоченный вид выказывал решимость. По всему было видно, что он не хотел уступать Валентину ни в чём, даже в громкости высказывания убеждений.

Сделав столь весомое заявление, Сашка, подбоченился, приняв позу победителя. В его взгляде сквозил призыв, встать на его сторону.

– Каким людям, чучело? –  Валентина несло, и он не сдержался от оскорбления.

– Всем! – с уверенностью и даже с некоторым нажимом ответил Сашка. Сказал резко, как отрубил.

Тут Валентин взорвался окончательно и сорвался на крик:
–  Всем?.. И честным?.. И подлецам?.. И труженикам?.. И паразитам?..

К чести Сашки, он быстро сообразил, что сморозил глупость. Сдаваться же не хотелось, поэтому он попытался укрепить свои позиции:
– Жизнь станет лучше, глядишь, и негодяев станет меньше. В хороших условиях все люди станут хорошими.

Сашкино пояснение прозвучало уже не столь убедительно. В нём не было прежнего запала. Видно, Сашке тоже не очень-то хотелось служить негодяям.

– И как же ты собираешься служить? –  с нажимом спросил Валентин.

– Знаниями и умениями! Полагаю, не дурак, да и опыт какой-никакой имеется! – заявил Сашка.

В его голосе звучала гордость, естественно, гордость собой. Пожалуй, в профессиональном плане Сашка имел на это весомые основания, но, что касается остального… увы.

– Какой-никакой опыт… – Валентин более миролюбиво передразнил Сашку.  – Нашёл, чем хвастать! Вот я и говорю тебе, прежде чем браться за служение кому-либо, нужно с собой разобраться. Понять, нужно... Кто ты есть? Где и чем живёшь? Что можешь? Смысл нашей жизни  в познании. Только познав себя и мир, в котором живёшь, можно менять свою жизнь, а значит и чужую. С себя начинать надо! Глядишь, на всю жизнь хватит, чем заняться. А так… служить… Баловство это. Пустое...

Валентин закончил речь спокойно. Казалось, последние фразы загасили его пыл,  поглотили агрессивность, вспыхнувшую в нём несколько мгновений назад.

– А я-то, наивный, думал, что смыл нашей жизни в том, чтобы делать одно дело.  Полагаю, для этого мы здесь и собрались – в одном месте в одно время. – На пороге «курилки» стоял Матвеевич, старший мастер. Похоже, он уже несколько минут стоял там, никем не замеченный, и сейчас решил вставить своё слово. – А ещё мне кажется, что собрались мы здесь не для того, чтобы языки чесать. Так что… Быстро по рабочим местам, философы доморощенные! Взрослые мужики, а ведёте себя, как дети!

– Дети таких вопросов не задают… Особенно себе… – буркнул Валентин и  направился к выходу. Следом за ним потянулись остальные.

 «Курилка» опустела. Люди ушли. Вопросы остались. Они ещё долго висели в воздухе вместе с табачным дымом.