Три мудрых обезьяны

Татьяна Бойко-Назарова
В Японии над дверью синтоистского святилища Тосёгу, охраняемого ЮНЕСКО, находятся скульптуры трех мудрых обезьян "мидзару, кикадзару, ивадзару" - "ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу (плохого)". Продолжение этой фразы: "... и тогда плохое минует меня". В буддизме такое поведение считается мудрым. Может, поэтому китайцы, корейцы и японцы так любят закрывать глаза очками, уши плеерами, а также мало говорить и много работать? Император, которому подавали обед из 108 блюд, поощрял пропаганду трудолюбия и аскетизма. Но это было давно.

А сейчас я уже год, как наблюдаю за обезьянами в естественных условиях. Напрасно пытаюсь я сфотографировать трех мудрых обезьян в натуре. Проще, оказалось, купить японскую статуэтку. Буддизм обезьянам не присущ. А вот конфуцианство в стаях приматов бьет через край. Социальная иерархия, половая дискриминация, дедовщина - это законы обезьяньей стаи. (Да простят меня государственные деятели вместе с их охраной).

Однажды  вечером,  когда  около сотни обезьян  бегали на лужайке между пальмовыми зарослями и озером, я заметила трех обезьян, сидевших неподвижно   на вышке.   Это были    охранники обезьянней территории. Они же и надсмотрщики, т.е. секюрити, которые все видят, все слышат и на все рычат в ответ. Охранники  почти не обращали на меня внимания, но бросались  вниз, оскалив  клыки, если кто-то, по их мнению  пытался незаконно  подняться по служебной  лестнице.  Нарушением  иерархии считалось  приближение к Вожаку. Вид нижестоящих обезьян мог испортить ему аппетит, а  при  мудрой охране  Вожак спокойно  продолжал набивать еду за обе щеки. Особенно сильные удары охранники обрушивали  на спины худых подростков и матерей с грудными детенышами. Чтобы питаться не только травой, им приходится проявлять чудеса храбрости, находчивости и спортивной выносливости. Я, конечно, пыталась выступить в их защиту. Но, как я ни старалась бросить им кусок папайи или манго, охрана мигом  разгоняла голодных. А Вожак сам все с удовольствием съедал, а  что не умещалось, крепко держал в руках. Обидно, страшно и знакомо. Хотя, это всего лишь приматы.

Фотографии,  подтверждающие иерархию и поведение в стае  обезьян,  можно посмотреть здесь   http://travelreal.ru/azia/malajziya/ierarxiya

Малайзия, вечер, между университетом и джунглями.
Октябрь
2012 г.

Фото автора