На пути к нейропедагогике Educational neuroscience

Влад Лившиц
"Надо научиться ценить в другом человеке
другого человека и надо обеспечить ему
это право — быть другим"
Ю. Лотман [7]

"Самое главное понять возможности ребенка,
 не травмировать его сознание, его психику,
 его самость ненужными требованиями и
 претензиями на соответствие, а просто помочь
 учиться, помочь развивать свой природный дар
 в той мере насколько позволительно в младшем
школьном возрасте"  Т. Кузьмина [7]

"На стадии дошкольного возраста нужно изучать
 поведение и мозговую деятельность детей, чтобы
 определить их степень склонности к преступлениям.
 И если ребенок входит в "группу риска"
 - следует принимать меры" Герхард Рот [21]



"В чем на взгляд нейросообщества основная
 причина «отставания», «неуспеха» и даже
 «недоразвитости» абсолютно нормальных и
 здоровых учеников? Ответ несколько
 шокирует: «Современная система образования
 не дружественна мозгу»
                Андрей ТАРАСОВ [5]

"«В клиническую практику акушерства и неонатологии
 широко внедрены современные методы диагностики
 состояния нервной системы плода и новорожденного:
 нейросонография, доплеровская энцефалография,
 компьютерная томография, магниторезонансная
 томография, позитронно-эмиссионная томография,
 электроэнцефалография, нейроиммуно-химическое
 идентификация церебральных белков и др.» [24]
 

Оглавление:
*Основные положения нейропедагогики
*Задачи нейропедагогики
*История нейропедагогики



 За последние годы нейронаука проделала большой путь на пути своего развития. Одним из ее прикладных направлений и является нейропедагогика. 
Нейропедагогика - использования знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учёта совместимости вариантов ИПЛ (индивидуальный профиль латерации) учащихся и преподавателей в образовательном процессе.
Нейропедагогика базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики и отражает личностно-ориентированный подход в образовании. Цель нейропедагогики — на практике оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций. Нейропедагогика исследует нейропедагогические системы, их свойства и процессы. Она состоит из нейродидактики, нейропедагогической диагностики, нейропедагогики воспитания, нейропедагогической коррекции и адаптации, нейропедагогической организации (образовательного процесса). Нейропедагогика основывается на сенсорной педагогике, т.е. путем воздействия на органы чувств ученика (зрение,обоняние, слух, тактильность), их эмоциональное состояние повышать обучаемость и регулировать поведение в процессе обучения.
Нейропедагогика использует новые неинвазивные (без нарушения кожных покровов) средства для исследования мозга, которые позволяют изучать педагогический процесс с позиции неврологических изменений мозга: магнитно-резонансная томография (МРТ), позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ), компьютерная томография (КТ), электроэнцефалография (ЭЭГ). [22] [23] [24]

Основные положения нейропедагогики:
1. Мозг как «параллельный процессор». Человеческий мозг может выполнять несколько функций одновременно. Учитель должен предусматривать широкие возможности для вовлечения учащихся в разнообразную по содержанию и формам учебно-познавательную деятельность, применения различных методов и приемов обучения. При этом недогрузка мозга, так же как и его перегрузка, могут оказать отрицательное воздействие на его развитие.
2. Учение и познание как естественные механизмы развития мозга. Природа наделила человека любознательностью и стремлением к познанию, и педагогика как наука должна создавать среду для удовлетворения этих потребностей. Учение и познание — энергоемкие физиологические процессы, и поэтому в процессе учения очень важно обеспечивать благоприятные с точки зрения гигиены и питания условия.
3. Опора на прежний опыт и поиск смысла как врожденные качества мозга. Человеческий мозг всегда функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление последней возникает тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые важно постоянно актуализировать в процессе обучения. (Концепция зоны актуального и ближайшего развития Л. С. Выготского).
4. Мозг ищет смысл через установление закономерностей. Беспорядочность и хаос усложняют продуктивную деятельность мозга. Обучение эффективно тогда, когда потенциал мозга человека развивается через преодоление интеллектуальных трудностей в условиях поиска смысла через установление закономерностей.
5. Нейропедагогика показала большую роль эмоций в обучении и преподавании. Эмоции являются необходимым фактором продуктивной деятельности мозга. Учебный материал, освоенный в благоприятной атмосфере, лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Эмоциональное обучение необходимо как детям, так и взрослым.
6. Мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию, оперировать целым и частью. Нейропсихологические исследования показывают, что мозг обладает уникальной способностью «видеть» объект одновременно в целом и по частям, в одно и то же время расчленить и собрать его. Анализ и синтез — это два очень важных, постоянно взаимодействующих мыслительных процесса в обучении, совместное развитие которых требует соответствующего подкрепления посредством адекватных приемов и методов обучения. Учебный материал должен представляться в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза, индукции и дедукции, прямого и обратного методов решения задач и доказательства теорем, конкретизации и обобщения и т. д.
7. Мозг способен впитывать информацию одновременно в условиях сфокусированного внимания и периферийного восприятия. Если умело организовать процесс обучения, то можно использовать особенности периферийного восприятия как конструктивный фактор обучения. Кинематографисты обращаются к фоновой музыке для усиления контекста фильма. Механизм периферийного восприятия может выступать как деструктивный элемент.
8. Процессы сознания и подсознания в мозге обучаемого протекают одновременно. В процессе учения мы получаем гораздо больше информации, чем нам кажется. На обучаемого оказывает влияние не только и не столько то, что сказал учитель, а весь комплекс внутренних (прежний опыт, эмоциональное состояние, уровень мотивации, индивидуальные характеристики обучаемого и т. д.) и внешних (общая атмосфера в классе, звук, свет и пр.) факторов среды обучения.
9. Мозг оперирует, как минимум, двумя системами памяти: системой визуально-пространственной памяти и системой «зубрежки». Первая — более естественна для функционирования мозга обучаемого. Вторая — более искусственна и трудоемка. Знания, поступившие в «хранилища» памяти через систему «зубрежки», неустойчивы и непродуктивны. Они, как правило, располагаются в ячейках памяти бессистемно и хаотично. Поэтому, чем больше такого рода информации «складируется» в памяти, тем труднее мозгу отыскать ее. Напротив, визуально-пространственная система памяти систематизирована таким образом, что вся информация, как в библиотеке, хранится строго «по каталогу и контексту». В этом случае удобно не только «складировать» ее, но и быстро находить и воспроизводить.
10. Человек понимает и запоминает лучше тогда, когда знания и умения «запечатлеваются» в системе визуально-пространственной памяти.
11. Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы. Творческая личность не терпит насилия ни над собой, ни над другими. Некоторые учителя в стремлении поддерживать строгую учебную дисциплину в классе уничтожают атмосферу творчества.
12. Мозг каждого человека уникален (принцип уникальности). Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объема и скорости обработки информации, преобладания той или иной системы памяти, гибкости мыслительных процессов и т. д.

Задачи нейропедагогики:
1. Изучить нейропедагогические механизмы сознания и поведения учебных групп; их личностных, субъектных и индивидных взаимоотношений, а также принципы формирования общего нейропедагогического пространства.
2. Исследовать те объективные психологические явления и законы, которые возникают как результат нейропедагогического общения людей в условиях решения единой образовательной задачи.
3. Проанализировать закономерности нейропедагогических процессов, структуру нейропедагогического пространства, развивающихся под влиянием совместной образовательной деятельности.
4. Разработать и внедрить в образовательную практику психодиагностические и психокоррекционные технологии, обеспечивающие повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов и психологов. Например, при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (СНВГ). МРТ позволяет своевременно диагностировать это нарушение и способствовать его лечению. Как известно, СНВГ все больше распространяется среди детей и подростков. 
5. Обеспечение инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями (возможность учиться детей-инвалидов в общеобразовательной школе вместе с другими детьми)

История нейропедагогики:
Необходимость использования нейронауки в педагогике высказывалась многими учеными давно, но только в конце ХХ столетия появилась возможность реализовать более широко достижения нейропсихологии и нейробиологии в педагогической практике. В России нейропедагогика возникла в 1997—2000 г. (Москвин В. А., Москвина Н. В, Еремеева В. Д., Хризман Т. П.). Фундаментом этого направления стали работы психологов Л. С. Выгодского по возрастной и педагогической психологии, а также основателя нейропсихологии А. Р. Лурия. Одновременно такое же направление возникло и в США. В США и России созданы научно-исследовательские центры по нейропедагогике. Институты тридцати стран вошли в крупнейший международный проект «Мозг и обучение»(Brain and Learning). Его осуществляет Центр исследований и инноваций в обучении (Centre for Educational Research and Innovation (CERI)) Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСD).  В проект вошли нейробиологи, педагоги, психологи, медики, социологи. В России при Современной гуманитарной академии (СГА) создан Институт когнитивной нейрологии (ИКН). Он стал первой площадкой нейропедагогики для специалистов смежных профилей. Институт когнитивной нейрологии объединяет ученых из МГУ, Института мозга человека РАН, Института психологии РАН, научно-исследовательских коллективов РАО, НИИ нейрокибернетики Ростовского госуниверситета и других научных учреждений. Принципы нейропедагогики наиболее широко применяются в финской системе образования.

 Нейронаука развеяла многие мифы, связанные с функциями левого и правого полушария в обучении, возрастных и гендерных различий  и т.д. В ближайшие годы нейропедагогика сделает немало фундаментальных открытий в этой области.

Литература
1. Астапов В. М. КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА. С ОСНОВАМИ НЕЙРО- И ПАТОПСИХОЛОГИИ. — М.: МПСИ, 2010. — 231 с. ISBN 978-5-89502-407-2
2. Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию /Роджер Р. Хок.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 210.- 509 с. ISBN 978-5-93878-237-2
Левое полушарие  контролирует процесс говорения, письмо, выполнение математических операций, чтение и является ведущим в области речи в целом. Правое полушарие доминирует в области распознавания лиц, решения зада пространственной ориентации, символического мышления, художественно-артистической деятельности.
Вывод: каждое полушарие это отдельный разум. У людей с нормальным мозгом взаимосвязь между полушариями может быть неполной. Сообщения между полушариями необходимы для того, чтобы поставить себя на место другого. 
Потенциал обработки информации увеличивается в два раза при разделении двух полушарий мозга.
3. Еремеева В. Д. Мальчики и девочки. Учить по — разному, любить по — разному: нейропедагогика — учителям, воспитателям, родителям, шк. психологам. Из-во Федоров, 2005. ISBN 5-9507-0204-2
4. Арндт Трайндл. Нейромаркетинг: Визуализация эмоций. - Альпина Паблишерз. 2009. ISBN: 978-5-9614-1125-6, 978-3-85499-234-9
5. Тарасов А. Нейрооткрытия меняют педагогику
(http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200800312)
6. Куда ведет пандус? СПб Ведомости. Выпуск  № 047  от  19.03.2012
7. Кузьмина Т. ОПТИМИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УЧЁТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Таллинн 2010
  (http://rudocs.exdat.com/docs/index-440168.html)
(http://moemesto.ru/metodportfolio/?page=3)
8. С. БЛЕЙК, С. ПЕЙП, М. А. ЧОШАНОВ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ В ПЕДАГОГИКЕ США
9. Нейропедагогика и современные дети (интевью)
(http://www.svobodanews.ru/content/article/127023.html)
Сейчас дети рождаются немного другими, они отличаются от тех детей, которые рождались 50 лет назад. А педагогическая система изменилась мало. Ребенок в 3 года приходит в детский сад и попадает в руки воспитателей, которые руководствуются установками, так сказать, советского времени о том, как надо воспитывать детей.
10. Тамара Юрищева, Светлана Чубарова, Галина Козловская, Валентина Еремеева. Гендерный подход в обучении и воспитании
(http://rl-online.ru/articles/2-05/335.html)
11. Наука на ощупь СПб Ведомости Выпуск  № 041  от  07.03.2012
12. Дмитрий Крылов. Как «разогнать» мозг
13. ЕРЕМЕЕВА В. Д. ВМЕСТЕ ТРУДНО. А ВРОЗЬ?
(HTTP://ALTRUISM.RU/SENGINE.CGI/5/7/8/10/1/)
14. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЯ, НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И НЕЙРОПЕДАГОГИКА

15. Neuropedagogy
Кратковременную  память нашего мозга можно сравнить с  системой   памяти ОЗУ компьютера. Для выполнения обычных функций, мы должны иметь возможность временно хранить, быстро и надежно, большие объемы данных, но только небольшое количество этого необходимо сохранить в долгосрочной перспективе. Ученые потратили десятилетия для разработки того, какие части мозга отвечают за эту систему буферной памяти, и как нейронные сети управлять этим. Учитывая огромный объем  информации, полученный от неврологии мы сейчас находимся в точке, от которой  мы можем приступить к новому дизайну педагогики, чтобы извлечь выгоды, используя модели обучения и памяти, разработанные  нейронаукой. Профессор Купер будет обсуждать, что неврология должна сказать о внимании и обучении на уровне нейронов и как мы можем разработать "neuropedagogical" подход для развития
обучения.
16. Educational neuroscience en. WIKI
17. Москвитин В. А. , Москвитина Н. В. Нейропедагогика как прикладное направление педагогики и дифференциальной психологии.
(http://vestnik.osu.ru/2001_4/5.pdf)
18.Что такое Нейропедагогика? Энциклопедический словарь
Нейропедагогика — прикладная нейронаука использования знаний когнитивной неврологии, дифференциальной психофизиологии, нейропсихологических знаний, данных о мозговой организации процессов овладения различными видами учебного материала, учёта совместимости вариантов ИПЛ учащихся и преподавателей в образовательном процессе
19.Москвин, Виктор Анатольевич.  Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека : [монография] / В. А. Москвин, Н. В. Москвина. - Москва : Смысл, 2011. - 367 с. : ил., табл. ; 22 см. - Библиогр.: с. 312-343.   ISBN 978-5-89357-303-9
20. Открытое письмо Ассоциации специалистов по прикладным нейронаукам
(http://re3.livejournal.com/617284.html)
Время, в которое мы живем – время научной революции в сфере наук о мозге, объединяемых под общим названием нейронаук (neuroscience). Сегодня наука расшифровывает то, как именно психические процессы связаны с мозгом, какие закономерности направляют протекание этих процессов, и дает рекомендации, как наилучшим образом использовать эти объективные основы психики в разных сферах деятельности.
21. Немецкий ученый нашел в человеческом мозге «зону зла», ответственную за появление маньяков, а также Сталина и Гитлера

Профессор из Бремена Герхард Рот сделал научное открытие, объясняющее тягу некоторых людей к преступлениям патологиями в головном мозге. Невропатолог выделил особую зону в лобной доле, в которой формируется "желание" совершать насилие
На стадии дошкольного возраста нужно изучать поведение и мозговую деятельность детей, чтобы определить их степень склонности к преступлениям. И если ребенок входит в "группу риска" - следует принимать меры.

22. Гиперактивный ребенок
(http://www.2mm.ru/zdorovie/144/giperaktivnyy-rebenok)
 При СНВГ проводят электроэнцефалографическое исследование - с помощью электродов, накладывающихся на голову, регистрируются электрические потенциалы мозга и выявляются соответствующие изменения. Это делается для объективной оценки состояния мозга ребенка. Существуют и более современные исследования с использованием магнитно-резонансной томографии . Эти исследования безвредны и безболезненны. По совокупности полученных результатов выставляется диагноз.

23. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью: причины и последствия
МРТ-исследования головного мозга пациентов с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью выявляют меньшие объемы белого вещества в правой лобной доле, меньшие размеры хвостатого ядра, скорлупы, мозолистого тела и мозжечка.

24. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей

«В клиническую практику акушерства и неонатологии широко внедрены современные методы диагностики состояния нервной системы плода и новорожденного: нейросонография, доплеровская энцефалография, компьютерная томография, магниторезонансная томография, позитронно-эмиссионная томография, электроэнцефалография, нейроиммуно-химическое идентификация церебральных белков и др.»