Автор выражает свое, субъективное мнение. Но я уверен, в светлое завтра оно будет объективным.
Сказать просто, что весть о заявлении игумена Сергея Рыбко потрясло меня, не получится. Слишком много противоречивого в авторстве призыва к насилию. Давайте разберемся.
Итак, вчера в одной из православных газет было опубликован, можно сказать, манифест к прихожанам. Документ, разъясняющий верующим, как вести себя в определенной нынешним временем ситуации.
Игумен Сергей Рыбко проповедует Слово Божье в своеобразной среде. Он общается в большей степени с неформальной молодежью. К нему прислушиваются представители так называемых субкультур. Для большинства мирян он этим и известен. "Засветка" с известными рокерами придает авторитет самому пастырю, добавляет голоса в общем церковном хоре. Фаны Боба или Шевчука невольно обратят внимание на стоящего рядом с их кумирами бородатого, с объемным животиком дядьку в рясе. На фоне, как мантры произносимых сухими губами песен, вдруг послышится и слово Христово. А там и к прихожанам, хмурым теткам в платках до глаз, недалече. Что и надо пастырям.
Откуда такая тяга к неформальной среде? Сергей Рыбко позиционирует свое прошлое с Детьми Цветов. В середине семидесятых увлекся идеями движения хиппи и идеологией анархизма. Характерно, что оба направления подразумевают минимизацию влияния государства на формирование личности. Хиппи: человек должен быть свободным. А что, как не государственные структуры, подавляют личностною свободу. Анархисты: отмена государства как такового. На его смену приходит безгосударственное общество.
Первые боролись с государством в себе. Анархизм же больше тяготел к политической консолидации. Но и те, и другие находились под пристальным взглядом соответствующих служб. Они-то и укорачивали явных радикалов. Вот такая, занятная среда обитания вечного конфликта отцов и детей.
В ней-то и сформировались идеалы нынешнего проповедника вынужденного насилия. В те золотые времена свободы бунтарского духа внешность его носителя имела большое значение. Непременные атрибуты чрезмерно удлиненного волосяного покрова были опознавательным знаком "свой-чужой". И естественно, что часть "хиппующей" молодежи обратило свой ясный взор к сверкающим куполам. Внешнее сходство усиливалось духовным совпадением. Не случайно же Дети Цветов на полном серьезе рассуждают о первом Хиппи. Вот что по этому поводу говорит в одном из многочисленных интервью сам Рыбко:
"Движение хиппи было основано на христианских идеалах. Когда оно зарождалось, за основу был взят манифест францисканского монашеского ордена и принципы абсолютного нестяжания дервишей. Те отношения, которые были между нами — это действительно христианские отношения. Совершенно незнакомый человек мог тебя поселить у себя дома, дать тебе ключи, кормить и поить тебя, помогать всячески."
Естественно, что такая среда подпитывала в определенной степени и саму Церковь. Не один же Юрий Иосифович (реальное имя и отчество игумена) соединил Детей Цветов и Храм Божий. Есть данные, что до трети священнослужителей в советские времена в той или иной степени были связаны с субкультурой. Но большинство в последующем не так явно выпячивали свое прошлое.
А у Юрия Иосифовича, думаю, была причина. По зову сердца (а возможно и иному зову) укрепить неявную смычку Церкви и клокочущей Субкультуры. Показать, чуваки, мы свои в доску. Между нашими проповедями можем и постучать...на барабанах. А можем и "косуху" нацепить, да на "байк" свой явно наметившийся животик взгромоздить. Ребята ведутся. По приколу между огненными призывами Кинчева чередовать батюшкины слова. Или на подхвате, занемог барабанщик, а я тоже умею. Грустно все это, батюшка. По принципу: и чтец, и жнец, и на дуде игрец. А где Слово Божье, реальное, тихое? Вместо "Красное на черном".
Оцерковившись (модные ныне обороты), бывший хиппи, забывает свои юношеские идеалы мира и любви межу ближними. Не замечая явного противоречия между нынешним призывом и основой христианства, подчиняется агрессивной среде.
"В связи с участившимися нападениями на храмы и осквернением православных святынь прошу обращать внимание на подозрительных посетителей», - говорится в заявлении. «В случае намерения с их стороны каких-либо бесчинств, краж икон, мощей, особенно же попыток проникнуть на амвон и в алтарь, незамедлительно принимайте меры: громко зовите на помощь, обращайтесь к охранникам, не стесняйтесь своими силами остановить кощунников. Благословляю применять физическую силу", - призывает Рыбко.
Бывший хиппи, проповедник Слова Божьего, пастырь призывает своих прихожан к насилию. Это как? Это по-христиански? Благословляет на физическую силу. Христианин, явно разуверившийся в силе Слова Божьего. Или не умеющий доносить его до паствы? Забывший за ударной установкой о кротости и смирении. Забывший в суете мирской о своих юношеских идеалах. А были ли они у Юрия Иосифовича? Возможно, иные, темные силы руководили этим человеком. А сейчас они проникли под золотые своды?
Впрочем, игумен вспоминает юношеские идеи анархизма, начиная сомневаться в силе государства:
"Никто, кроме нас, не будет защищать наши святыни от нечестивцев и безбожников. Если сегодня мы не отстоим наши храмы, завтра их переделают в супермаркеты и автостоянки", - констатировал священнослужитель.
А что, разве сейчас часть наших проповедников не заняты подобным? Вспомните, Юрий Иосифович, недавние закупки табачной продукции. Или соратника Вишняка.
Думаю, достаточно. Не знаю, как с христианскими идеалами, но с идеями Детей Цветов подобные призывы явно не совпадают. Отсюда и вывод напрашивается. Не был в те времена нынешний игумен реальным хиппи. Поддался моде, разводя сейчас заморского гитариста Джо Сатриани своим хиппивским прошлым. Непоследовательно потом призывая к насилию.
Одно в этой ситуации интересно мне. Как отнесется к нынешним словам игумена Юрий Шевчук? Будет ли после этого позировать вместе с батюшкой фотографу? Если да, то мир наш перевернулся.
Одно более менее успокаивает. Реакция государства на подобные призывы. Даже формальная:
"В МВД России обеспокоены такого рода заявлениями, содержащими призыв к противоправной деятельности. Все они будут внимательно изучены и отправлены на исследование, по результатам которого будет принято процессуальное решение", - заявили в ГУПЭ МВД России.