Письмо 84. Православие суть Вселенскость

Александр Сорокин Российский
8 февраля 2011 года

Здравствуйте, дорогой во Христе Николай Павлович!

Спасибо большое за слова утешения! Они мне очень помогают, особенно когда сказаны так по-доброму.
Размышлял недавно над тем, что такое вера. Выходит, что это особый, духовный "орган чувств", для осязания Бога? Ведь если бы мы явно знали, что есть духовный мир, как верим в незыблемость материального (если пойдешь на стену, лоб расшибешь), то не было бы никакого выбора?

Сейчас, пока "зима", я начинаю понимать, что когда Бог вначале давал мне благодать вне всякой меры, у меня было, так сказать, духовное опьянение. Я не чуял своих недостатков, только плавал в благодати. А ведь "не сражался ещё до крови с грехом".

Последнее время у меня знаете какая проблема?
Я вообще человек очень суеверный по жизни. Боюсь своих очень быстро вспыхивающих мыслей. Видно такой недостаток моего "компьютера" - имея способности чётко выразить мысли, от мыслей же и страдаю. Ведь способность писать книги - она от того, что в мозгу очень много мыслей, много ассоциаций, которые мгновенно подыскиваются в нужное время. Отсюда и сбой - в голову лезут плохие мысли. Ну или бес подбрасывает, пользуясь моей пугливостью. Очень меня это изматывает - бесконечная борьба с этой навязчивостью. До уверования в Христа я постоянно незаметно для окружающих плевал через плечо и стучал по дереву:) Сегодня твержу - Господи, помилуй.
Как это происходит? К примеру: еду в автобусе, вижу какого-нибудь пьяного. В мозгу сразу вспыхивает: спаси его, Господь. Потом начинается страх - как бы это не получилась своевольная молитва и я не взял бы его искушения на себя. Сразу же начинаю молиться - Господи, защити меня от своевольной молитвы. И так во всем... Мысли мечутся. Боюсь невольно помолиться за говорящего плохое, одновременно боюсь вознестись над этим человеком, а также боюсь одобрить грех. И начинаю бормотать про себя придуманную мною недавно и ставшую основной молитву: "Господи, спаси меня от осуждения и превозношения, от своевольной молитвы, но убереги меня от греха! Защити меня от дурных помыслов!" И это - чуть ли не десять раз в день, иногда атаки на меня каждую минуту идут, очень утомляюсь от этой паники внутри себя. Молюсь "своей" молитвой в такие минуты формально, иногда нет сил прочувствовать каждое слово.
Понимаю, что страх своевольной молитвы у меня неправильный. Боюсь искушений панически, боюсь ссор и тягот, которые могут возникнуть в моей семье. Понимаю, что за ближайших родственников обязан молиться, но страх - он живёт. Какой-то деструктивный.
Часто жизнь поворачивается так, что приходится что-то брать, чтобы не обидеть людей. И тут у меня снова появляется сосущее чувство пустоты в груди, страх, иногда паника. Ловлю себя на мысли, что я боюсь Господа. Говорю себе - наш Бог - не калькулятор, чтобы сидеть и подсчитывать твои "своевольные молитвы", назначая потом за них тебе "искушения". Бог - это личность, добрый и всеблагий, который отлично видит, что я как крыска, загнанная в угол своими страхами. Но это только в интеллекте у меня такое убеждение, на уровень сердца это ещё не спустилось.
Очень замучали меня эти помыслы, страхи, атаки. Как от этого избавиться? Как правильно понимать молитву за других и как правильно молиться, не превозносясь? Хочу сердечную связь с Господом. Последнее время понимаю, что Господь внутри меня - вот это чувство трудноуловимое, которое всегда знает, что хорошо, а что плохо. Вот только мало этого во мне. Это как нить какая-то, которая в самой середине груди. Хочу её расширить, но, видать, это не как в йоге - медитации тут не помогут, это только Господь даёт. Как просил пророк Давид: "Расширь сердце моё и потеку путём заповедей Твоих".
Покаюсь, что всё ещё не получается поститься по пятницам. Решаю вечером, что не буду есть мясо, а на утро срываюсь. А ведь, когда увлекался разной эзотерикой, индуизмом и йогой, легко не ел, даже полностью голодал по несколько дней. Оправдываю себя тем, что у меня, как у отца двоих детей сейчас большая нагрузка - всем требуется внимание, приходится много работать и душой и телом. Еда для меня сегодня - это некий способ расслабления, удовольствие, которое помогает уйти от забот. Молиться долго тоже не получается каждый день. Чаще всего кратко говорю с Господом и Божьей Матерью утром и вечером, иногда, увы, формально. Молиться тщательнее, как это ни прискорбно, меня понуждают только повышенные страдания и искушения, которые иногда случаются в моей семье.

Думаю последнее время над двумя вещами.
1. Почему всё-таки в православной традиции пост такой строгий? А ведь так постились и великие сподвижники, монахи и многие, кто был движим Святым Духом. Значит, всё же, отказ от пищи имеет какой-то духовный смысл, если это от Бога к ним пришло? Это ж они не по своеволию так постились. А вот апостол Павел явно говорит, что недопустимо что-то запрещать есть, ибо всё создано Богом и всё надо вкушать с благодарением. "Не едим ли мы - ничего не приобретаем, едим - ничего не теряем" - так он пишет в "Посланиях". Кажется, у Захарии написано, что Бог желает от нас милосердия, а не лицемерного отказа от пищи - такой пост угоден Богу.
И всё-таки - где золотая середина? И почему всё-таки возникла такая традиция поститься в плане не только добрых дел, но и пищи?

2. С полгода назад читал житие Сергия Радонежского, написанное монахами Лавры в 16-17 веках, и заметил, что поляки-католики там не называются иначе, как "погаными". Там клеймится католичество, говорится о ереси, в которую впала Римская церковь. Эдакое твердое стояние на позиции единственно истинной церкви - Православной. Боюсь ошибиться, но кажется, там и сам преподобный Сергий, являясь в видении одному монаху, который посетовал, что Православие на Руси гибнет (от польской экспансии), утешил монаха, сказав, нечто вроде: "Не тебе решать, быть Православию на Руси или нет". То есть, Русь всегда несла крест особого служения, сохраняя истинную веру. Это видно по многим фактам. Но тут я воочию вижу, что в Католической церкви много благодати и истины, много добрых и сердечных людей, сохраняются догматы и таинства. Выходит, в Католичестве это всё тоже было? Тогда в чем Крест особого служения Руси, если и западная церковь тоже все эти годы хранила заветы Господа? Господь сказал Вассуле Райден, что всё три жезла должны склониться перед ним и покаяться - то есть, католики, православные и протестанты. Католики - за свой холодный "юридизм", который угашает Духа, православные - за мертвую схоластику и невнимание к прихожанам, протестанты, которые пламенно верят и делают множество добрых дел - за неправильную трактовку многих истин, которые вручил Дух Святой...

Уж извините, Николай Павлович, за длинное письмо - наболело за долгое время.

С теплом во Христе,

Саша

12 февраля 2011 года

Дорогой Саша, здравствуй!

По поводу индивидуальных молитв. Господь говорит Вассуле, чтобы она поминала, кого хочет, поименно: тогда Он будет благодатью Своею преобразовывать их.
Дьявол боится поименных молитв, т.к. они преграждают его действия на души.
Страхи дают нам возможность воочию почувствовать свою слабость и боязнь дьявола наших молитв, ибо страх у человека благодатного имеет началом именно его, т.е. либо непосредственное воздействие дьявола, либо воздействие нашей натуральной доблагодатной природы.
Натуральный страх есть физическое ощущение своей незащищенности. Допуская страх нам, Господь дает нам возможность вступить с ним в борьбу и выйти победителем. Так мы возрастаем в доверии Господу.
Натуральные страхи терпел и Господь Иисус Христос, но никогда им не поддался. Когда мы превозмогаем страх, то тем самым прославляем величие Творца, создавшего таковым вот человека, даровавшего ему силу духа, возвышающую его над своей натурой, управляющую ею.

О посте. Святые отцы Церкви говорят, что ничто не смиряет человека так, как недостаток питания, т.е. пощение в пище. Господь освятил наши посты Своим 40-дневным строжайшим постом: ведь только подумай - не ел и не пил 40 дней и ночей, пребывая все это время в каменной пустыне! А для чего? - для того, чтобы показать нам, как стяжать силу духа, ибо написано, что выдержав пост и победив при этом искушения дьявола (чревоугодие, сребролюбие и тщеславие), Господь "вернулся в силе духа в Галилею". Ясно, что Он всегда пребывал в силе духа, но здесь Он Собственным действием Своим подает пример именно нам, уверовавшим в Него. 
Да, Господь и без каких бы то ни было действий с нашей стороны мог бы нам даровать все. Однако Господь хочет видеть нас личностями, т.е. не пассивными автоматами-потребителями, а активными личностями-сотрудниками с Ним: мы работаем вместе с Ним - постимся и молимся, а Он подает нам Свою благодать по мере нашего доверия Ему.

Да, пост без любви ко Господу не имеет смысла, но, если ты совершаешь его из любви к Нему, то это прославляет Бога.

Почему сейчас не можешь сдержаться в таком малом воздержании? Думаю потому, что перед постом не попросил Господа о помощи в проведении поста, либо просил вяло, почти равнодушно. Наше намерение мы можем исполнить лишь в области, подлежащей нашей самости, и то не всегда. В области же духовной, т.е. если наше намерение относится к связи нашей с Богом, то без Божественной благодати, подаваемой Господом Иисусом Христом по нашим молитвам, это почти невозможно.
Попроси об этом также Божью Матерь. Опыт многих и многих людей убеждает нас в особенной силе, даруемой нам Богом по Ее молитвам. Я сам много раз убедился в этом.
У тебя есть страх Божий - пользуйся также и им: скажи себе, что если пообещал Богу поститься, то не можешь уже этого не исполнить. Опасно обмануть могущественного человека, а - Бога?! Ой, ой, - Боже упаси!

Православие для Руси есть его вселенскость. Таково назначение Руси: правильно славить Бога, подавая в этом пример всем народам земли. Назначение же свое Русь еще не исполнила, оно еще впереди. Думаю однако, что время ее воскрешения и прославления Бога уже совсем близко.
Не всегда земные люди правильно понимают небесные откровения, было таковое и со мною. "Православие" земное сознание норовит воспринимать, как отделенность от всякого "неправославия". А небесный глас преподобного Сергия сообщил о "Православии Руси" в небесном понимании этого слова: в правильном прославлении  Господа. А что значит правильно славить Господа? Господь сообщил нам это, сказав апостолам Своим: "А потому узнают люди, что вы Мои ученики, если любовь будете иметь между собою".
Итак, всякий любящий Господа должен любить и другого такового же, где бы и в каких бы условиях тот ни находился. Иными словами: Православие суть Вселенскость. К этому выводу давно пришли многие русские святые, одним из ярких представителей которых является св.Серафим Саровский. Кстати, а те, от кого Русское Православие взяло свое начало - святые Кирилл и Мефодий были апостолами Вселенского Православия: происходили из церкви Восточной (православной, по современному), а на апостольскую миссию были посланы папой Римским, т.е., как представители Западной (католической, по современному) церкви.  Выходит, что ни они сами, ни их иерархи не мыслили о Церкви иначе, как о Вселенской.

И каждый из нас должен внести свою лепту в правильном прославлении Господа. Каким образом? - стремясь всякий раз стать лучше, побеждая благодатью Божею свои немощи и несовершенства. Любовь, проявляющаяся милосердием и возносящая нас ко Господу имеет два крыла: пост и молитву. Так утверждают св.отцы  Вселенской Церкви, жизнью своею отразившие дух святого Евангелия Господа нашего Иисуса Христа, в чем да поможет и нам Господь.

Привет Ю. с детками А. и О.

С любовью о Христе Иисусе, Господе нашем,
НПК.

В начало переписки: http://www.proza.ru/2010/09/06/698
Продолжение: http://www.proza.ru/2012/10/18/1388