Письмо 65. Жена - это сердце семьи

Александр Сорокин Российский
9 июня 2010 года

Здравствуйте, дорогой Николай Павлович!

Хотел бы поделиться с Вами вот чем... Да, мне очень приятно, что Вы меня похвалили. И на работе меня хвалят. Но у меня всё равно какая-то затяжная депрессия. Понимаете, я как творческий человек всегда чувствовал какую-то "ненастоящесть" бытия здесь, какую-то временность. Духовный мир всегда был для меня важней денег и успехов. Меня не интересовали футбол, телевизор, жестокие детские игры. И что же такое - моё творчество? Понимаете, это когда ходишь как... беременный и вынашиваешь. Поймал какую-то волну сверху, а потом должен уловить какое-то особо чистое и незамутненное состояние души и выдать это от всего сердца, не ориентируясь ни на кого, не глядя на авторитеты, не подстраиваясь и не думая о том, опубликуют тебя или нет, будут критиковать или нет. Это вопрос, который решается только между тобой и Богом, который в сердце.
А что такое работа в газете? Это подстраивание. Это впитывание всей коньюктуры политической среды. Это прогибание, как ни крути, под издателя и под читателя. Это не от сердца, хоть я и пишу чаще всего то, что меня искренне волнует. Я не люблю политики и не люблю... реальной жизни. Не люблю постоянно быть в курсе новостей, в курсе политических событий. Не люблю думать об этом. Но я всё же подстраиваюсь, хоть и трудно себя ломать. Я уже забыл какой я - настоящий.

Странно вышло с работой в православной газете и помощником психотерапевта. Священник Нектарий поманил меня сперва в своё издание, а потом всё как-то расстроилось - он заболел. Но произошло несколько событий. Сперва он неожиданно сказал, что светское издание, в котором я работаю, лучшее в нашей области. И рассказал о том, что человек, против которого мы боремся своей газетой (крупный политик, который, не будучи даже губернатором, рулит процессами в нашей области) - что он действительно загоняет наш регион в тупик. Честно говоря, обдумывая то, что сказал Нектарий несколько месяцев спустя, я задумался - а не посылает ли мне Бог таким образом знак - что я зря переживаю? Что я должен честно трудиться на своем месте и не переживать за праведность моего труда? Да и Вы отметили, что статьи мои нужны.
С психологией тоже вышло интересно. Я рассказал об этом Нектарию и он как бы вскользь отметил, что психолог - это сапожник без сапог и "не кажется ли Вам, что это - самообольщение?"

И я задумался - а ведь действительно я слишком резкий и эмоциональный, не смогу всегда мудро и взвешенно рассуждать. К тому же, буду наверняка брать скорби других на себя.
Задумался - а правда ли я хочу быть психологом? Да, помогать людям я люблю, но при этом часто ловлю себя на мысли, что скрытый помысел при этом - чтобы меня любили и уважали.
Сейчас хочется творчества. Но родник творчества настолько загрязнён подстраиванием, что я забыл уже - как это - писать от чистого сердца.

Одно время я хотел успеха - хотел быть известным писателем, чтобы писать, что душе угодно и зарабатывать этим деньги. Но я общительный человек и мне нужно общаться с людьми, уходить на работу, откуда-то приходить вечером - в общем, сидеть дома я не всегда могу. Хочется отзывов от читателей, каких-то новых тем, встреч. (Ловлю себя на мысли, что очень хочется, чтобы кто-нибудь с горящими глазами сказал мне, что мои рассказы очень помогли).

Наверное, самая большая моя проблема - это сезонность настроений. Но в этом году всё нетипично - наверное, это связано с моим уверованием. В июне у меня никогда не было депрессии... Начинаю понимать, почему многие души страдают летаргическим сном - они словно убегают от невозможной для них действительности...

Отметил про себя, что мне всегда было как-то одиноко. Потому что, повторюсь, я всегда чувствовал, что так называемый реальный мир - это некая "пенка на молоке". Поэтому я и метался в поисках духовной опоры - одному тяжело. И всегда, когда я что-либо находил и начинал верить в это (учение Кастанеды, удаление кармы, индуизм), я начинал фанатично внушать это своему окружению - родне, друзьям, знакомым.

Та же история у меня сегодня и с христианством. Да я уверовал - страстно, без компромиссов. Потому что чувствую, что иначе не могу - я ощущаю всеми фибрами души, что жизнь духа больше жизни тела, что мир и интересы людей в нём настолько приземленные и низкие, что просто невозможно, чтобы это был всей реальностью. Мне одиноко - читал у Вас в повести, что духовный человек всегда одинок...

Не знаю, может, я проецирую свои проблемы на окружающих. Но я сейчас с той же страстью пытаюсь обратить в христианство своих родных - жену, дочерей, маму. Жена верит в Бога, дочь тоже - в этом не моя заслуга, у нас действительно многое изменилось. Юля молится каждый вечер.

Но вот меня мучают какие-то мысли постоянно насчёт жены. Я очень хочу, чтобы жена страстно уверовала во Христа, истово! Чтобы поняла, что всё на свете - тлен помимо Него. Для этого мечтаю свозить её в святые места - чтобы её тоже "торкнуло" в сердце благодатью, чтобы её материализм и практицизм отступили!
Да, я понимаю, что женщины такие, что они заботятся о всей семье и думают о еде и одежде, потому что так устроены...

В глубине души понимаю, что просто хочу, чтобы супруга стала такой же, как я. Это от одиночества, наверное, а ещё от того, что смирения маловато - принять человека таким, какой есть.

Маму свою я постоянно "обрабатываю" на предмет веры. Она до сих пор не любит тех, кто развалил СССР, в котором ей так хорошо и комфортно жилось с детьми и мужем. Я потихоньку ей раскрываю глаза на исторические процессы (во многом она остаётся при своём мнении) и подталкиваю к чтению Библии. Она было начала читать Новый Завет, но потом перестала. Но всё равно обещала мне заставить себя и почитать. Тогда я пытался подсунуть ей Вашу повесть: "На, мама, почитай - здесь про жизнь, всё просто написано, на жизненных примерах". Она опять пообещала, но только... когда дочитает "Сагу о Форсайтах". Вполне может быть, что и прочитает. В церковь мы с ней один раз заходили - она молилась, ставила свечи. Осуждала тех, кто разрушал "такую красоту". В костёл ходить не хочет: "Нет, это не наша вера". Хоть и отмечает, что в костёле - благодать (была как-то в Ужгороде в советское время на мессе).

Недавно молился за маму страстно, прочитал Розарий. И вот сегодня задумался - а зачем я так избыточно хочу, чтобы все уверовали? Упования на Бога не хватает у меня, скорей всего. Да ещё и одиночество на это толкает - нуждаюсь я, скорее всего, чтобы меня кто-нибудь учил и вдохновлял, а не я. А ещё и нотка диктаторства - хочу и всё. Баста. Вот только как я могу определить, как верит другой человек? У каждого свои отношения с Богом.

Так вот, помолился я за маму так... Не знаю, у меня последнее время идут искушения какие-то. Мысли поганые в голову лезут каждую секунду. Чувство вины мучает, навязчивые мысли есть. Недавно целые сутки так долбило. Говорю про себя, когда лезет в голову плохое: "Отрекаюсь от этих мыслей, прилепляюсь всем сердцем, всей душою, всей крепостию своей к тебе, Господи Иисусе Христе". Не знаю, откуда я взял такую формулировку - само пришло в голову. Но помогало. Но тут искусительные мысли стали просто пулеметной дробью долбить. Когда слишком часто и всем сердцем от чего-то отрекаешься (каждые десять секунд), нервы оголяются.

Фух... Простите, что так невнятно излагаю. Язык души трудно перевести в слова...

С уважением и любовью Христовой,

Саша

10 июня 2010 года

Дорогие  Саша и Ю. с А. и О., здравствуйте!

Рад за тебя, дорогой, что так правильно мыслишь. Так действует через тебя благодать Святого Духа. Так мы и должны учиться от Господа, когда Он действует через нас самих, творя через нас добрые дела (в том числе и нашим повествованием какой-либо темы).  Так же Он обучает нас и тому, чтобы мы не поддавались внушениям лукавого: нам стыдно от того, что мы сделали дурного. В нас это обличает голос Божий - совесть наша. Ведь, вот, мудрая мать, заботясь, чтобы дитя не обварилось, допускает, чтобы дитя на ее глазах пальчиком дотронулось до горячего чайника. Да, будут слезы, искренне жаль ребенка, но зато есть гарантия, что без мамы он уже не подойдет к горячему чайнику и не станет с ним играть, рискуя быть обваренным. Так и нам, когда увидим, что сделали что-то дурное, тотчас следует припасть ко Господу и искренне попросить прощения, а чтобы утвердить это делом, следует тотчас, если можно, загладить это не только просьбой прощения у обиженного тобой, но и ласковыми и милыми действиями, чтобы увидеть у него не только удовлетворение, но и чувство удовольствия на лице от твоих действий.
Что касается искушений от своевольной молитвы, то это ты знаешь из Повести. К своевольной молитве подстрекает нас лукавый. Знает, что тогда мы даем ему возможность воздействовать на нас, ну, и использует это на максимум. Однако, за жену, дитя, мать - молитва никогда Господу не будет лишней. Только не следует Господа просить о каких-то определенных действиях, как бы указывая Господу как поступить. А, впрочем, всегда в конце молитвы можно прибавить, по примеру Самого Иисуса Христа: "Но не как я хочу, а как Ты хочешь, да будет!"

Не могу обойти молчанием реакцию священника на психологию. Я уже тебе об этом кажется и раньше писал: есть такое недоброе мнение среди современного клира по отношению к психологии. Это от незнания. Одно дело исповедь и дела веры, другое дело - дела душевные. Можно быть прекрасным священником, но никудышним психологом. Помочь человеку разобраться в своих душевных треволнениях, которые часто исходят от него самого (не только от беса), - замечательная, многоценная и редкая сейчас помощь человеку. Более того, существуют болезни, в которых может помочь только хороший психолог. Я тебе пару случаев описал раньше. В русской психологической литературе существует одна такая книжка, забыл уже - и автора и название, которую написал (лет 20-30 назад) знаменитый  глубоко верующий психиатр, как руководство для священников: чтобы они не путали одержимость с психическими нарушениями. Следовало бы этому твоему знакомому священнику Нектарию познакомиться с ней. Надеюсь, он не против хирурга-ортопеда или зубного врача, когда те помогают людям? А какой врач по его мнению может помочь человеку в душевных болезнях? Священник? Священник призван помогать в болезнях души, происходящих от болезней духа - грехов человека. А кто же поможет ему в случае психических нарушений? Ответ прост: психолог! Не всегда - дипломированный, есть таковые и среди обычных людей, и даже среди священников - это дар Божий некоторым из нас для вспомоществования людям. Человек ведь - единство тела, души и духа. Вот так.
Оставь в покое жену, маму и остальных:  если хочешь их обратить ко Господу, то покажи это молитвой и своей смиренною любовью к ним, такою, которая изнутри их собственного сердца удивит их в тебе и они верно познают, что такое может быть только от Бога. Когда сам ты вымышляешь в мыслях слова нежные, ласковые, мысленно называя так супругу, то не удивляйся, что тотчас увидишь от нее неожиданно нежную реакцию к тебе уже делом. Таковы жены, их Господь создал, как бы сердцем семьи - тотчас реагируют на движения сердца мужа.
Вообще же нам, семейным, следует возрастать в Боге через смиренную любовь к членам своей семьи в первую очередь, а научившись на них, потом это распространить и на других людей. Мне духовник говорил иногда, что лучше следует у людей изменять мысли, нежели пытаться переубедить их словом, когда они не расположены к этому. А как действовать на мысли близкого? - в сердце своем (мыслях, чувствах, желаниях) изобретать для них добрые интенции. Бог же, слыша твое сердце, пошлет им не только ощущение этого, но даст и благодать исправления.
Я уже писал тебе, что ты должен быть благодарен Богу за заботливую жену. Можешь просить Его о том, чтобы она была близкой помощницей твоей и в делах духовной жизни и даже -инициатором ее.  Как было бы прекрасно, например, вместе изучать Новый Завет, обмениваться мыслями, чувствами, перед сном читать кое-что вместе, хотя бы из художественной литературы и т.д. и т.п.
Мучения от чувства вины имеют часто ту же причину, что и хульные помыслы - не стоит на это обращать внимания - и сразу все улетучится. Опыт. (Сначала бес подталкивает к дурному поступку, а когда успеет в этом, то навевает нескончаемое чувство вины и мучение от содеянного).
Какой-то из святых советовал в случае искушения выйти срочно из квартиры, якобы по какому-то поводу,  и побыть некоторое время наедине, почитав, например, Розарий. Таким образом можно миновать всплеска гнева, злобы или ругани. Когда, например, вдруг возникла сильная тошнота, то бежишь сразу в туалет, чтобы, если придется, то вырвать: также следует нам поступать и когда подпирает какое- либо искушение, - его ведь тоже чувствуешь, подобно набегающей тошноты.
Маме напиши крупными буквами на картонке краткие молитвы, например: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Господи Иисусе Христе, помилуй нас!  Мать Пресвятая Богородица, помоги нам!
На другой карточке молитвы: Отче наш и Радуйся Мария.
Если мама захочет, то пусть держит их на виду, или где ей удобно, чтобы всякий раз ими пользоваться, когда захочет.
О ревности не думай. Проси иногда жену какого-либо совета в какой-либо маленькой-маленькой(!) помощи маме. Увидишь, что от нее исходит именно добро. Мама одинока и терпит скорби, а это принимает Господь порой сильнее всякой молитвы. У Господа много способов спасти человека, у нас только один - смиренная любовь. Будь потому спокоен. Если ты любишь Господа Иисуса Христа, то всех дорогих тебе людей Господь спасет, но таким образом, каким Сам знает. От нас же часто это сокрыто. Не всегда нам полезно знать все. Таковое будет для нас только на Небе. Слава Его Бездонному Милосердию!

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/05/1180