О судьбе генуэзской твердыни

Сергей Лелеко
           Многие века нас отделяют от того момента, когда генуэзцы были вынуждены покинуть берега так полюбившегося залива: вместе с крепостью, разноплеменными подданными и остатками богатств,  закончилось господство средневековой республики на крымских берегах. Конечно же, генуэзское владычество оставило очень значительный след в истории не только нашего города и Крыма, но и всей Средневековой Европы.

             Предметом исследования (если так можно выразиться, конечно) данной статьи является то, что осталось от генуэзской крепости после многовекового турецкого господства, а  так же    достаточно   губительного воздействия   российского  присутствия  после присоединения Крыма— ведь в те далёкие времена никто в Империи не считал крепость памятником архитектуры.   Как известно, власти не только допускали, но и разрешали разборку каменных сооружений стен и башен для строительства города.   Вряд ли теперь возможно выяснить что именно и сколько было разобрано,    а что пострадало в результате атмосферных или иных воздействий: но некоторые, самые интересные и значимые объекты крепости, достойные не только упоминания, но и исследования, требуют, на мой взгляд, более пристального внимания современников.

                Итак, постоянно упоминаемый везде Карантинный холм, на котором находилась Цитадель крепости: где он? Каждый скажет, а на любом сайте, связанном с Феодосией (даже не хочу их все перечислять)  даже покажут на карте,   что это место — на Чумке   -   так это называется с времён моего детства, думаю так было с давних времён. Где стоят соединённые стеной две башни — Св.Клемента и Криско (на фотографии), расположенные перпендикулярно береговой черте, и сохранился большой фрагмент ворот со стеной, соединяющей их с башней Климента,    а внизу, у моря, вроде бы сохранился фундамент ещё одной башни — Джустиниани. Пишу так потому, что в том месте я не был: тогда, в 60-е годы моего детства, это место было закрытой зоной, охранявшейся охраной ВМФ. Только в 80-е мне удалось   там     выйти к берегу, но к остаткам башни я не подходил — не знал о её существовании.   Только после 2009 года мне, наконец-то,  удалось найти полный план крепости Каффа.

          Теперь перейду к более конкретным объектам, а именно — Цитадели. Ещё раз спрошу себя — где она?       Ведь известно, что это была очень обширная территория с улицами, раз там, по свидетельству многих источников  в  Инете и не только,   были расположены:   Консульский дворец, резиденция католического епископа (т.е. Собор),   здание суда,   конторы,   склады  и, наверняка, что-то ещё.   Где это всё теперь можно лишь предполагать: наверное, в основном, разобрано в начале освоения территории Российской Империей.  Пусть так.  Но где же тогда эти руины, территория   наконец, где всё это стояло?  Об этом умалчивает не только история и все вместе взятые сайты в Инете, но и фактически имеющаяся территория -  cами пойдите и посмотрите.   Зато за жилыми домиками, которые расположены сейчас внутри ОСТАТКОВ— подчеркну - Цитадели  -  резкий и глубокий обрыв, за которым расположена воинская часть Российского ВМФ.   Десятилетия своей жизни я знал это место — но   только после многолетней практики по руководству и организации строительства земляного полотна железных дорог ( это была  служба в желдорвойсках СА),     до меня начала доходить связь между сильно размытой южной стеной крепости (между башнями Климента и Криско)    и заполненной землёй почти по нижние бойницы самой башней Криско,   и этим самым обрывом у домов.    Подобные  размывы  наблюдаются   и  в стене,   расположенной ближе к морю, между башнями Криско и Джустиниани (там заложенный пролом), где сохранилась нижняя часть ещё одной, безымянной башни...   Много лет потребовалось, чтобы понять, что это место — САМАЯ НИЖНЯЯ ЧАСТЬ КАРАНТИННОГО ХОЛМА С ЦИТАДЕЛЬЮ.

      Упомянутая мной стена,  более-менее выровненная по высоте примерно в 70-80-е годы  прошлого столетия (видимо, тогда нашлось немного денег),  в моём детстве была сильно разрушена, имела явные следы размывов;  и сейчас можно увидеть с низовой части приличные холмы земли — откуда они там? Конечно — намыты.  Это  видно не только на снимках — воочию. Зайдите в башню Криско — там слой намытой земли, считаю, должен быть метров 10 — не меньше.  Не удивлюсь, если в результате раскопок Криско окажется... трёх уровневой башней, как и Клемента! Рядом с ней примерно в 70-е годы прошлого века (помнится по табличке, которая там была) производились некие раскопки какими-то студентами какого-то вуза;    что они искали - не знаю, но дно раскопа было именно на такой глубине — метров 10.   Что там сейчас — не припоминается: яма, скорее всего, засыпалась...сама собой...  Итак, ОТКУДА-ТО    МНОГО ВЕКОВ ДОЖДЕВЫЕ  ВОДЫ  НЕСЛИ  МАССЫ  РАЗМЫТОГО ГРУНТА,  КОТОРЫЕ  ЗАЛИЛИ  ВСЕ  ВОДООТВОДНЫЕ  СООРУЖЕНИЯ (на которые генуэзцы были очень большие мастера — ведь до сих пор трудится водоотводный канал на  Адмиральском бульваре, да и в других местах — особенно в нагорной части города)    И    ПРИВЕЛИ    К  ЧАСТИЧНОМУ  РАЗРУШЕНИЮ  ЮЖНЫХ   СТЕН И  ЗАЛИЛИ  ЧАСТЬ  БАШНИ  КРИСКО.    Но каков же был по прочности раствор, применявшийся рабами  для возведения этого замечательного сооружения!   Бойницы башни Криско, пропустившие через себя многие тысячи  кубометров жидкой грунтовой пульпы, полностью не размыты,  и  через одну из них  любит проходить гуляющий и «приобщающийся» народ;   прочности самой башни, похоже, до сих пор ничего не угрожает! Следы изливавшейся  пульпы есть около всех нижних бойниц башни Криско.

         И теперь — главный вопрос: ОТКУДА  ЖЕ   ЛИЛИСЬ  ЭТИ  САМЫЕ  ПОТОКИ РАЗМЫТОГО  ГРУНТА, ВОДЫ,  ЕСЛИ... НЕТ НИЧЕГО  ВЫШЕ?

        Вот и ответ — тут, рядом  БЫЛ  ХОЛМ!    Теперь там, где он был — воинская часть и далее — всё остальное.   Порт, гавань, улица Горького с Морсадом, парком вдоль Горького с платанами и мемориалом,  потом тоже парк  с  Витей Коробковым,   памятником Назукину и...упираемся в башню Константина!    Именно УПИРАЕМСЯ, ибо это был УГОЛ  ГЕНУЭЗСКОЙ  КРЕПОСТИ  В  СРЕДНИЕ  ВЕКА.     Об эту башню бились волны залива, между прочим.   И это — не тайна, это всем известно.    Пойдём дальше?   А дальше  - привокзальная площадь с вокзалом, пути станции Феодосия ( 9 путей при строительстве),  потом — переезд, набережная. Причём есть новая, насыпанная в 70-е годы, а есть старая, ограниченная когда-то стенкой (стоит до сих пор!), вдоль которой проходил и сейчас проходит железнодорожный путь от ст.Айвазовская.

        Всё это я перечислил чтобы стало понятно, что всё или почти всё то, что расположено сейчас после того самого обрыва у воинской части, отсыпано вручную из грунта Карантинного холма именно тогда, когда Российская Империя стала строить в Феодосии морской порт,  т.е. в 1891 — 1895 годы позапрошлого столетия!  Других вариантов  добычи земляных масс для такого масштабного строительства я просто не вижу.  Осталось, с чисто профессиональной точки зрения, очень приблизительно, оценить объём грунта, который потребовался   строителям     (среди которых был даже будущий пролетарский писатель Горький!) для реализации проекта.    Конечно же, не очень правильно «изобретать велосипед» - ведь вполне возможно, что руководитель строительства А. Бертье-Делагард оставил после себя какие-то документы, может быть даже есть где-то проект порта.  Но пока что найти через Инет ничего не удаётся: наверное, стоило бы изучить архивы.   Но какие? Где?    Вопросы для меня пока без ответа – человек, более свободный чем я, мог бы потрудиться, поискать.

       Зато сам товарищ Горький, слава Богу, написал кое-что, правда очень не
 профессионально, про обсуждаемый вопрос:

"...Передо мной развернулась широкая картина труда: весь каменистый берег перед бухтой был изрыт, всюду ямы, кучи камня и дерева, тачки, бревна, полосы железа, копры для битья свай и еще какие-то приспособления из бревен, и среди всего этого сновали люди. Они, разорвав гору динамитом, дробили ее кирками, расчищая площадь для линии железной дороги, они месили в громадных творилах цемент и, делая из него саженные кубические камни, опускали их в море, строя оплот против титанической силы его неугомонных волн. Они казались маленькими, как черви, на фоне темно-коричневой горы, изуродованной их руками, и, как черви, суетливо копошились среди груд щебня и кусков дерева в облаках каменной пыли, в тридцатиградусном зное южного дня. Хаос вокруг них, раскалённое небо над ними придавали их суете такой вид, как будто бы они вкапывались в гору, стремясь уйти в недра ее от солнечного зноя и окружающей их унылой картины разрушения. В душном воздухе стоял ропот и гул, раздавались удары кирок о камень, заунывно пели колеса тачек, глухо падала чугунная баба на дерево сваи, плакала "дубинушка", стучали топоры, обтёсывая бревна, и на все голоса кричали тёмные и серые, хлопотливые фигурки людей... Среди них расхаживали распорядители в белых кителях с металлическими пуговицами, сверкавшими на солнце, как чьи-то жёлтые холодные глаза".

                Читая этот отрывок Горького из его повести «Коновалов», написанную под впечатлением его участия в строительстве Феодосийского порта, упустим явную безграмотность пролетарского писателя: по его мнению стройка эта представляла  из себя полное безобразие, уродство и хаос, а люди там были, практически, рабами... А вот распорядители (сволочи, прям!), расхаживали и «блестели». Надо оставить все эти  негативные взгляды писателя на его совести: мы знаем, что такой объёмище работ, который был  произведён  всего-то за 4 года,  пусть и вручную, без отличной  организации и хорошего качества всех  технологических  операций,   вряд ли мог быть выполнен.   Значит, и высшее руководство и те,   которые в «белых кителях»  с  металлическими пуговицами,   сумели достойно  организовать  эту  огромную  трудовую  деятельность,  а  «черви»  не  просто «суетились», но и сделали то, что от них требовалось. Причём, скорее всего, не бесплатно. В этом отрывке заключена, если отбросить всякий «сор» из тачек, гула и топота, пыли  и творила,  суть  моего  поиска    —      ВЗОРВАННАЯ  ГОРА!        Гора эта — именно КАРАНТИННЫЙ  ХОЛМ, «изуродованный их руками».   Это про него вскользь и мимоходом упоминает  будущий пролетарский писатель. Будем ему благодарны и за это — иначе вообще  не поймёшь — откуда была взята земля для стройки такого  значительного объёма гидротехнических и железнодорожных   сооружений. 
               
            Итак   -     предварительный итог: за имеющимся ныне обрывом простирался холм значительной площади и высоты —  его мы можем сейчас видеть только  на одной старинной гравюре и на  картине   Богаевского,    который уже «фантазировал»;   это всё,  чем можно руководствоваться при оценке той, уже не существующей, местности.  Но ясно одно — холм был и его — срыли. И произошло это именно во время строительства порта.   Так что фраза  «Цитадель возвышается вокруг Карантинного холма» - истинная правда.  Была.  До конца 19 века...

        Теперь  -  объёмы грунта. Очень приближённо, оценочно.  Составим  план местности, где находятся выше перечисленные объекты.     Конечно же, расстояния — очень приблизительны.         Глубины тогдашнего залива — тоже вещь условная.    Расстояния от обрыва до первого городского пляжа (ориентировочная граница отсыпки грунта) — тоже примерные. Считаем  «от обратного»,  т.е. оценим объёмы самих сооружённых объектов. По-видимому,  сумма этих объёмов и будет объёмом Карантинного холма. Если, конечно, грунт не использовали на каких-нибудь ещё,  мне не известных объектах...
         Итак, расстояние от первого городского пляжа до дома И.К. Айвазовского примерно 3 километра.      От  стены старой набережной,  вдоль   которой проходил и сейчас проходит железнодорожный путь,   до   старой береговой черты, в среднем, было метров  100.     Площадь насыпи, стало быть,  300 тысяч квадратных метров,  которую умножаем на  среднюю высоту, примерно метра 4.   Получим объём 1,2 млн. кубометров грунта.    Это тот грунт, который  строители   уложили  в  насыпь  пути    и    выровняли   береговую  черту  залива   на вышеупомянутом протяжении:    его,  скорее всего,  они  взяли с береговой возвышенности, остатки которой сейчас называются Бульварной горкой, а вообще-то это гора Сарыголь.    Это там сейчас ресторан Южный и другие «архитектурные шедевры нового времени».    С тех пор волны моря уже не угрожают     дому великого мариниста,    появился широкий проспект, который как только не назывался,  и  появилось  место для строительства и ныне там стоящих роскошных дач состоятельных людей.     Так что  этот объём грунта мы из  Карантинного холма , конечно, вычитаем.

           Протяжённость земляного полотна станции примем  метров 800, а ширина его под   9 путей  -  метров 300. Не думаю, что сразу делали какое-то подобие набережной, поэтому этот объект упустим.  Далее — высота насыпи — пусть те же 4 метра? В среднем? Тут строители тоже засыпали береговую черту со всеми изгибами, ямами и, может быть, красотами — они, кстати, изображены на известных картинах И.К. Айвазовского (1865 года) и  А. Фесслера (1866 года)  с  башней Константина. Отныне — она в 300 метрах от вод залива!   А объём сейчас получим: 800 х 300 х 4 = 0, 96 млн. кубометров грунта.  Прилично!
          Затем  строители вели  отсыпку вдоль уреза воды залива от крепостной стены    ( теперь там парки с Витей Коробковым  и  далее — с платанами, напротив Клуба порта,   т.е. вдоль улицы Горького.      Думаю, что расстояние нужно считать от башни Константина до самого бывшего завода ПТО, за Морсадом.   Тут объём оценить сложно: ведь портовые сооружения, включая молы — это дополнительный объём, который считать надо хотя бы шагами. Но мы попробуем.     Причальные стенки порта вдоль берега: 1000 метров х 300 х 4 = 1,2 млн. кубометров.  Теперь добавим молы — пусть ещё  600 х 50 х 10 =  0,3 млн. кубометров. Что-то ещё забыли?  Ближе к бывшему холму?    Ну, тогда добавим ещё с миллион кубов.   Тогда в сумме получается  3,46  млн. кубометров грунта.   
          Если местами глубины были более значительные, чем мной принятые, то обьёмы значительно возрастают.    Но мы добавили миллион — видимо достаточно.    Итак, очень «грубо говоря»,   3,5   миллионов кубометров грунта. На весь порт со станцией.  Вот первая цифра, которую я вижу, слышу и могу оценить, оспорить, увеличить или уменьшить — сделать всё,  что кому угодно, но она ПОЯВИЛАСЬ.    Я не решаюсь сказать, что такой же объём был и у Карантинного холма, но логика, логика...    Вот распределить эти 3,5  миллионов на эту возвышенность я не берусь  -  я специалист  не в этой отрасли.  Если найдётся  человек, который знает как распределить этот объём на местности, то  мы,   может быть,   увидим какой он был,   Карантинный холм  в  19 веке..