Жили ли бургунды на Азове

Георгий Тележко
Много уже нашлось "двойников" у племён рубежа эр, называемых исторической наукой германцами. Большая часть этих двойников обитала за некоторое время до появления германцев на исторической арене на Ближнем Востоке и на Балканах. Многие племена ещё не проявили своей предыстории, некоторые из них были весьма многочисленными и играли значительную роль в историческом развитии Западной Европы.

Одним из таких племен для меня до нынешнего дня оставались бургунды. Они особо привлекали моё внимание в связи с тем, что первоначальная территория их расселения – Балтийское побережье у устьев Одры и Вислы – коррелировала с территорией распространения Оксывской археологической культуры. Пишут, что носители этой культуры за время её развития с II в до н.э. по I  в. н.э. вели себя довольно экспансивно по отношению к племенам местной Поморской культуры и вынудили племена Пшеворской культуры подвинуться на юго-восток.

Считается, что до этого времени бургунды обитали на юге Скандинавии и на острове Бургундхольм (ныне Борнхольм), а затем вместе с другими племенами готского круга мигрировали на южное побережье Балтийского моря (в I в. именуемого Сарматским). Это обосновывается археологически в виде появления "кругов камней", более позднего на южном побережье, нежели на северном. То есть люди, строившие эти ритуальные круги, перебравшись на материк, привезли этот обычай с собой. Всё логично.

Однако полной уверенности в научном мире относительно родины бургундов всё-таки нет. В комментариях Е.Ч. Скржинской к "Гетике" готского историка VI в. Иордана она пишет о проблеме мест обитания бургундов следующее (цитирую выборочно, чтобы не перегружать внимание деталями, не имеющими к теме отношения):

"Относительно племени бургундов в науке возник несколько запутанный вопрос: жили ли бургунды или какая-то их часть на берегах Азовского моря? Вопрос был вызван упоминанием о буругундах – Bourougoundoi – в сочинении Агафия (Agath., V, 11) и об уругундах – Ourougowndoi – у Зосима (Zos., I, 27, 1; 31, 1).Плиний (Plin., IV, 99) и Птолемей (Ptol., II, 11, 18; III, 5, 20), называя бургундов (Burgodiones, Bourgountes), имели в виду это племя еще в период его северных передвижений (около Одера и Вислы). Позднее называл бургундов (бургундиев) – уже на Рейне – Аммиан Марцеллин (Burgundii; Amm. Marc., XVII, 2, 5; XXVIII, 5, 9), говоря о пограничных камнях между землями аламаннов и бургундов... Орозий, сообщениями которого пользовался Иордан, рассказал о военных планах Валентиниана в отношении саксов и бургундов (Burgundiones, – Oros., VII, 32, 10—12).
Прокопий равным образом имел в виду бургундов-германцев, говоря об их расселении к югу от турингов, где бургунды (Bourgoudziwnes; Bell. Goth., I, 12, 11) жили издревле,.. и представляли вместе со свавами и аламаннами крупную силу..."

Перечислим приведённые этнонимы в хронологическом порядке:
- бургодионы (Плиний Старший);
- бургунты (Птолемей);
- бургунды (Аммиан Марцеллин);
- бургундионы (Павел Орозий);
- уругунды (Зосим);
- бургудзионы (Прокопий Кесарийский);
- буругунды (Агафий Миринейский).

Продолжаю цитирование Е.Ч. Скржинской:

"Наоборот, Зосим и Агафий ведут речь о южных, причерноморских племенах. Однако, если у Зосима «уругунды» сочетаются с готами (а также с карпами и боранами) в рассказе о морских набегах этих племен на прибрежные владения империи, то у Агафия совершенно ясно сказано, что «буругунды» принадлежат к общему «роду гуннов», который с древности жил на восточном побережье Мэотиды и распространялся к северу от Танаиса... Гораздо более вероятно, что «бургунды» Агафия были гуннами и что бургунды-германцы не заходили к Азовскому морю (тем более к его восточным берегам). Ввиду этого добавим следующее соображение: в сочинении Агафия наряду с только что упомянутыми «бургундами» на Мэотиде (Agath., V, 11) называются еще «бургудзионы» (Bourgoudziwnes), – (Ibid., I, 3); о них-то автор определенно говорит как о готах. Он рассказывает, что франкский король Хлодомер, сын Хлодвига, пошел войной на бургундов («бургудзионов») – «готское племя»... Следовательно, Агафий в своем труде говорит о двух разных племенах: в одном месте он называет «бургундов» в числе гуннских племен у Мэотиды, в другом месте упоминает «бургудзионов» как «готское племя», участвовавшее в войне с франками. Интересно отметить разницу в наименовании этих двух племен у Агафия и некоторое сходство названия, которое он дает бургундам-германцам, с названием, которое дано у франкского историка."

"Франкский историк" – это Григорий Турский, называвший противников франков бургундионами: «Burgundiones» (Greg. Turon. Hist. Franc., III, 6).

В перечисленных вариантах этнонима (или этнонимов) обращают на себя внимание два обстоятельства. Первое – этноним встречается как с формантом "-ион", так и без него. Второе – в варианте Зосима в начале этнонима отсутствует звук [б]. Примем к сведению возможность того, что мы имеем дело с названиями ДВУХ разных племён: гуннского и германского. Гуннское племя названо Зосимом и Агафием уругундами и буругундами, соответственно. Германское племя названо вышеперечисленными авторами бургодионами, бургунтами, бургунтами/бургундами, бургундионами и бургудзионами.

Заметим, что формант "-ион" встречается только в части названий предположительно германского племени бургундов, в названиях предположительно гуннского племени его нет. Что нам может дать этот факт?

Если обратиться к морфологии древнегреческого языка, то мы увидим, что формант "-ион" означает "происхождение от", типа отчества, напр., Зевс Кронион – "Зевс Кронович". "Бургундион", если это слово образовано по древнегреческим правилам, означает нечто вроде "бургундовца", "бургундёнка". То есть, даже если бургунды – гуннское племя, то бургундионы могут быть "ушедшей в отрыв" частью этого племени. Племенной союз гуннов был полиэтничным. Известно, что какая-то часть гуннов и готы хорошо понимали языки друг друга и заимствовали друг у друга имена. Поэтому даже в случае ДВУХ племён нельзя исключать возможности исторической связи между германскими бургундионами-бургундами севера Европы и гуннскими буругундами-уругундами Меотиды.

Пропал ли звук [б] у Зосима (или при переписывании его работ), или кто-то добавил звук [б] в труде Агафия, сказать вряд ли кто может наверняка. Обратим внимание на другой звук – звук [н], который в наиболее ранней версии германского этнонима - у Плиния - отсутствует, равно как и впоследствии у Прокопия Кесарийского и у Агафия Миринейского. Без этого звука этноним имеет корень, весьма напоминающий слова языков алтайской группы со значением "орёл" (см. у М. Фасмера, статья "беркут"), чем, как я видел, уже воспользовались народные этимологи интернета (http://ziyadli.livejournal.com/938.html). Почему бы и не оказаться бургундам родственниками орлов-бургудов, тем более, что племя такое у калмыков было, а у бургундов гербы включали в рисунок орла (см. герб Бургундии до XIII в.)?

Ну а [н] тогда откуда в "бургундах"? Это так называемый "эпентетический" согласный, вставленный из соображений удобства произношения. Такой есть во многих среднеанглийских словах перед согласными звуками, есть и в русском "караНдаш", от тюркского "кара таш" – "чёрный камень".

Если всё так, то буква "бэ" в начале этнонима – правильная, потому что орлиная.

Я склоняюсь к мысли, что бургунды, как и многие другие племена, причисляемые к германцам, прибыли в Центральную Европу в ходе сарматской экспансии. А о возможном родстве части гуннов и части сарматов я уже писал раньше – в очерке "Несколько слов о гуннах". Прибыли они на север по Висле, у которой археологически наблюдается сгущение бургундских поселений (прошу извинить за качество карты в иллюстрации – потерял ссылку на источник!), расселились дальше по побережью, в основном, в западном направлении и какая-то часть, возможно, перебралась на какое-то время на острова и на юг Скандинавии. Серым цветом на маленькой карте обозначена область расселения бургундов в I в. н.э. Она рассекает область Пшеворской культуры, прочая часть которой приходится на область расселения вандалов (белый цвет на маленькой карте и заштрихованная область на большой карте). Поскольку в лесной зоне движение по рекам было наиболее эффективным способом передвижения, можно предполагать, что бургунды прошли по Висле сквозь территорию вандалов и расселились по побережью до Ютландии, потеснив вандалов к юго-востоку. Откуда потом они и пошли в разных направлениях обратно, воюя с другими варварами, и осели в конце концов на юге Франции, ибо северные моря оказались неприветливыми для бывших степняков.