Росси

Константин Рыжов
Карл Иванович Росси, как его называли в России (или Карло Антонио де Росси, как его именовали на родине) родился  в декабре 1775 (или 1777) года. Место его рождения и национальность матери (немка или итальянка?) не известны. Также ничего не знаем мы об отце будущего архитектора – венецианском дворянине.
Предполагают, что детские годы Росси прошли в Неаполе, где его мать  находилась на службе в качестве танцовщицы. В 1785 г. семья мальчика (мать Гертруда и отчим Ле Пик) перебралась в Петербург, заключив выгодный контракт с Дирекцией императорских театров. Учителем и наставником юного России был известный в то время в России архитектор Бренна (также итальянец по происхождению). В 1796 г. он  получил при нем место чертежника. В 1801 г. Росси отправился в Париж, где завершил свое образование. По возвращении в 1805 г. в Петербург он был принят на государственную службу в звании архитектора с годовым окладом 1200 рублей. Вплоть до 1813 г. он работал в основном в Твери. Первой крупной работой Росси в столице стала перестройка дворца на Елагином острове, переданного в 1817 году вдовствующей императрице Марии Федоровне. В 1816 г. Росси поручили разработать проект дворца для великого князя Михаила Павловича. Строительство началось в 1819 г.  и завершилось осенью 1825 (http://proza.ru/2012/10/05/212) (http://proza.ru/2012/10/05/214).

Вершиной творчества Росси стал ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге. Первым по времени появился  здесь императорский, барочный по своему духу Зимний дворец, возведенный Растрелли в 1754-1762. В 1779 г. по проекту Фельтена в западной части площади было построено по дуге три однотипных здания, в которых затем расположился Главный штаб. В начале XIX века Захаров начал перестройку Адмиралтейства. Все эти сооружения были выполнены в разных стилях и не образовывали единого ансамбля.  В 1819 г.  создали специальную комиссию «для устроения правильной  противу Зимнего дворца площади». В следующем году ее возглавил Росси.  Он предложил включить все находившиеся на площади ведомственные сооружения (три упомянутых здания Главного штаба, а так же здания двух министерств – финансов и иностранных дел) в комплекс в виде огромной дуги, раскрытой в сторону Зимнего дворца. А чтобы здания министерств и Главного штаба представляли собой единое целое, Росси решил объединить их триумфальной аркой, которая оформила парадный въезд на площадь со стороны Луговой-Миллионной улицы. При этом архитектор повторил в своем ансамбле масштаб, этажность и горизонтальные членения Зимнего дворца. Верхние два этажа, как и в Зимнем дворце, он объединил ордером, но не по всему фасаду, а только в средней части и в крыльях (http://proza.ru/2012/10/05/219).

Помимо Дворцовой площади Росси осуществил грандиозную перестройку в той части Петербурга, где началось возведение Александрийского театра (http://proza.ru/2012/10/05/220). Под новый театр был отведен большой участок в центре Санкт-Петербурга, имевший до этого хаотическую застройку. Казна затратила до миллиона рублей на выкуп земельных участков, находившихся в частном владении. Составление генерального плана перестройки квартала было предоставлено Росси. Он решил создать перед фасадом будущего театра обширную площадь, раскрытую к Невскому проспекту. Обрамлением ее послужили возведенные Росси  павильоны Аничкова дворца  и длинный фасад Публичной библиотеки.  Они служат аккомпанементом и фоном, на котором  выделяется торжественностью, парадностью здание самого театра. Вторая площадь была обращена к Фонтанке у Чернышова моста. Обе площади соединила парадного вида  Театральная улица (ныне улица Росси), образованная двумя подобными друг другу зданиями (министерства просвещения и министерства внутренних дел), чьи длинные фасады тянутся от театра до Чернышевой площади.
 
В 1829 г. Росси предложил  проект  ансамбля правительственных учреждений – Сената и Синода на Сенатской площади. С востока эта площадь оформлялась строгим боковым фасадом здания Главного адмиралтейства, но с противоположной стороны была застроена маловыразительными домами, не соответствовавшими ее центральному положению. В одном из них размещался Сенат, в другом – Синод. Перестройка, осуществленная Росси, придала им необходимую торжественность и величавость (http://proza.ru/2012/10/05/225).

Следует отметить, что в своей совокупности все ансамбли, возведенные Росси в Петербурге, составляют единую пространственную композицию – парадную анфиладу центральных площадей, протянувшихся  более чем на километр вдоль Невы, и более чем на два километра вдоль Невского проспекта. Ни один другой европейский архитектор, кроме Рена, не оказал такого огромного влияния на формирование облика столицы своей страны.

Последние годы жизни  великого зодчего были необычайно тяжелы из-за болезней и постоянной нехватки денег. Умер Росси в крайней бедности в апреле  1849 г. Лишь немногие газеты почтили его память сдержанным некрологом.

Классицизм    http://proza.ru/2010/07/18/213