Герои Востока, статья

Бумбумбум
Герои Востока
(статья)

    В истории любого народа есть своеобразный герой или герои, нарушающие традиции, запреты, бросающие вызов официальной власти и порядкам, и всё равно остающиеся любимцами простых людей.
    Но народный герой всегда отражает не только личность или личности, послужившие его основой, но и реальные проблемы общества, в котором он возник.
    Самые известные такие герои Востока – Ходжа Насреддин, Алдар Косе и Абу-Нувас. Сразу уточню, что существует целая галерея Насреддинов,  чьи имена немного или сильно отличаются, как и их истории. Например, от Ходжи слегка отстаёт по известности Молла Насреддин. Но даже между ними есть очевидная разница в характерах и жизни.
    Насреддин  - образ весьма интересный. Бродяга-путешественник, мудрец и вечный шутник, готовый лишь словом одолеть любого врага. Помимо хитрости, Насреддину присущ юмор абсурда. Он может временно прикинуться глупым или безумным, делая нелепые выводы на основании общеизвестных вещей, совершая странные, с точки зрения других, поступки. Таким образом, он показывает нелепость и несправедливость чего-либо. Великолепный психолог и умеет подвести человека к нужной ему мысли. Парадокс в том, что именно хитростью Ходжа Насреддин даёт возможность восстановить правду и справедливость. Он защитник угнетённых и суровый судья для угнетателей. Один из ключевых моментов в его образе – верный ишак, на котором он ездит всюду. Представить Насреддина без ишака можно, но это будет уже совсем другая история.
    Молла Насреддин, как наиболее известный его двойник в культуре Востока, на ишаке не ездит и мудрость его больше похожа на житейскую смекалку. Он часто говорит и делает глупости, попадает в забавные или неприятные ситуации, но выходит из них благодаря оптимизму и воображению. Другим он тоже помогает, но гораздо чаще разбирается со своими делами. Истории о Молла Насреддине напоминают сборник анекдотов и в некоторых случаях именно под таким заголовком выходят в свет.
    Теперь перейдём к Алдару Косе. Некоторые специалисты считают, что он – один из вариантов Насреддина. Я с этим не согласен. Причин несколько: у Алдара нет ишака, по крайней мере, как постоянного друга и средства передвижения, он путешествует, как правило, среди кочевых народов (юрты и табуны, а не города и деревни), наконец, его прозвище «Безбородый Обманщик». Сложно представить безбородого человека, путешествующего пешком по исламским городам в средние века: он привлекал бы много внимания, чего безбородому обманщику, конечно, не надо. Кроме того, следует помнить, что для ислама борода – важный признак мужественности.
    Теперь о несходстве личностей. Если Насреддин – мудрец-хитрец, то Алдар Косе скорее напоминает Робин Гуда и Остапа Бендера разом. Обнаруживая жестокость и несправедливость, он наказывает богачей «рублём». На прямое воровство он идёт не часто, гораздо более в его духе запутать богача, заставить добровольно расстаться с чем-то ценным. Финансовая составляющая его добрых дел очень велика: по законам его бы признали мошенником. Но Алдар активно делится полученным имуществом и богатством с бедняками, зачастую просто передавая всё «от плохого хорошему». Он играет на жадности и подозрительности богачей, говорит то, что они хотят слышать, и всегда уходит раньше, чем поднимется крик «Безбородый Обманщик!». Это ещё одна особенность: Алдар Косе почти никогда не называет себя, оставляя людям возможность самим догадаться, кто был их гость и благодетель.
    Теперь переходим к Абу-Нувасу. Это единственный из списка героев, про которого можно точно сказать: да, он был. Если про исторических Насреддина и Алдара почти ничего не известно, то Абу-Нувас славно наследил в официальных хрониках.  Абу Нувас  - талантливый арабский поэт, который творил в эпоху Гарун-аль-Рашида и аль-Амина. Происходил он из семьи попавшей в рабство, но был вхож к богачам и высшей власти. Многие истории о нём начинаются словами «пришёл Абу-Нувас к халифу». Сами понимаете,  к халифам кого попало не пускали и тогда.
    Абу-Нувас - человек очень своеобразный. Сейчас его сочли бы эксцентричной личностью. Представьте, как его оценивали на Востоке второй половины 700-х и начале 800-х годов. Для поэта не было запретных тем: он писал непривычно простым для своего времени языком, иносказательно или прямо высмеивая то, что ему казалось неправильным. Именно как насмешник с высокими покровителями он вошёл в историю. Абу-Нувас неоднократно попадал в тюрьму как за свои стихи, так и за свои эксцентричные выходки, но обычно там не задерживался.
    Некоторые считают, что он способствовал прославлению гомосексуализма и юношеской проституции, свойственной странам Востока. Однако, надо понимать, что всё, чему Абу-Нувас уделял внимание, становилось объектом насмешек. И чем больше он восхвалял что-то, тем более нелепым и смешным оно выглядело на деле. Тогда его творчество воспринимается совсем иначе.
    Про всех этих героев написано немало книг и сочинено множество анекдотов в разные времена. Но можно ли их назвать борцами с исламом и почему? Во-первых, потому, что они всегда попирали несправедливость в лице халифов, эмиров, мулл, баев, стражников и тому подобных представителей общества. Во-вторых, потому, что истории этих персонажей никогда не связаны с религиозными спорами, а показывают то, как якобы духовные и просвещённые люди творят несправедливость, чисто формально даже не нарушая официальных законов и религиозных запретов. Сквозь смешные и интересные истории читатель видит иной Восток: мир силы и денег, мир запретов для одних и вседозволенности для других. Ни для кого не секрет, что законы, в том числе, религиозные, часто используются для власти над людьми. Но на Востоке с древних времён развивалась двойная мораль и двойные правила: что дозволено и что не дозволено. Если в современных странах даже чиновника высшего ранга могут посадить по закону за совершенное преступление, не взирая на его авторитет и деньги, то в странах Востока порядки со времён Абу-Нуваса не сильно изменились: происхождение, богатство, знакомства и власть семейного клана имеет решающее значение. Восток в плане психологии - это множество контрастов, которые западный человек зачастую не осознаёт. Дело не только в качестве, но и в его степени.
    Анекдот или история с моралью, смех, как основа борьбы с несправедливостью, вот особенность упомянутых героев. Символично, что самые свободолюбивые образы  возникли в обществе жестоких законов и непреложных правил.
    Если кто-то захочет найти и почитать истории Насреддина и прочих, следует помнить, что у них множество авторов, писавших в разное время и в разных государствах. Некоторые из этих историй могут быть переписанными под конкретный образ сказками и легендами, другие основаны на реальных случаях. Но все они, в той или иной степени, выражают мудрость народов и их понимание справедливости.