Шанс. Пьеса

Рахний Александр
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ МИНИАТЮРА

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Федор, известный режиссер, продюсер
Александр, начинающий сценарист
Официант

Наше время.
Уютный уголок ресторана-бистро, обустроенного в восточном стиле. Звучит приятная фоновая музыка. На столе, на специальном держателе, расположено стандартное экспресс-меню.
За столиком сидят Федор и Александр, пьют чай.
Федор. У Вас нет шансов. К сожалению или же к счастью, но все же нет.
Александр. Предположим это так и есть. Но как Вы определяете – по взгляду, по манере говорить или же по цвету чая? (пауза) Извините, но Вы ведь меня совсем не знаете!
Федор. Это не обязательно. Достаточно знать коньюнктуру рынка. А в этом-то я профи.
Александр (настойчиво смотрит на собеседника). Именно поэтому я и обратился к Вам
Федор достает портсигар, закуривает.
Федор. Я согласился встретиться с Вами лишь потому, что меня попросили об этом уважаемые люди. Но мне кажется, мы зря теряем время.
Александр. Так не будем же его терять, а приступим к делу. (Искренне улыбается) Кстати, Вам уже «кажется», Вы не столь категоричны… Это хороший признак.
Пауза
Федор (с ухмылкой выпускает дым изо рта. Присматривается к Александру). Ну, валяй.
Александр. Спасибо! (Протягивает лист бумаги). Вот мое резюме.
Федор (кладет резюме на стол, не читая). Что за образование у тебя? Не против, если мы перейдем на ты?
Александр. Ок. (небольшая пауза). Торгово-экономический. Коммерческая деятельность.
Федор. Тьфу ты. Ну, куда тебе! Да и возраст у тебя…
Александр. Мне уже, или всего лишь 35. Эт, смотря с какой стороны посмотреть (Улыбается).
Федор.  Да… для сценариста жизненный опыт – не помеха…(Задумчиво смотрит вдаль).
Александр. А в каком возрасте Вы сняли свой первый фильм?
Федор. Постарше тебя (небольшая пауза). Только до этого были упорные годы тренировок.
Александр. Я тоже не сидел на месте.
Федор. Ну, похвастай.
Александр. Хвастать тут нечем (Отпил глоток чая). Писал тексты, много текстов. Правда технических.
Федор. Поподробнее.
Александр. В компании «Фуршет» описывал как существующие, так и внедряемые бизнес-процессы.
Федор вопросительно посмотрел на Александра.
«Фуршет» - это оптово-розничная сеть. Больше 100 магазинов в Украине и Молдове. Я работал в центральном офисе  - анализировал и описывал принципы взаимодействия между объектами системы. Грубо говоря - создавал инструкции…
Федор. …или же сценарии поведения.
Александр. Я этого не понимал, пока не попал на прямые эфиры на СТБ.
Федор. Так ты с Украины?? Хохол! (Разводя руки) Ну так это ж другое дело!! Что ж ты сразу-то не сказал!
Александр обнадеживающе улыбнулся.
Федор(с ухмылкой).Там много талантливых людей, но только не сценаристов. Разве что Курков, и тот родом из России.
Александр опустил глаза.
Подходит Официант, меняет пепельницу, уходит.
Ну, ну! Так что там на СТБ?
Александр. Я был очарован слаженностью действий участников съемочного процесса. Нужно отметить, что я с детства люблю порядок в любых его проявлениях. А тут такая махина, и функционирует мало того что успешно, к тому же еще и красиво. И красота эта как в снимаемом материале, так и в самом процессе, которого по ту сторону экрана не видно!!! Это было для меня сродни откровению.
Федор. И что? (смотрит резюме)
Александр. Я влюбился в этот процесс с осознанием того, какая колоссальная работа проделывается, чтобы все было на мази. И в тот момент я захотел быть его частью. Так захотел, как в детстве хотел петь на сцене.
И преград не было, и было все легко – тогда я устраивал часовые «скамеечные» концерты под гитару: дворовые, блатные, Цой, Машина Времени, Никольский – все подряд. И свои песенки пописывал. Кайф неимоверный!
Федор. Че ж в артисты не подался?
Александр. Хотел было, да мама отговорила. Подался в торгаши.
Федор. Я смотрю, довольно таки успешно, если не обманываешь?
Александр. А смысл? От продавца до директора магазина протрубил – потом этот цельный опыт ой как пригодился в «Фуршете»! Да и не только.
Магазин этот находился в элитном районе Киева и за пять лет мне довелось повстречать множество известных людей – ко многим мы доставляли продукцию на дом.
Федор закуривает.
Я на практике получил подтверждение своего убеждения, вынесенного еще с детства: все люди одинаковые  - известные и неизвестные. У тех и у других две руки и две ноги, если повезет, и одна голова – круглая. И не может быть, чтобы я не смог быть таким как они – известным и успешным.
Федор(выпуская дым). И что, стал?
Александр. В том то и дело что нет. Ко мне пришло другое понимание – не вычитанное, а вылезшее откуда-то изнутри меня: «Нужно заниматься любимым делом!!!» Спасибо СТБ, напомнил мне об этом.
Официант меняет пепельницу.
Я понял: моя работа в Фуршете и работа сценариста на телевидении, в кино – есть одно и  то же – создание четкой системы взаимоотношений объектов. С той лишь разницей, что на экране есть жизнь, а в магазине – лишь сухая инструкция.
Федор. Лихо ты завернул. А что, вон тот официант, что несколько раз уже менял нам пепельницу – тоже по инструкции работает?
Александр. Скорее, он Вас узнал и старается быть предельно вежливым. Здесь есть человеческий фактор, мотивация. Это еще не кино, но уже и не инструкция.
Федор. А чего для кино не хватает?
Александр. Идеи. Вот если бы этому юному официанту хозяин ресторана, по совместительству его отец, препятствовал страстному желанию обучаться в киношколе, желая чтобы сын продолжил семейное дело, то ситуация с его повышенным вниманием к нашему столику приобрела бы более увлекательную форму.
Федор. А его товарищ, успешно поступивший в эту школу, рассказывал бы как там интересно, а девушка тупо хотела выйти замуж за бизнес его папы, умело скрывая свои истинные намерения.
Александр (улыбаясь). И он, противясь воле отца, уходит в «свободное плавание» без гроша за душой…
Федор (смеется). Да, да, это уже похоже на кино.
Федор жестом подзывает официанта. Тот вмиг появляется.
Федор. Еще чай, пожалуйста.
Официант кивает и уходит. Федор смотрит резюме.
Федор. Ты и стихи пишешь?
Александр. Есть парочку изданных сборников. Они то мне и помогают оживлять текст. (небольшая пауза). Наверное… я так думаю…
Федор. Что за стихи?
Александр. Они у меня не совсем стихи. Точнее, я бы сказал, не очень поэтичны. В основном философские и любовная лирика.
Федор. Как это не поэтичны?
Александр. Местами совсем не понятны, а местами так понятны, что аж скучно.
Федор. Ладно тебе, раскритиковался. Прочитать можешь?
Александр. Не читаю. Нет ораторских талантов.
Федор. Плохо. Без питчинга сценарист как сапожник без качественного обувного крема.
Александр. Ладно. Вот, например, такой:
Делом струится время
И подытожив ряд
Пробуешь новое стремя
Мыслями, наугад

В воздухе шаришь руками
Вот они – грива, седло
Долгими вечерами
Виделось мне оно

Близость нового бега –
Конь мой, давай, лети!!!
А надо мною небо…
А подо мной – ни зги…

Слышишь, родной мой, братец
Лучший из всех коней!
Вместо бешеных скачек
Ты отвези меня к ней.

Федор. Неплохо. Чего ты стесняешься?
Подходит Официант.
Официант. Пожалуйста, ваш чай. Пепельницу сменить?
Федор (резко). Да, нет. Спасибо.
Официант, несколько смутившись, уходит.
Александр. Федор, а Вы рано поняли, что кино это ваше?
Федор. Где-то на первом курсе ВГИКа.
Александр. И никогда не сомневались в выборе?
Федор (наливает чай, задумчиво). Отчего же, было дело. В начале 90-х, когда брался за новое для нас направление. Никто не помог, не подсказал. Пришлось все делать на свой страх и риск.
Александр. Вот и я так хочу, хоть дело и не ново.
Федор. На самом деле высококлассных сценаристов, настоящих профессионалов своего дела в России, да и во всем СНГ сегодня очень мало – раз-два и обчелся (попивает чай). Но пробиться, доказать свою принадлежность к этому ограниченному кругу людей очень сложно. Практически невозможно.
Читает резюме.
«Лауреат литературного конкурса «Северная звезда – 2011» в номинации «проза» (Петрозаводск, Россия).
Вошел в лонг-лист Международного конкурса драматургов «Евразия – 2012» (Екатеринбург, Россия) с пьесой «Свет в конце туннеля».

Это все ерунда.
Александр (уныло). Так что, у меня все-таки нет шансов?
Федор. Шансы есть всегда… Слышал о «Главкино»?
Александр. Да. Крупнейший киноконцерн.
Федор. Так вот. «Главкино» объявлен международный конкурс на получение гранта имени Сергея Бондарчука для обучения в New York Film Academy.
(Смотрит в упор на собеседника, делает утвердительный кивок). Пробуй.
Федор закрывает портсигар, ложит в сумку, собираясь уходить.
Официант спешит к столику.
Официант (обращаясь к Федору). Извините, можно Вас спросить?
Федор. Да, что?
Официант. Я собираюсь идти учиться на режиссера. Посоветуйте, пожалуйста, в какую киноакадемию лучше поступать?
Федор и Александр значительно переглядываются. Их лица расплываются в довольных улыбках.

2012