Лодка похожая на нашу

Венеамин Страхов
Я проснулся рано. В спальнике было очень уютно, и вылезать из него не хотелось совершенно. Как раз так, как я люблю - когда чувствуешь что вокруг прохладно и свежо, а тебе в это время тепло и хорошо. Солнце неуверенно пробивалось сквозь зеленый тент палатки, под которым тяжелыми каплями собрался конденсат, и зудели не уставшие за ночь комары. Слабый ветер шевелил ветви сосен, и их тени мягко колебались по натянутой ткани. Мирно смотрел, размышлял о пустяках… Но вылезать все-таки нужно. Я не просто так решил встать рано.
Вылез из спальника, зябко поежился, посмотрел на мирно спящих друзей, немного с завистью, немного снисходительно, натянул куртку и полез к выходу. Как ни старался – несколько капель с тента скатились за шиворот.
Снаружи было замечательно. Набиравшее силу солнце приветливо смотрело из-за излучины и разгоняло туман, стелящийся по реке. Вода на всплесках небольшого порога, шумевшего метрах в пятидесяти бликовала отраженным светом. Воздух был чистым и свежим, бодрость такая – что хоть зарядку делай.
Я подошел к нашей байдарке. Да…дело дрянь. Присел на корточки рядом, поковырял, примерился и задумался, как быть дальше. А было все вот как.
Несколько дней назад мы начали наш первый собственный поход в Карелию. С тех пор произошло множество событий, которые с трудом укладывались в такой ограниченный промежуток времени. Нас трое – я и два Санька, один из которых имеет кличку Американец, другой – Русик. С первого же дня приключения не оставляли нас ни на минуту. Сначала сбор байдарки в полной темноте и поиск места ночлега на ночном озере. Крушение в первый же нормальный сплавной день. Переломанная рама, утопленное весло, дыры в шкуре, коих я сроду не видал. А на воде-то – уже больше десяти лет. После того как в самом начале путешествия мы чуть не лишились судна, мы долго размышляли – а не знак ли это, что нам лучше уехать домой, пока не поздно, ведь дальше населенки нет. Решали-решали, потом подумали, что нужно все-таки ехать вперед, но все обносить, потом случайно искупались в пороге, потом решили, что идем все, с порогами, а там – как сложится.
Складывалось по-разному. На веслах были я и Американец, Рус, как считалось, утопил весло в первом пороге и поэтому сидел пассажиром, «собакой», как мы иногда говорили. Было очень весело – купались, загорали, делали, что хотели. На реке было пусто – дело шло к сентябрю и основной сезон уже прошел. Обычно раза два в день мы вместе с лодкой полностью уходили под воду. Даже когда мы научились сносно управлять, это было неизбежно. Фартука у нас не было, а валы в порогах были значительные. Попал в парочку – и вот в байдарке ванна. Как-то справлялись, хотя и дырявились ежедневно.
Вчера под конец сплавного дня (который кончился сильно раньше ожидаемого) Русик взбунтовался. Он заявил, что тоже хочет грести в пороге, что еще неизвестно он ли или Американец утопил весло и вообще, что кульком сидеть больше не хочет. В его словах было достаточно справедливости, чтобы передать весло хотя бы на один порог, что мы и сделали. Тем более порог-то плевый.
Не знаю, что случилось с нами посреди струи, но такое ощущение, что с какого-то момента мы полностью потеряли управление, поймали все камни и, в конце концов, полубоком выбрались на спокойную воду, но это было только начало. Байдарка стремительно опускалась под воду, как будто ее располосовало топором. Мы, наученные опытом предыдущих дней,  по-быстрому выпрыгнули из нее и отбуксировались к берегу. Вытащили вещи, вытащили саму байдарку… Что же – только разрезов сантиметров по 15-20 не меньше трех. Надо было останавливаться. Нам повезло – почти впритык к порогу была отличная стоянка.
Я высказал предложение в этот день ничего с лодкой не делать и предложил завтра утром все сделать самому. Я вообще у нас вроде как и адмирал, из-за большого опыта (мало применимого, правда, здесь), хотя байдарка и Американца. Но он, как выяснилось, пороги на ней проходил впервые, как и я. Раньше по берегу носил, а я на надувной лодке сплавлялся. Идею все, ясное дело, поддержали и спокойно отдыхали вечер. Я тоже чувствовал себя замечательно, одна лишь мысль меня беспокоила, из-за которой я решил разобраться с байдаркой сам утром. Я помнил, что после последней починки клея оставалось весьма немного. Но был не уверен в этом. В хаосе ремнабора мог оказаться и еще один тюбик. В любом случае – утро вечера мудренее.

Принес ремнабор к поверженной и искалеченной нами байдарке и вытряс все его содержимое на игольник. Опасения мои оправдались. Заплат было полно, были также ножницы, иглы и нитки, но клей едва сохранился в изжеванной жести разноцветных тюбиков. И как быть – иголкой дыры зашивать и смолой пропитывать что ли?  Ситуация…Ладно, попробую разобраться исходя из имеющихся ресурсов.
Приклеил первую заплату, с трудом выдавил остатки на вторую, а вот на третью  (а ведь еще старые подклеить, мелочь всякая – жесть!) похоже клея не оставалось. Буквально несколько капель. Минутный ступор. Быстрое решение. Пока не присохли предыдущие заплаты – отдираю их, соскребаю щепочкой все, что можно соскрести, вымазываю на последнюю заплату – быстро прикладываю к дырам, и с глаз долой прикрываю пенкой и нагружаю камнями. Интересно, что из этого выйдет. Ощущение это не покидает меня с первого дня похода.   
Русик с Американцем зашевелились в палатке. Все, начинается новый день. Кричу:
- Давайте, вылезайте уже! Я эту чудесную лодку уже полтора часа клею. Пора завтрак готовить.
-  И чего, как лодка? – сонно спрашивает Русик.
- Посмотрим, вроде заклеил, а там - на воде увидим. С такими, как мы вообще можно чего угодно ждать уже за следующим поворотом.
- Так в этом вся и суть.
- Я тоже так думаю. Наш стиль.
- Наш стиль предполагает, что мы куда-нибудь доедем? – интересуется Американец.
- Наш стиль – это ничего не предполагать. Чистое творчество.
- ОК, я за, терять все равно нечего.
Вылезает Американец, за ним вскоре и Русик. Разжигаем костер, кипятим чай и варим кашу, едим, начинаем собираться. Пока таскали гермы к воде Американец все-таки решил прояснить положение:
 - Слуш, ты вчера вроде говорил, что клея не много, дыры огромные, как клеить непонятно и вообще ад и дичь. Дыры я и сам видел – это конечно что-то с чем-то, а в остальном-то как дела обстоят?
- Дела обстоят тяжко, даже я бы сказал хреново. Я истратил последний клей и приклеил заплаты не так чтобы очень. Видели бы нормальные туристы, как они приляпаны – они бы решили, что так плыть невозможно. А мы сейчас посмотрим, возможно или нет.
- То есть, если все будет как вчера, то больше мы никуда не поплывем?
- Вроде того. Не может же быть каждый день как вчера.
- Не, погодите, а чего тогда – вдоль реки по лесу шарить?Тут и пару километров пройдешь – откинешься – Русик забеспокоился.
- Если серьезно, тогда лучше напрямик через лес, выйти к просеке какой-нибудь или дороге и выбираться до более оживленных мест. Или тут зимовать – как Семен Дежнев.
- Как Семен Дежнев это конечно неплохо, но вообще надо постараться аккуратнее – Американец у нас часто Капитан Очевидность.
- ОК, Санек, так и поступим.
Смеемся.

Встали на воду относительно рано. Вскоре должен был быть серьезный порог. Вчера хотели на нем встать, но не дошли…Хмыкаю про себя. Серьезный порог. Еще в начале лета на своей лодке я бы такой даже чуть заметил, а здесь у нас каждый, как последний. Есть в этом своя прелесть.
Гребли мы неспешно – торопиться было некуда. Вода просачивалась в лодку, но очень медленно, может, это вообще натекало с весел. Погода отличная – красотища! К концу августа в Карелии все уже готовится к осени. Листья желтеют, темнеют ели и сосны, воздух особенный, который не бывает ни весной, ни летом. Река пока спокойна, петляет между лесов в невысоких каменистых берегах. Но вот за очередной излучиной мы слышим далекий шум. Скоро уже порог – не пропустить бы ориентиры. Впечататься туда без просмотра из-за угла для нас смерти подобно. Мы и так очень часто играем в лотерею.
Пристали. Смотрим. Я понимаю, что для нас это, похоже, слишком. Американец тоже это понимает. Пытаемся найти нормальную линию движения, но в результате соглашаемся, что в нашем случае лучше просто держаться струи, потому что маневры чреваты. Здесь уж точно если сядешь поперек на камень, то сломаешь лодку пополам. Для виду обсуждаем вариант обноса, но быстро соглашаемся, что это неправильно, тяжело и вообще нам не подходит. Больше всех протестует Русик – он уверен, что все будет отлично. Можно согласиться. Хотя все таки немного боязно. Мы столько раз шли ко дну в более простых случаях, а ведь клеиться больше нечем.
Возвращаемся к байдарке, сосредоточенно садимся, проводим ритуал – хлопаем по вещам, устойчиво ли лежат, перекладываем всякую мелочь, в конце концов хлопаем по одежде для бодрости. Отчаливаем. Как-то сразу сама собой родилась песня.  Причем настроение было отличное, а пели мы как будто уже шли ко дну.
- «Я помню тот Ванинский порт…»
Американец (он спереди сидит) кричит:
- Правее, не входим!
- Впереде! Вперед! Разгоняемся!
- Сносит!
- «Будь проклята ты Колыма…»
Все, началось. Я сижу на корме, но второй вал докатился и до меня, мы сразу очень серьезно осели. Еще пара – и опустились в воду по борта. Болтает неистово, заливает со всех сторон, управление потеряно.  Ну не бред ли ехать без фартука!
 - Вперед! Вперед!
- Да хрена ли вперед, она вообще не двигается!
 - Греби!
Байдарка лениво пытается перевернуться, но мы не даем, начинают выплывать гермомешки и отдельные пакеты. Откуда они только берутся – всегда вроде пытаемся без них упаковаться. Нас выносит в круглый отстойник, где почти нет течения, и мы титаническими усилиями приползаем к берегу. Плаваем за вещами. Русик вычерпывает воду котлом. Из серьезных потерь – окончательно размокла карта (я думал, что убрал ее в последний момент, а я забыл), а соль в пластиковой банке превратилась в рассол. Все остальное вроде на месте. Даже похоже не продрались нигде – камни все залиты, ничего не цепляли. Ладно – каждый как последний – прошли и замечательно, эмоции до сих пор ходят в крови, руки подрагивают.
Справившись со спасением себя, судна и вещей сидим отдыхаем на огромном камне. Из под нас маленькими ручейками стекает вода. Все еще тепло, но погода явно ухудшается. Хмурится и поднимается ветер. Впереди еще один серьезный порог – непонятно, что нас там ждет, но пройти должны. Рассаживаемся, выдвигаемся.

Приближаемся. Все верно – каменный лоб по левому берегу с двумя высокими соснами над водой. Шумит. В детстве я восторженно кричал «Бурухтит!» при первом признаке порога. Приключение близилось. Я почитал по описанию – порог должен был быть интересным, а место было очень красивым. Почти выпрыгнул из байдарки и чуть не бегом отправился осматривать. По привычке взял весло с собой. Крикнул назад Русику, который выбирался последним:
- Вытащи лодку на берег, чтобы не снесло!
- Ладно.
- Только нормально, повыше, что наверняка.
- Да, щас все будет.
Не оборачиваясь, залезаю на скалу смотреть, что нам предстоит. Да, действительно круто. Еще посерьезнее предыдущего наверно… Автоматически смотрю на окончание порога, где река принимает хлопья пены и неспешно катится дальше. Вижу – там рафты и дым курится над лесом, люди собираются к выезду. Здорово. Первая группа на реке. Зову своих, и идем к ним. К нам выходит парень лет двадцати пяти, наверное, главный.
- Привет! Как, откуда сами?
- Да туристов везу коммерческим туром из Москвы, сам из Петрозаводска.
- Нормально все складывается?
- Ничего вроде, дождь был – некоторые раскисли немного, сейчас вроде нормально, довольные. Но, похоже, скоро опять ливанет. А вы откуда, поздно вроде идете?
Смотрю на небо – действительно, тучи сгущаются.
- Из Москвы, я, правда, в области живу. Практика была в июне-июле – только сейчас смогли выбраться.
- А, понятно, на чем едете?
- На байдарке – «Таймень». Побили всю с дуру. Слушай, кстати у вас клея нет? Мы весь потратили, а он нам очень нужен. Ни дня без дыры. Мы купить можем, потому что без него реально накрыться поход может.
Парень странно посмотрел на нас и было с чего. Картину мы и правда являли странную. Мокрые, с побитой лодкой, только втроем…Подумал и сказал:
- ОК, сейчас принесу, у нас его полно. А рафт тяжело пробить.
Принес два тюбика – я запихнул в карман.
- Спасибо большое, реально выручил. Теперь шансы доехать у нас растут.
- Вас подстраховать за порогом может?
Я думаю о том, как опять наверно поплывут наши вещи и склоняюсь склониться к помощи, но внезапно посмотрел на Русика. Он почти отвернулся на нас и сосредоточенно смотрел на порог и вдруг произнес, протянув руку к реке.
- Смотрите, байдарка пустая по порогу идет. На нашу похожа…
В голосе – не смешинки – просто констатация факта. Я смотрю на реку и правда. Наша! Лодка. Плывет. Пустая. В самой гуще порога. У американца и парня с коммерческой группы вытягиваются лица, я кричу:
 - Рус, ты че, реально идиот?! Это наша лодка! Я же сказал тебе вытащить ее нормально, чтоб не снесло! Как, как это вообще возможно?!
Лодка проносится мимо, волной  с нее смывает весло, которое лежало внутри. Парень только что давший нам клей похоже просто офигевает молча, даже чуть присел.
 - Да я вроде нормально вытащил, не знаю как так сложилось…
- Надо догонять вплавь. Погнали! – единственное, что могу сказать я.
Первым побежал Американец, за ним двинулся Рус, мгновением позже сорвался и я. Обернувшись, по дороге увидел, как туристы из коммерческой группы бросают свои дела и стягиваются к берегу в предвкушении интересного зрелища. Действительно, было на что посмотреть.
Лодка уже прошла основную ступень порога и теперь стремительно уносилась по быстротоку, покачиваясь на невысоких валах. Без нашего веса она была легкой, поэтому ее даже особенно не затопило. «Байдарка без нас справляется с препятствиями лучше» - мелькнуло у меня в голове. Впереди, догоняя байдарку, уверенно плыл Американец – он вообще пловец и легче всех экипирован. С большим отставанием, со спасжилетом, поднявшимся выше головы, подгребал Русик, болтаясь поплавком на валах. За ним поспешно плыл я.
Я постепенно настигал и Русика, и байдарку, но ситуация для меня складывалась плачевно. Мне приходилось плыть с веслом (последним из трех!) в руке, а это, прямо сказать, весьма неудобно, а тут еще начло водой срывать штаны. Они опустились до колен, потом до щиколоток и явно тянули ко дну. Главная мысль была скинуть их к черту и плыть так, не последние же, но только я захотел освободиться от них - молнией в голове промелькнуло слово «Клей!». В кармане! – два! – тюбика! – клея! С трудом добытого, который сейчас залог нашего завершения похода по воде. Штаны терять нельзя.
Пришлось ненадолго отпустить весло, нырнуть, натянуть штаны, схватить весло, проплыть с десяток метров и вновь. Кое-как я догнал Русика, но лодка была еще далеко. Тем временем Американец давно приплыл к байдарке и даже залез в нее, а дальше-то что – весел нет, течение несет. Он застыл на корме своего разбитого судна и смотрел на наше с Русом трепыхание.
- Сделай хоть что-нибудь! – кричу я ему натужно, потому что нужно куда-то девать эмоции. Опускаюсь сразу под воду с головой.
Американец начинает грести ладошками. Даже в таком положении мне смешно. На берегу творится какая-то истерия. Кто-то тащит рафт, чтобы нас спасать, кто-то причитает, кто-то неистово смеется и комментирует.
Кое-как уже после быстрины я доплыл до байдарки, взгромоздился на свое место. Американец пересел к себе на нос. Подобрали Русика, который изрядно обессилел и еле ввалился в байдарку.
 - Да…
Нас медленно проносит вдоль берегов. Мы молчим. Хороший расклад – это надо же настолько облажаться. В результате у нас побитая лодка, одно весло на всех, и уж посмешищем мы стали вселенским – точно. Мне как-то перехотелось адмиральствовать и пробовать вносить конструктив в происходящее. Прилег на корму, весло в руках – смотрю на сизое небо.

- Русик, доставай водовку – лениво говорю я
- Какую?
- Клюквенную…
- Кружки брать?
- Да ну их…
- Пацаны, а мы чего – не едем? – спрашивает Американец
- Да мне пока грести неохота. Чего там, торопиться нам уже особо некуда – отвечаю я.
- Но ведь мы вчера обозначили место стоянки – это еще километров 7-8, до вечера можно и не успеть такими темпами.
- И я о том же…
- И чего тогда?
- А ты водовку будешь?
- Нет, что за ерунда.
- Точно, ерунда, ну как хочешь. Прохладная, вкусная. А ты, Рус?
- Я-то да. А как-же!
- Ну и отлично.
Открываем. Много в чем меня можно упрекнуть, но пил водку на воде я впервые. Вообще это довольно гиблое дело. И к намеченному месту стоянки мы никак и правда не успеем. Можно и здесь заночевать – ничего страшного, места хорошие. Мне стало абсолютно все равно, я сделал еще пару глотков.
Нас несло дальше. Фраз было немного. Мы с Русиком сосредоточенно и неторопясь употребляли, Американец крутил головой.
- Слуш, ты реально грести не хочешь?
- Неа, не хочу.
- Давай тогда я погребу.
Я смеюсь. Такой груженой лодкой невозможно управлять да еще и двигать вперед, гребя на носу.
 - Пожалуйста – цепляй весло.
Санек гребет, лодка кружится, я смеюсь. В конце концов нас прибило к берегу, где мы зацепились за какие-то кусты. Вскоре пошел дождь, превратившийся через несколько минут в ливень. Мы заканчивали бутылку. Американец занервничал еще больше.
- Смотрите, мы сами по себе тонем. Дождем заливает и по щелям сочится.
- Ага.
- Еще наверно полчаса – минут сорок и мы прямо здесь на ровном месте ко дну пойдем.
-  Ничего, ни в первый, ни в последний раз.
Русик заворочался – эта идея ему тоже не понравилась.
- Можно кружкой вычерпывать воду…
- Можно, а можно и котелком, например.
Раздрай полный, у кустов сидеть совсем уныло. Толкаюсь от берега и нас снова медленно тащит по струе. Лениво смотрю по сторонам. Между лопаток, по груди, за ушами стекает ручейками вода. Шевелю пальцами ног – вода пузыриться в кедах. Слушайте, а что же это?!
По направлению моего взгляда смотрю не только я. Американец вроде бы тоже что-то увидел. Что-то поблескивает у кустов по правому борту. Блин! Я переглянулся с Американцем. Он протянул руку, а я одновременно заорал:
- Полный вперед! Крен на левый борт, держим равновесие.
Погреб, как неистовый. Полузатопленная байдарка слушалась очень плохо. Но слушалась.
- А что такое-то? – Русик
- Весло вроде, чтоб его! – Американец
- Не дергаемся, перевернет!
Малейший крен грозит переворотом нашей посудины. Добрались до кустов – и правда – весло! Американец его выуживает, и как-то сразу все становится на свои места. Просто значит наша звезда от нас не отступилась. Удача на нашей стороне. С одним веслом сплав бы стал мучением. А теперь…теперь все нормально, все хорошо даже! Классное было приключение. Мы сияем.
- Рус, реально цепляй котел и вычерпывай воду – он уже и сам его вынимает.
- Ну чего, тянем дальше? – Американец
- Давай так – сейчас все-таки останавливаемся, сушимся, отдыхаем, колобродим, а завтра – с новыми силами. Мы же считали – из графика не выбьемся, плюс у нас еще запасной день есть. ОК?
- Да, нормально – так и поступим.
Через час у нас стояла палатка, закипали котлы над костром, настроение было отличным, согласие полным. Все обернулось замечательно, мы часами обсуждали детали дня и отпускали все более смешные комментарии. Обсуждали весь поход, то, как нам классно и какие мы крутые. Как у коммерческих туристов глаза чуть на лоб не полезли при виде наших приключений, о том, что подумали бы об этом опытные люди, друзья, родственники. Постепенно темнело, а оптимизм только нарастал. Сохли вещи, трещали угли, шумели сосны. Русик стал героем дня.