Лабиринты Кенигсберга. Глава 5-2-9

Валерий Шпинев
Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 5-2-9. Материалы, представленные Костей Беркутом. Кенигсбергская версия. Продолжение.

Ю. Иванов «Кенигсбергская версия. Янтарная комната: история, загадки, поиски».

Кто вы, Рингель?

«Весьма почтенная графиня Марион Дёнхофф… О польских поисках я Вас уже информировал, но вот появились «очевидцы» (сообщение в газетах), которые рассказывают, будто они видели, как 30 ящиков с сокровищами грузили в ГОТТЕНХАФЕНЕ (ныне это польский порт ГДЫНЯ). Произошло это во второй половине марта 1945 года. Они же утверждают, что «исторические сокровища, доставленные из Пруссии морским путем, грузились и на другие суда, а именно «ПРЕТОРИЯ» и «БЕРЛИН». Все эти суда покинули Готтенхафен 28 или 29 января! Я тут ставлю восклицательный знак потому, что эти суда, как и «Вильгельм Густлов», покидали ближние к боевым действиям порты Германии почти в одно и то же время! Может быть, проводилась одновременная крупная операция по переброске ценностей в глубины Германии? «Густлов» утонул, а все названные судна были разбомблены в Гамбурге британской авиацией и сгорели, а их корпуса, каждый в 27—30 тысяч тонн, были потом переброшены в Англию и там распилены для переплавки…
Поступают сообщения и о том, что сокровища якобы переправлялись и другими судами, а именно теми, которые ходили в порты ПИЛЛАУ и ДАНЦИГ, порты, расположенные ближе всего к восточно-прусским тайным хранилищам. Это «МОЛЬТКЕФЕЛЬС», «ПРОЙСЕН», «ГЕНЕРАЛ ШТОЙБЕН», «ГОЙЯ», «ЭМИЛЬ ЗАУБЕР». Об этом сообщал в нашей вечерней гамбургской газете… капитан Брустагнаваль, который во время войны был офицером транспортных кораблей в штабе адмирала Энгельгардта.
Что касается поляков, то, как мне стало известно, они отнюдь не прекратили своих работ, а их сообщения о том, что «Густлов» якобы весь разграблен, не может соответствовать истине. Чтобы его весь обследовать и разграбить, нужна мощная, приметная, с массой людей, плавсредств и мощной подъемной техникой, экспедиция, которая не могла бы остаться незамеченной прессой! Думаю, что этот слух они пустили специально, чтобы сбить искателей подводных сокровищ с толку...
Меня все больше интересует оберштурмбанфюрер Рингель, ТРЕТИЙ ГЛАВНЫЙ СВИДЕТЕЛЬ по делу… Ваш Георг Штайн».

Барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн:
«Эти трое: АЛЬФРЕД РОДЕ, ЭРИХ КОХ и РИНГЕЛЬ, действительно постоянно волновали воображение Георга Штайна…
Три… «главных свидетеля», и четыре, главные тоже, основные, версии: Кенигсбергская, морская, шахтная и заморская. Надо сказать, что самой любимой, самой близкой Георгу была, конечно же, Кенигсбергская версия… Очень много убедительных свидетельств, что все же Янтарная комната осталась тут... В этом городе, в его окрестностях, где-то в этих прусских землях…
Вы спрашивали об архиве Георга Штайна? Тут все просто. Мы с ним дружили долгие годы и когда он погиб, я выкупил архив у его семьи. Вы ведь знаете, что положение у них было бедственное и хотя продажа архива не спасла родственников Штайна от всех долгов, но все же помогла хоть немножко держаться на плаву. Кстати, этот архив доставлял семье Штайна очень много хлопот и беспокойства: кто-то без конца звонил, какие-то подозрительные люди толклись вокруг дома Штайнов, кто-то пытался просто похитить документы из архива...
В общем, все собрали, уложили в картонные ящики, и я все это вывез в Швейцарию, в Советское пocольство, где и передал архив послу Новожиловой, с просьбой побыстрее переправить его в Россию...
Георг Штайн написал рукопись книги о поиске Янтарной комнаты, но он не писатель, рукопись была отвергнута, как несостоятельная. Он покончил с собой»…

В штабе флота мы были приняты начальником политуправления дважды Краснознаменного Балтийского флота адмиралом Кудрявцевым и капитаном 1 ранга начальником гидрографии флота Беляковым. Встреча была недолгой, но весьма полезной. По своим каналам Беляков связался с польскими военными моряками, и мы уточнили некоторые детали, касающиеся «Вильгельма Густлова». Вот что удалось узнать. Лайнер лежит на банке Штольпен в девятнадцати милях от берега, в координатах 55°08' сев. широты и 17°41' вост. долготы. Польский офицер сообщил, что группа английских водолазов пыталась там незаконно проводить работы, но они были задержаны, так как лайнер находится в польских территориальных ведах. На вопрос, смогут ли соответствующие службы Балтийского флота оказать ту или иную помощь в организации экспедиции на «Вильгельм Густлов», Кудрявцев ответил, что все будет зависеть от конкретных обстоятельств и возможностей, но не исключено, что такая помощь может быть оказана… водолазами и гидрографами. Дело интересное,- полезное, все же — «Густлов»! Это ведь и история минувшей войны, о которой никогда нельзя забывать и, кроме того, если есть надежда отыскать те или иные сокровища, исчезнувшие в минувшую войну, так отчего бы и не предпринять такую попытку?..

Барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн:
«Я отлично помню, что Штайн без конца называл эти три фамилии: Роде, Кох и Рингель... Рингель его интересовал особенно, Георг Штайн подозревал, что это или закодированное, или просто вымышленное лицо»…

Ю. Иванов: «Этого оберштурмбанфюрера придумал мой приятель, писатель В. Ерашов, когда тридцать лет тому назад писал книгу «Тайна Янтарной комнаты», лицо вымышленное, да не совсем…
У этого штурмбанфюрера, выполнявшего, как считает Штайн, особое задание, а именно сокрытие Янтарной комнаты, был, оказывается, совершенно определенный фактический прототип — Георг Вист.
В 1959 году в редакцию журнала «Фрайе Вельт», который опубликовал несколько очерков о поиске Янтарной комнаты, обратился его сын, Рудольф Вист.

Вот что он писал: «Мой отец, Густав Георг Вист, родился 8 августа 1915 года, профессии он не имел, до тридцать первого года работал в разных местах, в том числе и на почте.
В 1931 г. он был руководителем одной из районных нацистских организаций Кенигсберга. В переворот 1933 года он перешел из СА в СС, к которым он принадлежал во время войны, где он находился в особой группе войск, подчинявшихся непосредственно Главному управлению имперской безопасности... К концу войны он был в чине оберштурмбанфюрера, имел награды, испанский крест и несколько медалей. Дома он был невыносим, избил однажды мать за то, что она не вступила в нацистскую партию, это произошло в резиденции Эриха Коха, которого отец, гордясь, называл своим названым братом»…

Они были очень близки, этот Вист-Рингель и Эрих Кох! Именно такому человеку Кох и мог поручить очень важное, секретное дело.

Рудольф Вист: «В 1944 году после бомбежки был разрушен наш дом и мы были вынуждены переехать на квартиру отца. Мать с ним не жила, квартира была пуста, так как отец где-то постоянно пропадал и дома почти никогда не бывал.
В 1944 году мы эвакуировались из Кенигсберга и поселились в Эльстербурге.
В феврале 1945 года отец неожиданно появился у нас. Он утверждал, что выбрался из Кенигсберга после одного ответственного задания, на подводной лодке. Кому она принадлежит, он не знал. С ним никто не разговаривал, так как говорить с ним было запрещено, но люди на лодке изъяснялись по-немецки. Отношения с ним у меня несколько улучшились.
Примерно за месяц до смерти он начал говорить со мной о разных важных вещах... Хвастался своими ответственными поручениями. Говорил, что последние дни и недели перед оставлением Кенигсберга, он принимал участие в захоронении различных ценностей… Он говорил о церкви в Кнайпхофе, о пассаже на Кенигсштрассе, о Фридрихсберге и других местах. Среди прочего он упомянул также, что Янтарная комната и часть коллекции янтаря, и военный архив были доставлены в бункер на Штайндамм. Но куда конкретно? На этот мой вопрос отец улыбался, говорил что я еще мал и глуп, чтобы это знать, к тому же лучше поменьше знать, чтобы уцелеть в этом мире.
В октябре 1947 года он, больной туберкулезом, был отправлен нашим лечащим врачом в больницу Грейц, где вскоре, а именно 17 октября 1947 года, и умер…
Примерно в январе или феврале 1948 года в подвале дома я нашел что-то вроде дневника, в котором было около ста приказов и донесений об исполнении поручений»…

Есть несколько документов, которые передал в комиссию Кролевского Рудольф Вист-Рингель, ведь он приезжал в Калининград летом 1959 года.

Вот они:
«Приказ. Оберштурмбанфюреру Висту. Предполагается, что в скором времени для «К» наступит операция «ГРЮН». По этой причине Вам необходимо провести акцию «БЦ» и доставить ее в известный Вам «БШ». После проведения входы, как условились, замаскировать, в случае, если здание еще сохранилось — взорвать. За выполнение приказа Вы несете полную ответственность. После выполнения вернетесь к известному Вам пункту, где Вы получите дальнейшее указание»…

«В ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМПЕРСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Приказ выполнен. Акция «БЦ» завершена. Входы, согласно предписания, замаскированы. Взрыв дал результат. Много жертв от действия противника. Возвращаюсь в указанный пункт. Георг ВИСТ»…

Последний документ: «Передано руководителю транспорта 30 ящиков плит янтаря, ящики коллекций янтаря, согласно приказу главного управления имперской безопасности. Подпись охраны: «транспорт принял». И еще одна подпись: Георг Вист»…

Если акция выполнена и груз доставлен в «известное место», а входы взорваны или замаскированы, то что это еще за 30 ящиков? И кто их принял? Охрана? В имении Коха Фридрихсберге? Те грузовики, что были найдены потом на Земландском полуострове? Или — это не сдал, а принял другой груз Георг Вист?

Имение Фридрихсберг… И экспедиция Кролевского и археологическая экспедиция Е. Стороженко, кстати, в наших бумагах есть ее справка о районе Филлипстайх— Ландграбен—Транквитц—Вельдгартен, район, который когда-то почти весь был в ведении Эриха Коха...

Канал «Ландграбен», озеро Филлипстайх, где, как считает Штайн, могут быть затоплены ценности в «металлических емкостях, хранившиеся до этого в имении Коха»...

Сколько сил потратил Георг Штайн на этого таинственного Рингеля! И вот что замечательно, его усилия не пропали даром. Он его нашел!
— Виста Георга?
— Не Виста, …он отыскал самого настоящего оберштурмбанфюрера.
Вот его сообщение, отправленное графине Марион Дёнхофф: «Георг Рингель найден! На днях я получил его личное дело из одного мюнхенского архива…
«Родился в 1905 году в Кенигсберге. Занимал различные должности. В 1933 году вступил в нацистскую партию и в 1937 году возглавил районную партийную организацию НСДАП. Далее — служба в СА и СС, выполнение ответственных заданий Главного имперского управления безопасности. Последнее звание — оберштурмбанфюрер СС.
В январе—феврале 1945 года, после выполнения особо ответственного задания пробился через фронт на Запад.
Умер в 1947 году»…

Почти полное совпадение с Георгом Вистом… Понять тут ничего невозможно. Либо все это удивительное совпадение, когда литературный герой вдруг оказывается подлинным героем, либо... мистификация самого Георга Штайна? Или, может быть, кто-то подсунул ему фальшивку?

И все опять запутывается еще больше:
-Упрятал ли Янтарную комнату Рингель-Вист, а может и Роде, в Кенигсберге?
-Или отправили ее морем, и она утонула вместе с каким-то из судов?
-Или переплыла Балтику и оказалась в Саксонии, Тюрингии или Альпах, в каком-то из тайных убежищ, ведь название операции: «Грюн», «Зеленый», это намек на зеленые холмы Альп?

Да, удивительно и... немного печально, если Янтарная комната «уплыла» из Кенигсберга. Все же Георг Штайн, как мне кажется, больше всего любил «свою», как он выражался, «кенигсбергскую версию»…
 
Несколько интересных сообщений, поступивших из ФРГ и ГДР:

«Один бюргер из Веймара сообщает, что айнзац группа, в которой он служил в начале 1945 года, получила приказ от крупного военного чина Штадельманна оборудовать грузовое судно, с тем, чтобы вблизи острова Борнхольм или Рюген, где точно, будет сообщено при выходе судна в море, принять с борта «Вильгельма Густлова» специальный груз, размещенный в ящиках, общим весом примерно в полторы тонны. Ящики якобы содержали в себе некий «Янтарный алтарь или комнату». Судно вышло в море, но вскоре было возвращено в порт». Это, видимо, тогда, когда поступило сообщение, что «Вильгельм Густлов» погиб.               

«В одной из местных баварских газет бывший военнослужащий вермахта сообщал, что, когда в Пиллау некий таинственный груз в ящиках перемещали под усиленной охраной солдат СС с берега на судно «Роберт Лей», то постоянно слышались слова: «Осторожно!». Как нам удалось выяснить, «Роберт Лей» пришел в порт Бременхафен и там, в результате английского налета, был разбит и сгорел. Есть сведения, что до бомбежки груз в ящиках был с него снят, но Янтарная ли была это комната?»…

«7 марта 1987 года в Дампе состоялась так называемая «Остзее — встреча» (регулярные встречи граждан стран Балтийского моря)… Некий Хайнц Шен, назвавшийся заведующим архивом «Вильгельма Густлова», с совершенной точностью заявил, что янтарные сокровища находятся... в трюмах судна»…
 
«Янтарную комнату и другие огромные ценности отправили из Кенигсберга в январе 1945 года санным обозом по маршруту «Кенигсберг—Хайлигенбайль или Бальга» и далее по льду в направлении на Эльбинг»… Увезли за пределы Восточной Пруссии.
Увезли, да не довезли: санный обоз был перехвачен группой советских танков, обстрелян и ушел под лед...               

Во время встречи сотрудников Калининградской археологической экспедиции с дочерью Роде, та припоминает, что ящики с сокровищами, как ей говорил отец, Альфред Роде, были вывезены в январе из подвалов замка и отвезены на вокзал, но последний поезд уже ушел. И ящики вернули или вновь в замок или в имение Эриха Коха...

Сообщение из Западной Германии: «Сокровища кенигсбергского музея янтаря, примерно 90 тысяч экспонатов, до апреля 1945 года находились в подвалах музея. Это мне сообщила перед смертью моя подруга, Элизабет Мюллер, бывшая сотрудница этого музея.
«Ищите. Копайте глубже» — вот что она еще говорила». Шарлотта Вайс, пенсионерка, город Киль»…

В бумагах Георга Штайна есть такие слова: «Ищите, настойчиво ищите. Исторические и культурные ценности не должны гнить в тайных нацистских бункерах, они должны быть возвращены людям».

Недавно стало известно следующее: тот, кто найдет Янтарную комнату, получит приз в один миллион долларов. Такое сообщение получено из ФРГ. Не исключено, что это известие значительно активизирует поисковую деятельность тех, кто пытается разгадать Тайну Века.

Продолжение: http://proza.ru/2012/10/21/993