Письмо 74. Не знания приближают к Богу

Александр Сорокин Российский
Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!

У меня есть радостная новость... Нам с женой сказали, что скоро наш курс катехизиса подойдет к концу. И мы станем членами католической общины.

Очень хочу уяснить для себя один очень важный вопрос, о котором мы с Вами говорили ещё в самом начале нашего общения. Хочу понять, почему всё-таки Вы считаете, что нужно стараться вообще не читать духовной литературы. А как же тогда возрастать в духе? Как подкреплять свою веру время от времени?

С любовью во Христе Иисусе,

Саша

16 октября 2010 года

Саша, дорогой, здравствуй!

Рад за тебя, что скоро примете воцерковление. Вот и будет радость. Теперь будете членами конкретной общины с полными правами во всех Святых Таинствах. Это такая радость - иметь возможность исповедоваться и причащаться хоть каждый день!

Дорогой мой, в "Повести" я пытался показать насколько вредным бывает упование на авторитеты: как на людские, так и на книжные. Может у меня это не очень выпукло получилось, хоть и хотел этого, т.к. вот ты, например, почерпнул оттуда боязнь к самодовольной молитве, к беспечному и безответственному близкому общению с кем ни попало, а об осторожности к беспечному чтению забыл. А ведь эта зараза мне более всего навредила: и мне и через меня моим близким.
Господа Иисуса Христа следует познавать не через книжки теологов и богословов, а 1)духом своим в Духе Святом через практику своей жизни по заповедям Христовым из любви к Нему; 2)духом своим через проникновение в Святое Его Евангелие Духом Святым; 3)духом своим через проникновение Духом Святым в опыт других свидетелей Христовых.
Чтение теологических сочинений, давая пищу душевному интеллекту, холодит сердце. От этого и происходит угашение радости, мира и теплых чувств к Богу и человекам.  Начиная опираться на интеллект (данность душевную), человек отталкивается от своего духа и становиться в зависимость от внешних знаний, что делает его скорее душевным автоматом, чем духовной личностью. Человек пытается через  получение знания приблизиться к Богу, в то время, как Бог сказал, что приблизиться к Нему возможно только через любовь к Иисусу Христу творением Его заповедей. Именно любовь к Нему позволяет человеку жить Его заповедями: "Если любите Меня, заповеди мои соблюдете".
Я, начитавшись, искал, какими подвигами  мне максимально можно угодить Богу, в то время как, если бы я опирался только на Евангелие, то старался бы прежде всего о том, как быть более ласковым и нежным и старался бы о возрастании этих качеств. Ибо чем нас в Евангелии  поражает Господь и Бог наш, Иисус Христос? - именно необычайной ласковостью и необыкновенной нежностью в отношениях с нами.

Когда я понял это, то вообще заказал себе всякое чтение духовной литературы, лишь изредка по особенному желанию позволяя себе прочитать немного из Евангелия и то очень редко, когда с необходимостью нужно было это, чтобы выяснить какой-то практический вопрос, с которым я столкнулся.
Через некоторое время после такой изоляции себя от "религиозного" чтения начинаешь ощущать работу духа и вольготность душевную. Это сладкое чувство помогает ценить свободу духа от порабощения интеллекта подобно тому, как мы ценим тишину, пресытившись повседневным шумом.
Стоит, подобно ап.Павлу,  бросить познание веры через внешнее чтение книг, и отдаться познанию веры своим духом через Духа Святого в любви к Иисусу Христу: 1) постоянным общением с Иисусом Христом, как со своим неотступным попутчиком; 2) ласковым и нежным общением с Отцом Небесным, единым с Ним; 3)  ласковым и нежным общением с Духом Святым в духе своем (помогая даже воображением, например, Святой Троицы Андрея Рублева), а также через таковое отношение к близким своим.
Наличие терпения обнаруживает действие в человеке благодати Духа Святого, которая, как заря день, предваряет сладость Его.


Привет Ю. с детками А. и О.

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/11/1474