Письмо 75. Милость сердца притягивает к Богу

Александр Сорокин Российский
19 октября 2010 года

Добрый день, Николай Павлович!

Да, пожалуй этот момент я в "Повести" и не уловил. Возможно, дополнение, которое Вы сделали в виде письма мне, будет весьма ценным. Возможно эту мысль нужно именно так выпукло подчекнуть.

Но ведь бывает не только теологическая литература. Бывает и то, что продиктовано самим Господом - записки Вассулы Райден, дневник Фаустины Ковальской. Да и тот же Фома Кемпийский - там идёт диалог с Господом Иисусом Христом. Вы имеете в виду лишь умствования на тему Божественного? Я так понял, что только это может вредить человеку, ибо отношения каждого человека с Богом индивидуальны.

...Ломаю голову уже не первый день. А зачем вообще нужна вера? Ведь если бы всё было очевидным - существование Бога, рая и ада, люди были бы более аккуратными в поступках. Или важней всего именно самостоятельные позывы души, без внешних факторов? Не очень понимаю, почему покаяние возможно только в физической жизни здесь. А если человек увидел Бога на том свете и его так глубоко озарило, что он всю жизнь делал зло? И раскаялся? Часто люди в силу воспитания не верят - выросли в атеистической среде. Трудно им переступить эту грань. На том свете, как говорится в Писании, столкнёмся лицом к лицу и это уже не будет верой. И человек уже не будет ничего желать, кроме Бога. Так почему же именно вера так важна? Ведь это, скорее, воспитательный вопрос, если, конечно, Бог сам не позвал человека. Воспитали в человеке веру - будет верить, а воспитали атеистом - пока Бог в душу настойчиво не постучиться, не поверит.
В общем, такие вопросы меня мучают.

И попадают ли животные в рай? Бессмертна ли их душа? Изредка заглянешь в глаза какому-нибудь умному и доброму пёсику и думаешь - и почему он не говорит? Вроде слова про ягнёнка и льва, которые будут возлежать рядом, в Библии есть. Или всё многообразие животных, все умершие за всю человеческую историю звери, даже самые умные и развитые, просто превратились в прах? Почему же у них такие умные глаза? Откуда это в них? Откуда индивидуальность, пусть не такая, как у человека, но всё же?

Извините, что опять с вопросами:)

С любовью во Христе Господе нашем,

Саша

21 октября 2010 года

Дорогой Саша, здравствуй!

Ты пишешь: "Но ведь бывает не только теологическая литература. Бывает и то, что продиктовано самим Господом - записки Вассулы Райден, дневник Фаустины Ковальской. Да и тот же Фома Кемпийский - там идёт диалог с Господом Иисусом Христом. Вы имеете в виду лишь умствования на тему Божественного? Я так понял, что только это может вредить человеку, ибо отношения каждого человека с Богом индивидуальны. "

Дорогой мой, в письме моем есть ответ на это: "Господа Иисуса Христа следует познавать не через книжки теологов и богословов, а 1)духом своим в Духе Святом через практику своей жизни по заповедям Христовым из любви к Нему; 2)духом своим через проникновение в Святое Его Евангелие Духом Святым; 3)духом своим через проникновение Духом Святым в опыт других свидетелей Христовых."
"Духом своим через проникновение Духом Святым в опыт других свидетелей Христовых". - свидетельствующих не из интеллектуальных размышлений, а из опыта общения с Иисусом Христом Духом Святым. Это свидетельства непосредственных откровений от Бога, как у св.Фаустины, Вассулы Риден, св.Бригитты Шведской, Габриелы Босси и т.д., так и свидетельства откровений Духа Святого, полученные опытом своей жизни, как у св.отцов Церкви (сюда можно отнести и Петра ИвАнова, и оптинских старцев, Гоголя, Достоевского и других, свидетельствовавших опытом своей жизни).
Я всюду включил слова: "духом своим через проникновение Духом Святым". Именно духом своим, а не интеллектуализированием; и не слепой медитацией или контемпляцией (созерцанием, подобно йоге), а в Духе Святом: когда познание приходит не в виде догадки или воображения, но через твердую уверенность, что именно так и должно быть в Иисусе Христе, Господе нашем (познание верой при доверии Иисусу Христу - оно всегда в полном согласии со св.Евангелием).

Бывает, что и св.Писание можно читать без пользы. Это когда читают ради того, чтобы освятиться или ради того, чтобы Бог сотворил то, о чем человек просит. Это уже скорее магию напоминает: читать, как заклинание.

Вот потому, чтобы почуять тишину души, почуять то, как при этом начинает работать дух твой, некоторые старцы советовали своим подопечным вообще на какое-то время оставить всякое "духовное"  и развлекательное чтение, а молиться очень кратко и своими словами: чтобы молитва шла из сердца.

"А зачем вообще нужна вера?".
Вера есть данность человеческой природы, данность его духа; подобно тому, как ум или чувство являются данностями души; а слух или осязание - данностями тела. Без веры человек не смог бы сделать и шага, ибо чтобы его сделать, нужно верить в то, что это получиться. Без веры невозможно никакое связное, нехаотическое поведение, а потому вера есть основа существования человека. Вера, как данность, для существования человека, как организма, есть вера органическая. Вера, как данность, для жизни человека, как личности, есть данность высшего характера и является Божественной добродетелью, т.е. даром Божьим. Вера эта есть благодать Духа Святого и потому является живой связью с Живым Богом. Называют ее верой в Бога. Человек, однако, по грехопадении, постепенно отходя от Бога, потерял ее. Жить же со свободной волей без веры в истинного Бога значит обрекать себя на неизбежные ошибки, т.е. - разрушать себя. Вот человек, чтобы сохранить в себе подобие личности, наученный дьяволом, вымыслил для себя целые системы верований, называемые религиями. Таковую веру в некоторое множество представлений точнее было бы называть лжеверой, т.к. в ней живая вера в Единого Бога заменяется в лучшем случае верой в некоторую систему представлений (включающую в себя Бога, как понятие: иудаизм, ислам, сектанство и внешневерование в христианстве) и в худшем случае вообще заменяя поклонение Творцу поклонением твари: языческие религии, суеверие, атеизм, агностицизм.
Такими создал нас Бог. Жить истинной жизнью возможно нам лишь с Самое Жизнью, т.е. в Боге. Бог - основа нашей жизни. Поэтому без веры в Бога жизни быть не может.
Условия среды накладывают отпечаток на человека. Например, он вырос в атеистической среде. Имеет ли такой человек шансы жить с Богом? Имеет. Бог лучше нас понимает возможности человека и посылает ему таковые условия. Чаще всего - это жизнь сердцем. Живой пример: Сухомлинский. Он считал себя неверующим, более того - коммунистом. А почитай его книги. Я, например, читая его книгу "Сердце отдаю детям", плачу. Господь дал этому человеку такую силу любви, что многим, называющим себя верующими, не лишним было бы у него поучиться.
Если человек, живший в этой жизни милостью своего сердца, увидит после смерти Иисуса Христа, разве он от Него отвернется? Нет. Узнав в Нем Того, Которого он исповедовал своим сердцем в жизни земной, он, думаю, притянется к Нему, как маленький магнит притягивается к большому: ни за что не соглашаясь уже оставить Его. Вот потому святые и говорили, что на Небе нас ждут полные неожиданности: мы увидим там тех, кого и не помышляли там увидеть; и не увидим там тех, кого наверное там собирались увидеть (располагая земными представлениями); например, увидим тех, кто на земле жили среди каких угодно религий; и не увидим некоторых из тех, кто родился и жил среди христиан.
Вера важна потому, что то, что очевидно, и так принимается за действительное. Ибо что тут верить, если и так все ясно? А вот, если не видишь и веруешь: тут уже требуется нечто очень существенное для человека. Не даром Тертулиан воскликнул: "Верую, ибо нелепо!". Когда не видишь и веруешь, проявляется уже не принуждение обстоятельствами, а собственное усилие, чаще всего опосредственное любовью. Ведь посмотри, с какой легкостью любящий принимает на веру то, что говорит ему возлюбленная: практически бесконтрольно. Потому и говорят: "Любовь слепа". Да истинная любовь ко Господу воистину слепа, потому что очами ее является ее возлюбленный Господь, но а тогда о ней можно сказать, что она самая зрячая из всех зрячих. Земная же, животная любовь к человеку действительно слепа, т.к. затмевает собой Бога, источника истинной жизни.

Животные не имеют бессмертной души. Согласно слову Божьему, Бог вдохнул Духа лишь в человека "и стал человек душею живою". Бог же отражается во всем сотворенном, а тем более в живой материи. Потому у них такие умные глаза - в них отражается Творец. И в индивидуальности - то же.

Привет Юлии с детками Алисой и Олей!

С любовью во Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/11/1577